Работа сурдопедагога с родителями
Следующее важное звено в деятельности учителя-дефектолога — работа с родителями, которая варьируется в зависимости от типа учреждения, т. е. от времени пребывания в нем и условий содержания детей. В одних случаях дети находятся в детском саду в течение недели (пять-шесть дней), в других — их берут домой ежедневно. Распространено еще и круглосуточное интернатное содержание детей. У некоторых нет родителей, или они не стремятся часто брать детей в семью. Неполные, малообеспеченные или неблагополучные семьи доставляют педагогам массу хлопот. Однако в какой бы семье ни воспитывался ребенок из данного дошкольного учреждения, учителю-дефектологу приходится устанавливать с ней связь в целях более глубокого понимания особенностей развития самого ребенка и для выбора оптимального педагогического воздействия на каждого воспитанника группы.
Изучая семейные условия, сурдопедагог учитывает все особенности домашнего окружения каждого из детей дошкольной группы. Важно узнать состав семьи; количество взрослых, их род занятий;
материальное обеспечение; наличие других лиц с дефектами слуха, степень их слухоречевого развития; отношения между членами семьи; уровень культуры, моральный климат; привязанности ребенка к каждому родственнику; его любимые занятия дома; формы общения с ребенком, отношение к его дефекту, способы помощи в установлении контактов, отношение родителей к требованиям дошкольного учреждения. Необходимо иметь представление о том, знают ли в семье о путях коррекционного воспитания своего ребенка, реальных возможностях в выполнении рекомендаций педагогов, хотят ли члены семьи постичь специальные сурдопедагогические приемы и методы, способны ли воспитывать ребенка на личных примерах, верят ли в позитивные возможности ребенка с нарушенным слухом.
Сурдопедагог вместе с воспитателями обсуждает конкретные семейные условия, выявляет факторы, содействующие усилению педагогического влияния или тормозящие его. С учетом этих факторов в работе с родителями преобладают те или иные формы взаимодействия. Одних родителей приходится специально настраивать на систематические занятия с детьми дома, других, наоборот, предостеречь от чрезмерного увлечения отработкой учебного материала. Некоторые родители воспринимают нарушение слуха у ребенка как непоправимую беду и перестают верить в то, что он когда-либо будет подготовлен к самостоятельной жизни. Другие — ожидают немедленных результатов в овладении ребенком речью, в развитии его слуха, а все остальные линии развития либо не замечают, либо сбрасывают со счета.
Вариантов отношений к ребенку с нарушенным слухом со стороны семьи и к системе воспитательной работы дошкольного учреждения встречается очень много, и педагоги должны, независимо от этих отношений, давать только положительный настрой совместной работе по воспитанию детей, поддерживать даже самое незначительное полезное начинание родителей, разъяснять им ценность посильного вклада в воспитательный процесс. Учитель-дефектолог раскрывает перед родителями свои способы изучения ребенка, наблюдения за его развитием, формированием личностных сторон и качеств.
По мере продвижения детей в специальном обучении дефектолог объясняет родителям содержание работы по каждому разделу программы и значение каждого вида деятельности для общего развития, систематически дает как общие, так и конкретные индивидуальные советы методического и житейского характера. Педагоги демонстрируют родителям детские работы, рассказывают об отдельных поступках, высказываниях, интересных случаях из жизни детей в группе.
Доброжелательность тона, разумность требований, последовательность в решении конкретных задач, оптимистический взгляд на пути преодоления дефекта, равное внимание ко всем родителям группы, профессиональная грамотность дефектолога укрепляют его авторитет и способствуют активизации деятельности всех мам, пап, бабушек и других родственников в деле воспитания неслышащего ребенка.
Крайне необходимо, чтобы в домашних условиях у детей не менялся режим дня, к которому их приучили в дошкольном учреждении, чтобы закреплялись культурно-гигиенические и трудовые навыки, чтобы дети получали новые представления об окружающей жизни (прогулки, экскурсии, посещение театра, цирка, кино, выставок и т. п.). При этом родители должны постоянно разговаривать с детьми, помогать им выразить свои требования, мысли, впечатления речевыми средствами, дослушивать детей, терпеливо поправлять ошибки и неточности, давать новые образцы высказываний. Требования к пользованию аппаратом, к слуховому восприятию должны быть теми же, что предъявляются в детском саду. Педагоги предлагают родителям не просто выполнить с детьми какие-то задания, а придумать и провести новую интересную игру, подготовить пособие, проиллюстрировать рассказ об интересных событиях и т. п.
Известно, что дети, приходя в дошкольное учреждение из дома, стремятся поделиться со сверстниками и педагогами новыми впечатлениями, показать свои поделки или игрушки. Им особенно дорого все то, что сделано с мамой или папой, что напоминает о доме, о радостных встречах, увлекательных экскурсиях. Это пребывание ребенка дома само становится предметом изучения, стимулом для усвоения новых знаний, для расширения общего кругозора детей, развития их фантазии, инициативной речи.
Дефектолог с учетом конкретных условий и реального контингента родителей использует традиционные и некоторые не совсем типичные формы работы. Наряду с проведением родительских собраний, консультаций, праздников, открытых занятий, выставок детских работ, перепиской, могут организовываться коллективные походы, экскурсии, празднование дней рождения в домашних условиях, привлечение родителей для работы в детских учреждениях в качестве нянь, помощников воспитателей и др. Родители могут помогать в размножении программных и методических материалов, изготовлении пособий, письменных табличек, в записи речи детей на магнитофон, в кино- и фотосъемках. Родители, накопившие известный опыт в воспитании детей, делают доклады и сообщения на педсоветах, методических совещаниях, родительских собраниях и конференциях. Некоторым из них предлагается обобщить опыт воспитания в виде дневниковых записей, статей, брошюр и т. п. Вся работа должна быть направлена на то, чтобы окружающие ребенка близкие люди полнее осознали его возможности и пути компенсаторного развития при нарушенном слухе, чтобы каждый шаг на этом пути был тщательно измерен и осмыслен, чтобы взгляд в будущее ребенка был реалистическим.
Если с родителями ребенка у сурдопедагога бывают частые встречи (не реже одного раза в неделю), то им могут быть предложены четко спланированные задания по любому разделу программы.
При этом акцент делается на то, чтобы любой отрабатываемый материал облекался в занимательную форму с использованием игровых приемов, привлечением изобразительных средств, видоизменением способов действий с предметами или условий их предъявления. Педагог настаивает на преобладании чувственного компонента в усвоении знаний ребенком в домашних условиях.
Если родители живут далеко и их дети постоянно находятся в дошкольном учреждении на интернатном содержании, педагог вместе с детьми пишет письма (очень короткие тексты, сопровождающиеся рисунками, вклеенными картинками). При этом он предлагает родителям постоянно информировать ребенка о всех домашних делах, сообщать наиболее важные новости в виде рисунков с подписями или коротких, ясно составленных рассказов и описаний. Постепенно эти тексты писем приближаются по объему и оформлению к тем рассказам, которые прочитываются на занятиях по развитию речи. За несколько лет пребывания в дошкольном учреждении обычно накапливаются целые подшивки писем от родителей, и они становятся почти настольной книгой.
Работа с родителями аномального ребенка — дело чрезвычайно деликатное, обязывающее педагога проявлять и мудрость, и человеческую теплоту, и профессиональную грамотность, а подчас твердость и настойчивость.
У дефектолога в специальном дошкольном учреждении перечень обязанностей достаточно объемен. При этом для выполнения непосредственной педагогической деятельности приходится особое внимание уделять тем участкам работы, от которых в конечном счете зависит общий результат. Эти направления работы можно рассматривать как своеобразную инфраструктуру для основного вида деятельности педагога-дефектолога.