Шаг второй: исправляйте нежелательное поведение

Составьте поведенческий график. Вот как вам определить поведенческие плюсы и минусы вашего ребенка. Вспомните, каковы ваши цели: помочь ребенку стать приятной в общежитии личностью и помочь ему выработать самоконтроль . Некоторые поведенческие особенности ребенка послужат ему на пользу. Перечислите их и выявите ситуации, ведущие к такому поведению. Когда ваш ребенок показывает себя с наилучшей стороны?

БУДЬТЕ ВЗРОСЛЫМИ

В самом начале, когда вы вместе с ребенком вырабатываете способ воспитания, подходящий в случае вашей конкретной семьи, не думайте, что вы всякий раз должны объяснять ребенку ваши решения, – нет необходимости, чтобы все всегда было понятно ребенку. Иногда единственное, что требуется от вас, так это внушение: «Я взрослый и хочу, чтобы ты сделал так». Дети ожидают от нас руководства. Уверенность в нашей «взрослости» и позволяет им быть детьми.

В другой части поведенческого графика перечислите особенности поведения, которые наиболее беспокоят вас. Что вам не нравится в вашем ребенке? Какие ситуации провоцируют его наихудшее поведение? Отделите поведение, с которым вы можете мириться (неважности), от поведения, с которым мириться не можете (важности). Сосредоточьтесь на важностях, и вы удивитесь тому, что неважности устранятся сами собой. Если капризы – это важность, выясните, какие ситуации ведут к капризам, и предотвращайте их. Структурируйте окружающее ребенка пространство таким образом, чтобы то, за что он берется, не представляло для него трудности в осуществлении. Пусть его занятия доставляют ребенку удовольствие, и это должны быть задачи, с которыми он может справиться. Не обращайте внимание, если малышка убегает от вас, или меняйте тему разговора с ней, если вы предполагаете, что ее капризы – это способ манипулирования вами. Сочувствуйте ребенку и поддерживайте его, если он капризничает по причине обиды или огорчения.

Предлагайте ребенку также занятия, которые будут смягчать его импульсивность. Научите ребенка расслабляться. Например, определите время дня, когда ребенок обычно ведет себя хуже всего (часто это бывает ближе к вечеру), и назначайте на это время массаж. Включите успокаивающую музыку; пусть ребенок ляжет на полотенце там, где ему нравится. (Хорошо, если это будет возле окна, в том месте, которое согрето лучами заходящего солнца.) Сделайте ребенку успокаивающий массаж, напевая при этом колыбельные. Помимо того, что ребенок расслабляется, ваша связь с ним в это особое время – «по расписанию» – укрепляется.

Структурируйте окружающую ребенка среду. Воспользуйтесь информацией, добытой вами из поведенческого графика вашего ребенка, для создания такого режима дня, при котором возможно проявление лучшего поведения у ребенка. Например, вы отметили, что ребенок хорошо играет утром, но после полудня, когда он уже устал, он может в игре быть слишком агрессивным. Устраивайте игру в компании сверстников по утрам, а после полудня пусть ребенок играет один. Если вы отметили, что ваш ребенок мирно играет с Сэмюэлом, а с Марком у него вечные драки, вычеркните Марка из числа товарищей вашего ребенка. Мальчики, вероятно, не подходят друг другу по характеру. Помните, основа структурирования – это не только установление правил, но и создание условий, облегчающих выполнение этих правил. Введите запрещение и поощрение. Запрещайте бить и поощряйте заменяющее действие. Когда вы просите ребенка, чтобы он перестал драться, предоставляйте ему возможность физически расслабиться и возможность, включающую, например, такие действия. «Дай пять!» – говорите вы и подставляете ладонь. Или протягиваете ребенку мяч, по которому можно бить. Или же – подушку, которую можно колотить. Учите ребенка пользоваться речью вместо того, чтобы давать волю рукам. «Натан, у тебя есть язык. Скажи: «Это меня злит. Мне это не нравится». Научите ребенка контролировать свою физическую силу: «Обними папу по-медвежьи (сильно), но Сьюзи обними, как зайчик (нежно)».

Говорите ребенку, какого поведения вы ждете от него. Прежде всего решите, какого поведения вы хотите от ребенка, а также насколько вы готовы терпеть нежелательное поведение, и держитесь этих установок. Отмечайте благоприятное поведение, фиксируйте ребенка на хорошем. Попробуйте ввести режим воспитания без всяких «нет». Вместо того чтобы сказать ребенку, что́ ему нельзя делать, предложите конструктивную замену. Вместо фразы: «Не бросай грузовик» – произнесите другую: «Поставь свой грузовик вон там на полку». А затем покажите ребенку, как сделать это. Если мальчик продолжает бросать грузовик, скажите ему, что игрушки существуют для того, чтобы с ними играли, а не швырялись ими, и что вы хотите , чтобы он играл с игрушками, а не бросал их. Если же он их бросает, тогда игрушки будут далеко убраны. (И спокойно сделайте это, как говорите, если ребенок упорствует в плохом поведении.) Между тем убедитесь, что у ребенка есть замена для упражнений в «метании снарядов»: снабдите его шарами, которые безопасны в помещении. Подкрепляйте желательное поведение улыбками и щедрыми похвалами: «Да», «Хорошо», «Это меня радует». Исправляя поведение ребенка, учите его сосредотачиваться. Скажите ему: «Посмотри мне в глаза» – и мягко, но плотно опустите руку ему на плечо и установите с ним зрительный контакт; не угрожайте ребенку, не удерживайте его силой – просто помогите ему обратить внимание на ваши требования.

ВВОДИТЕ ПЕРЕМЕНЫ ПОСТЕПЕННО

Однажды, консультируя, я перечислил одной отчаявшейся матери ряд приемов, которые она могла бы испробовать для формирования поведения ее неуправляемой пятилетней Эшли. Покидая мой кабинет, мать сказала: «Не терпится испробовать все это на моей дочери». Я напомнил матери, что поведение не меняется как по мановению волшебной палочки. Если вдруг вы наброситесь на ребенка с объятиями и поцелуями, станете упирать на позитивное подкрепление, сосредоточенное внимание и т. д., ребенок может воспринять все это как фальшь, как «перебор» и поэтому, возможно, еще больше отдалится от вас. Меняя подход к воспитанию, продвигайтесь шажками. Медленнее, медленнее! Не обрушивайте на ребенка новые приемы, но ловите поучительный момент, чтобы испробовать их.

Испробуйте следующие приемы фор мирования поведения . Почему мы припасли особые воспитательные приемы для завершающей части нашего плана воспитания? Потому что они вряд ли дадут результаты, если использовать их вместо тех, которые стоят в начале плана. Эти особые приемы таковы:

● Объясняйте ребенку ваш с ним союз, нацеленный на формирование его поведения. «Мы будем сотрудничать, с тем чтобы нам нравилось жить вместе». Побеспокойтесь о том, чтобы у ребенка была какая-то заинтересованность в этом сотрудничестве, чтобы ребенку было весело и он знал, что в результате вы будете более счастливой мамой (более счастливым папой). Убедитесь в том, что представляете для ребенка должный авторитет, с тем чтобы ребенок принял вашу задачу воспитателя – помочь ему слушаться. Оговорите особо ваши цели. Подчеркните, какое поведение вас удовлетворит, какого поведения вы ждете от ребенка, а также отметьте пользу хорошего поведения. (Помните, что вы стараетесь привить ребенку внутренние стимулы.) Укажите также на нежелательное поведение, на такое поведение, которое вы не потерпите, и оно не останется без последствий. Ребенок должен понимать, чего вы ждете от него. Благодаря такому программированию порой простого напоминания: «Это нежелательное поведение» – бывает достаточно, чтобы пресечь плохие действия ребенка прежде, чем он войдет во вкус.

● Объясните ребенку связь причины и следствия . К трем-четырем годам дети уже понимают связь «если – то». Если они слушаются, жизнь хороша; если не слушаются, то у них нет ничего хорошего. Сядьте вместе с ребенком и опишите ему, какое поведение вы хотите выработать у него. Подготавливайте ребенка шаг за шагом. Ребенок должен понимать выгоду хорошего поведения и последствия плохого. Таким образом ребенок становится вашим союзником в деле воспитания, он сотрудничает с вами в этом деле: «Когда ты дружелюбен, играя с товарищами, я радуюсь, а ты можешь играть дольше. Когда ты дерешься с товарищами, тогда тебе придется прекратить игру». Подготавливая ребенка к последствиям и выгоде, вы добиваетесь того, что ребенок заранее знает о последствиях своего плохого поведения. Это спасительно для вас в минуту возмущения, и вы не будете несправедливы, наказывая ослушавшегося ребенка: «Раз так, то не будешь месяц кататься на велосипеде!» Такая подготовка может отучить ребенка бедокурить. Ребенок сам выбирает, как ему себя вести, а значит, контролирует то, что́ последует за его поведением. Дети считают такое воспитание справедливым и вряд ли будут бунтовать против него.

● Отвлекайте и переключайте внимание ребенка. Пресекайте плохое поведение ребенка и исправляйте его прежде, чем ребенок продвинется в нежелательном направлении. Отвлекайте ребенка и переключайте его внимание в русло желательных действий: «Нельзя влезать на кухонный рабочий стол, но ты можешь забираться на диван или к папе на руки». Возможно, вам придется недели две ходить за ребенком по пятам и мгновенно «впрыскивать» ему дозу напоминаний, переориентаций и стимулов, пока ребенок настолько привыкнет вести себя так, как вы ждете от него, что будет сам себе напоминать об этом. Напоминайте ребенку: «Ты начинаешь тревожить меня» или «Ты слишком заводишься», а затем объявляйте короткое время передышки, с тем чтобы помочь ребенку овладеть собой. Главное – вмешаться прежде, чем поведение ребенка станет неуправляемым. Помните, когда вы формируете поведение ребенка, вам придется направлять его физически, производить много «ручных операций». Постепенно он научится откликаться на ваши слова.

● Стимулируйте и вознаграждайте хорошее поведение.

● Устраивайте ребенку тайм-аут. (См. раздел «Как добиться того, чтобы тайм-аут давал ожидаемые результаты».) Если ребенок воспринимает тайм-аут как угрозу или наказание, измените его отношение к этому приему, заменив название «тайм-аут» на звучащее более ободряюще: «особое время», «время подумать», «время Натана». Обращайтесь к тайм-ауту как можно раньше, пока ребенок еще не зашел в своем плохом поведении так далеко, что вы уже вне себя, а значит, вызовете озлобление и у ребенка.

О других приемах воспитания см. разделы «Воспитание гиперактивного ребенка» и «Воспитание детей с трудным характером, иначе называемых «детьми с повышенными потребностями».

В этой книге мы прошли с вами курс воспитания ребенка от рождения до десяти лет. Польза описанного подхода в том, что, правильно воспитывая ребенка на одном этапе его развития, вы облегчаете дело воспитания на последующих этапах. По мере роста ребенка вы будете отмечать, что ваши задачи воспитателя в семье меняются. Ваши усилия кормильцев, разметчиков границ, помощников, облегчающих выполнение чего-либо, и стражей порядка в жизни ребенка от рождения до шести лет, учителей на следующем этапе, тренеров и советчиков в подростковые годы ребенка – все эти усилия будут вознаграждены. Вы увидите, что растите ребенка, который вас по-настоящему радует, с которым приятно вместе жить, который вызывает у вас гордость. Что еще важнее – ваш ребенок будет тоже гордиться собой.

[1]Более подробно мы останавливаемся на «пунктах» привязанности в книге «Ваш малыш от рождения до двух лет» (Boston: Little, Brown, 1993). Здесь мы излагаем их в краткой форме, с тем чтобы показать, как благодаря им закладывается фундамент воспитания.

[2]Вирджинский политехнический институт и университет штата Вирджиния. (Прим. перев. )

[3]Исследования, данные которых приводятся в этой таблице, были нацелены на сравнительное изучение степени привязанности между матерью и ребенком в первые два года жизни ребенка и последующих результатов. Это всего лишь наблюдения: нельзя ожидать абсолютной зависимости между характером воспитания ребенка и той личностью, которой становится выросший ребенок.

[4]С 1967 г. за Суперкубок играют лучшие американские футбольные команды. (Прим. перев. )

[5]Американские детские бейсбольные команды объединены в так называемые малые лиги. (Прим. перев. )

[6]В книге «Ваш малыш от рождения до двух лет» мы подробно обсуждаем особенности младенческого сна с присущими ему фазами и рассказываем, как реагировать на ночное пробуждение малыша. Здесь мы приводим лишь основные моменты, которые помогут читателям составить представление о режиме сна.

[7]Псалом 22:4. (Прим. перев. )

[8]читатели, пожалуйста, не вырывайте эти слова из контекста. Мы заявили, что мы против рукоприкладства. Не воспринимайте этот раздел как своего рода санкцию на битье; скорее, он предназначен тем родителям, которые еще не решили, применимы ли телесные наказания как метод воспитания.

[9]Питер Пэн – юный, никогда не взрослеющий герой всемирно известных книг и пьесы «Питер Пэн» (1904) шотландского автора Джеймза М. Барри. (Прим. перев. )

[10]Перевод И. Кашкина.

[11]Эта идиома (по-английски «crying wolf») отсылает к басне Эзопа, рассказывающей про мальчика-пастуха, который постоянно кричал «Волк! Волк!» – когда волка и в помине не было. Мальчик развлекался, обманывая людей, и они не пришли ему на выручку, когда на него в самом деле напал волк. (Прим. перев. )

[12]Английское butch означает «мужик в юбке», «мужеподобная женщина»; Чак – уменьшительное от мужского имени Чарлз. (Прим. перев.)

[13]Да здравствует различие (фр.). (Прим. перев.)

[14]Некоторые используют термин «мастурбация» для обозначения стимуляции половых органов до момента оргазма. Но какой оргазм в детском возрасте? К трем годам дети способны прийти в возбуждение в результате стимуляции своих гениталий, поэтому, в строгом смысле слова, трехлетний ребенок способен мастурбировать. Однако есть мнение, что термин «мастурбация» слишком силен применительно к маленькому ребенку и что этот термин лучше приберечь для подростка, способного к оргазму. Поэтому, если вам так удобнее, называйте мастурбацию «генитальной игрой» или же еще как-то – по вашему выбору. Мы считаем, что здесь вопрос степени, и употребляем термин «генитальная игра» для обозначения кратких приятных прикосновений и термин «мастурбация» для обозначения стимуляции гениталий, ведущей к половому возбуждению.

[15]ADHD (Attention deficit/hyperactivity disorder) имеет свои особенности у каждого страдающего этим расстройством ребенка, а также проявляется по-разному. У некоторых детей проявляются одни симптомы сегодня и другие завтра. Мы приводим перечень наиболее распространенных признаков этого расстройства.

[16]Особые методы воспитания младенцев с повышенными потребностями подробно описываются в нашей книге «Ваш малыш от рождения до двух лет».

Наши рекомендации