Как определить, что ваш ребенок нечестен с вами
Чаще всего вы догадываетесь по жестам и мимике ребенка, что он нечестен с вами. У ребенка, как правило, на лице написано, правду он говорит или нет. Впрочем, у некоторых детей бывают такие бесстрастные лица, что даже самые проницательные родители ничего не разглядят на них. Вот несколько советов доморощенным детективам. Обратите внимание, не отводит ли ребенок глаза, когда рассказывает вам о случившемся? (Этот сигнал особенно важен, если обычно ребенок ловит ваш взгляд.) Присмотритесь к его жестам, к языку тела. Если ребенок расслаблен, спокоен и держится раскованно, вы можете допустить, что он говорит правду. Дети нуждаются в том, чтобы мы верили им. Если вы будете подозревать ребенка во лжи, возможно, он «оправдает» ваши ожидания; невиновный ребенок в такой ситуации, вероятно, огорчится и возмутится.
Докапывайтесь до подробностей. Если объяснения ребенка становятся все туманнее, можно считать, что он говорит неправду. Если, в очередной раз пересказывая историю, он вновь меняет в ней главное, история подозрительна. Присмотритесь к тому, как держится ребенок. Похоже ли это на него? А нет ли у ребенка более веской причины лгать, чем говорить правду? Если ваш ребенок вообще боится вас, у него есть такая причина. Те же детективные приемы, которые подходят для выявления лжи, помогут вам обнаружить воришку. Не слишком ли туманно объясняет ваш ребенок то, каким образом попала к нему некая игрушка? Родители, одаренные интуицией, мгновенно распознают правонарушителя по подозрительному выражению лица. Если в предлагаемом вам рассказе концов не соберешь или же цена игрушки и карманные деньги ребенка явно не сопоставимы, вероятно, игрушка украдена. Если ваш ребенок из любви к вам преподносит вам в подарок дорогие бусы и не может убедительно объяснить, как он их раздобыл, они наверняка добыты нечестным путем. В большинстве случаев родители, привязанные к детям и пользующиеся взаимностью, чуют истину нутром, дети же понимают, что родители обо всем догадались.
Услужливая ложь. Дети стремятся радовать своих родителей. Если дети чувствуют, что ложь будет приятна родителям, они солгут, думая, что так и надо делать. Мать спрашивает пятилетнюю дочь: «Ты догадалась, как сложить свои картинки-загадки?» – и получает утвердительный ответ, потому что девочке хочется, чтобы мать улыбнулась и поблагодарила ее. Позже, когда мать обнаруживает, что разрозненные части картинок все так же разбросаны по полу, ей приходится внушать ребенку, что ложь огорчает ее больше, чем ее неумение сложить пазл. Семилетний мальчик говорит, что убрал игрушки, потому что ему в тот момент не хочется отвлекаться на это скучное занятие. В конце концов он понимает, что мама проверит, действительно ли он убрал игрушки. Мальчику надо уразуметь, что его тактика ошибочна. Он обязан держать свои игрушки в порядке, он должен убирать их на место каждый вечер перед сном. Таковы правила в доме.
Целесообразная ложь. Это распространенная форма лжи среди детей постарше. Типичный пример – «завышение» отметок. Родители девятилетней Шэрон требовали от нее хороших отметок. Шэрон думает, что любовь и одобрение родителей зависят от ее успеваемости, и девочка боится сказать им правду. Получаемые ею «удовлетворительно» огорчат родителей, поэтому девочка говорит, что ее отметки – «хорошо» и «отлично». Важно, чтобы родители были довольны ею, а знают они правду или нет – это уже не столь важно: так она объясняет себе свое вранье. Шэрон вынуждена лгать. Однако обман не идет ей на пользу. Мудрые и заботливые родители Шэрон осознают, почему ребенок лжет, и перестают давить на девочку. Важнейшая вещь, которую вы можете внушить ребенку, такова: родительские любовь и одобрение безусловны.
Правда болезненна. Дети изобретают ложь себе в защиту – из боязни жестоких наказаний. Страх перед наказанием вытесняет всякое чувство вины за вранье. У детей, которых много наказывают, вранье часто входит в привычку. Если ребенок уверен, что за разбитую вазу его побьют, он решит, что лучше соврать. Тот же ход мыслей и у детей, которых серьезно наказывают за пустячные провинности. Такая несоответствующая вине исправительная мера может помешать формированию у ребенка чувства нравственной ответственности за свое поведение, то есть совести. Дети, которые боятся наказания, скажут все, что угодно, только бы избежать его.
Мы помогаем нашим детям преодолеть боязнь сказать правду, потому что мы заключили с ними такой договор: «Мы обещаем, что не будем сердиться (это значит, не будем прибегать к наказаниям), что́ бы вы ни сделали, если вы говорите нам правду, хотя вам придется справиться с последствиями совершенного. Но если выяснится, что вы солгали нам, наказание будет тяжелее». Однажды кто-то из наших детей оставил велосипед Эрин на дороге. Девочка сказала мне, что последним на велосипеде катался Маттью. Для того чтобы узнать, кто это сделал, мне пришлось заверить Матта, что я не рассержусь, если услышу правду. «Маттью, запомни: меня не возмущает правда, меня возмущает ложь». Если ребенок страшится последствий того, что скажет правду, он может стать отъявленным лжецом. Если же ребенок верит вам, верит, что вы не сорветесь, он сможет раскрыться перед вами и честно признаться в том, что́ он сделал. Выслушайте его спокойно, будьте справедливы и помогите ему исправиться. Лучший способ отучить детей от вранья – поддержать их, когда они говорят правду.
Отъявленный лжец. На определенном этапе нормальное для детей сочинительство перерождается в намеренное вранье, которое может войти в привычку. Ребенок врет уже по инерции. Многие отношения, в которые он вступает, сводятся к обману и увиливанию. Такое положение дел объясняется прежде всего тем, что внутренне недовольный ребенок неудовлетворен своей реальной жизнью и боится реакции родителей. Естественные в его возрасте неуклюжесть, наивность не находят понимания у его родителей. Ему внушили, что он плохой.
Отец семилетнего Чарли исчез из жизни мальчика, когда тому было шесть. Не желая признавать обидную реальность, Чарли выдумал мир удивительных историй про папу и сына. Постепенно мальчик обнаружил, что в этом вымышленном мире жить куда уютнее, чем в реальном. В восемь лет Чарли лгал уже по привычке и лгал, когда речь заходила о многих других вещах. Он говорил, что получал «отлично» за контрольные работы, в то время как он едва успевал в школе; он лгал матери, спрашивавшей, где он был после уроков и откуда у него обновки. Вранье стало образом его жизни, способом сдержать гнев, а также следствием низкой самооценки. Что надо было сделать, чтобы отучить Чарли от вранья? Надо было помочь ему принять его реальную жизнь, помочь ему справиться с ней. Психотерапия позволила ему признать факт, что его отец не вернется в семью и что он не был причиной ухода отца из семьи. Во всем этом не было его вины. Мать Чарли, получив помощь специалиста, последовала рекомендациям и стала проводить больше времени с Чарли: она затевала веселые игры, внимательно слушала мальчика. Чарли увлекся футболом, и тренер проявил особый интерес к способному юному игроку. Вскоре Чарли отвык от вранья.