Почему дети лгут и что делать в этом случае
Дети лгут потому же, почему и взрослые, – стремясь завоевать расположение других, желая навредить кому-то или опасаясь последствий обнаружения правды. Маленькие дети не понимают, что такое «правда». Давайте проникнем в ум ребенка, чтобы нам стало ясно, отчего ребятишки с такой легкостью искажают правду.
Это не ложь – это выдумка. Есть такая разновидность детских фантазий, как принятие желаемого за действительное. Понаблюдайте за пятилетним ребенком, рассказывающим товарищу о своем посещении Диснейленда, где он на самом деле никогда не бывал. «Но он же нагло врет! – подумаете вы. – Что это с ним такое?» Ребенок не врет (во всяком случае, по детским меркам) – он принимает желаемое за действительное, воображает, что это произошло. Принимая желаемое за действительное, ребенок позволяет себе роскошь жить в мечтах, к тому же таким способом он может произвести впечатление на своих друзей, возвыситься в их глазах. «Ты на самом деле играл с Микки Маусом?» – любопытствуют восхищенные друзья. Дети придумывают для других детей неправдоподобные истории, зная, что всегда найдутся те, кто поверит им.
ПРАВДИВЫЙ ВОЗРАСТ
Дошкольники обычно не могут (или не хотят) отличать факты от вымысла. Для четырех-пятилетних детей Белоснежка и семь гномов – где-то обитающие существа. Большинство детей не понимают, что такое правда и что такое выдумка, пока не достигают семилетнего возраста – возраста логики. К восьми-девяти годам у большинства детей есть (или должно быть) нравственное чувство. Дети чувствуют себя скверно, когда говорят неправду, и чувствуют себя хорошо, когда не отступают от правды. Они понимают, что значит «лгать», и чувствуют, что «хорошо говорить правду».
Если вы слышите, как двое ребятишек рассказывают друг другу небылицы, считайте, что это невинное занятие: дети фантазируют, а не лгут. Эта ступень будет пройдена к семи-девяти годам, когда у детей иссякнет стремление принимать желаемое за действительное, а сверстники утратят прежнее простодушие. (Если ребенок старше девяти продолжает фантазировать в том же духе, эта черта вряд ли поможет ему завоевать друзей; кроме того, она, вероятно, является симптомом какой-то скрытой проблемы, требующей вашего внимания.) Вы можете использовать выдумки детей как поучительный момент. Вы невольно подслушали повествование ребенка о его выдуманном путешествии в Диснейленд: «В мой день рождения мы ездили в Диснейленд…» Не называйте своего ребенка лгуном. Это будет ему обидно. Наоборот, уважайте его стремление преобразовывать реальное в желаемое: «Тебе бы хотелось побывать в Диснейленде. Это было бы здорово. А теперь расскажи нам, что́ ты действительно делал в день рождения». Ребенок видит, что вы понимаете его и не сердитесь на него. Он также где-то в глубине души чувствует, что во лжи нет необходимости. Принимая желаемое за действительное, мы обнаруживаем свое горячее стремление к чему-то. «Ты хочешь поехать в Диснейленд. Возможно, я сумею помочь тебе осуществить твое желание. Давай подумаем, когда бы мы могли поехать туда». Ребенок порадуется тому, что некоторые мечты действительно осуществимы.
Фантазия и реальность. «Это не я. Это Тоби сделал». Кто такой Тоби? Придуманный ребенком друг-тигренок, который и разбил стакан. Ребенок-дошкольник смешивает факты и вымысел. Это нормально. Дети часто придумывают героев и с удовольствием живут в выдуманном ими мире. Цените творческое воображение вашего ребенка-дошкольника, наслаждайтесь этой порой безудержной фантазией, пока она длится. Подыгрывайте фантазирующему ребенку. Иногда дети приводят с собой своих вымышленных друзей на осмотр в мой кабинет. Я ставлю еще один стул для невидимки и даже якобы осматриваю его. Мы вместе смеемся. Взрослые считают, что важно не отрываться от реальности и проводить четкую границу между реальностью и вымыслом. Но это мерки взрослых. Для детей мир не сводится к тому, каков он реально; мир детей таков, каким они хотят его видеть, в каком они нуждаются. Воображение фактически помогает ребенку справиться с законами реального мира. Дети время от времени находят убежище в своем выдуманном мире, которым они могут управлять, и такое бегство – способ справиться с миром взрослых, которым они не управляют. Если ваш ребенок «лжет», делая вымышленного друга козлом отпущения («Тигренок Тоби это сделал!»), проникните в фантастический мир ребенка: «Так скажи же мне, как Тоби разбил стакан». Сочиняя подробности, с тем чтобы обелить себя, ребенок быстро обнаруживает свое участие в случившемся. Вы же тем временем задайтесь вопросом, а почему ребенок хочет, чтобы вы думали, что «не он это сделал». Может, вы чрезмерно реагируете на мелкие происшествия и всякого рода эксперименты, которые проводит ваш ребенок?
Магическое воображение
Относитесь с уважением к творческому воображению ребенка – говорите ему, что вы понимаете его. «Да, так проще, если Тоби разбил стакан. Я понимаю тебя. Ну а теперь скажи, что на самом деле случилось. Я не рассержусь». Помогите ребенку усвоить, что правда не приносит вреда , что нет необходимости в какой-то маскировке, потому что вы будете любить его независимо от того, что́ он скажет вам.
Иногда повторяющаяся тема выдумок ребенка обнаруживает, чего ему недостает в реальной мире, где он живет. Мать шестилетней девочки консультировалась у меня по поводу ее «вранья». Девочка рассказывала своим подружкам невероятные истории о том, как весело ей с папой: они вдвоем ходят якобы в магазины игрушек, летают на самолете, катаются верхом на лошадях и т. д. Правда же была в том, что девочка редко видела своего отца. Он много бывал в разъездах; он приносил работу домой и поэтому мыслями был далеко, хотя физически находился в доме. И ребенок создал выдуманный мир в стремлении защитить свое развивающееся «я», смягчить для себя отсутствие отцовского внимания.