Режим приема пищи как инструмент воспитания
Возможно, вы думаете, что если будете кормить грудного ребенка строго по часам, вы сделаете его дисциплинированным. Это заблуждение. Десятилетия наблюдений и годы исследований свидетельствуют, что строго установленное расписание вскармливания грудью в действительности подрывает основы дисциплины. Младенцы-искусственники легче привыкают к кормлению по часам. Да и стратегия кормления по часам возникла из опыта кормления ребенка молочной смесью. Хотя некоторые груднички хорошо осваиваются со строго установленным режимом вскармливания, большинству младенцев требуется гибкий график кормления, отвечающий их бурному росту и развитию.
Жесткий график кормлений подрывает основы разумного воспитания, а разумное воспитание предполагает, что вы хорошо знаете своего ребенка и обеспечиваете условия, облегчающие для него хорошее поведение. Вообразите картину, когда родители пытаются приучить новорожденного младенца к режиму кормления грудью с интервалом в три-четыре часа – согласно «научному» методу. Ребенок просыпается и плачет. Он голоден? Мать смотрит на часы: прошло всего два часа от начала предыдущего кормления, и поэтому мать ошибочно заключает, что ребенок не может быть голоден. Она берет его на руки, но он продолжает плакать. Он действительно голоден, но мать решила, что нет. Голод чудовищно угнетает это крохотное, только появившееся на свет существо, которое совсем не знало такого ощущения до рождения. Ребенок не может ждать, он не имеет представления о времени. Он лишь переполнен ужасным ощущением, но никто не откликается на его сигналы. Он очень пугается, и после нескольких подобных эпизодов перестает полагаться и на свои чувства, и на свою мать.
Мать тем временем все больше огорчается. Она не понимает, почему ребенок так безутешно плачет. Она не может успокоить его, поскольку «нельзя», как ей внушили, его кормить. Она не в силах больше выносить этот крик и кладет младенца в кроватку, где он, слишком измученный, в конце концов засыпает, и он уже не проснется во время, назначенное для кормления. Постепенно режим «дисциплинирует» ребенка, ведь у него нет выбора, как только научиться ждать. Некоторые дети хуже других вырабатывают привычку ждать. Многие малыши продолжают «убеждать» своих матерей в том, что голодны и что надо их покормить, и весь период младенчества проводят в голодном плаче и в озлоблении. Матери же быстро обучаемых детей (это либо «сдавшиеся» младенцы, либо очень покладистые по характеру) начинают думать, что режим – замечательная вещь, и уже стараются внушить эту мысль всем остальным матерям на свете.
Теперь сравните эту картину с другой – когда мать кормит грудничка по его сигналу и позволяет ребенку установить подходящий ему самому режим кормлений. Эти мать и ребенок едины в своей системе общения, не допуская в нее врага материнского инстинкта – часов. Мать и ребенок доверяют друг другу, а это значит, что формируются такие взаимоотношения матери и ребенка, при которых дело воспитания станет не особенно затруднительным делом. Мать хорошо знает своего ребенка и почти всегда знает, как обращаться с ним. Постепенно складывается гибкая, но предсказуемая модель отношений матери и ребенка: поскольку она возникает на основе потребностей и особенностей характера самого ребенка, а не под каким-то посторонним воздействием, ребенку бывает намного легче вести себя так, чтобы мама оставалась довольной. А ее постоянный чуткий отклик только благоприятствует его ровному поведению.
Сахара, способствующие прекрасному поведению. Есть еще разновидность сахаров – сложные углеводы. Их еще называют «крахмалами» или «углеводами». У этих сахаров – большие цепные молекулы, и на их расщепление в процессе пищеварения требуется достаточно много времени. Это своего рода капсулы долговременного энерговыделения. Углеводы обеспечивают вас постепенно прибывающей и длительно сохраняющейся энергией; вы дольше ощущаете себя сытым; углеводы не провоцируют эксцентричного поведения. Это хлеб и крекеры (лучше всего из цельнозерновой муки), неподслащенные зерновые продукты, макароны и картофель.
Прочие пищевые нарушители спокойствия. Кофеин – еще один виновник отклонений в поведении детей и некоторых взрослых. При том, что кофеин может оказать благотворное, восстанавливающее силы действие на утомленного взрослого человека, хрупкого ребенка кофеин чрезмерно стимулирует. К распространенным кофеиносодержащим продуктам относятся безалкогольные напитки (кока-кола, «Маунтин дью», Jolt), шоколад, кофе и чай.
РЕЖИМ ПИТАНИЯ
Многие дети растут в семьях, где пище придают гипертрофированное значение. Часто пища становится заменой любви или утешения. Вот несколько разумных советов за годы родительского опыта.
• Не расстраивайтесь из-за питания. Вы потратили часы на покупку и приготовление полезной для здоровья тыквенной каши для вашей малышки и гордо подали ей тарелочку. Она же отворотила нос от ваших трудов, а спустя несколько минут вы застали ее, когда она вылизывала остатки молока из блюдца для кошки. Расслабьтесь, съешьте тыкву сами и даже не помышляйте злиться или огорчаться. Возможно, дочка съест кашу с тыквой в другой раз, а если не тыкву, то какое-то другое блюдо, с любовью приготовленное ее мамой.
• Не используйте еду как инструмент воспитания. Не заставляйте детей есть насильно. Если детям хочется есть, они или широко раскрывают рты, или сами находят съестное. Ваше дело – приготовить полезную питательную пищу. Дело ребенка – съесть ее. Никогда не бегайте за ним с полной ложкой. Никогда не грозитесь лишить его сладкого, если он не съест основное блюдо. («Съешь горошек, получишь пирог».) Никогда не ведите разговор о том, что ребенок хорошо или, наоборот, плохо ест. Закройте рот! «Слово» за желудком ребенка.
• Для того чтобы накормить разборчивых едоков, действительно надо уметь показать товар лицом и разбираться в вопросе о питательной пище, однако нет необходимости бежать сломя голову к плите по первому требованию ребенка и стараться угодить каждому его вкусовому капризу по отдельности! Если нашему ребенку не нравится то, что мы едим, мы указываем ему дорогу к холодильнику.
• Предоставляйте выбор. «Тебе хочется на ужин сегодня брокколи или горошек?» И в том, и в другом случае ребенок съест овощное блюдо. Позвольте детям помогать вам в приготовлении пищи. К семи годам дети могут самостоятельно приготовить себе и завтрак, и обед. А то, над чем они сами потрудятся, они съедят. Пусть ребенок составит перечень своей любимой еды и будет помогать вам покупать необходимые продукты. Или сами составьте перечень полезной пищи, и пусть ребенок отметит, что бы ему хотелось из этого перечня.
• «Но мой ребенок будет есть одни крекеры!» Помните, вы взрослый человек и покупки делаете вы. У вас есть выбор: либо вы не покупаете крекеры, либо покупаете питательные крекеры из цельного зерна и намазываете их чем-то тоже питательным.
• Существуют два подхода к домашнему питанию. Согласно авторитарному подходу, лишь родители имеют право раздавать пищу. Детям запрещается самим открывать холодильник или шкаф с провизией. Этот подход устраивает родителей, которые не хотят побеспокоиться о том, чтобы у них в доме был выбор только полезной пищи, или же тех, которые хотят все и всегда держать под своим контролем. Мы предпочли подход «самообеспечения». Поскольку шкаф с провизией у нас битком набит полезными продуктами, наши дети могут обслужить себя сами. Мы любим наблюдать за нашей двухлетней дочерью, самостоятельно выбирающей себе что-нибудь в шкафу с провизией, ведь там лежит, стоит и прячется только то, что полезно для детей. Это способ для нее обрести самостоятельность и есть тогда, когда она голодна, а не тогда, когда мы считаем, что она голодна.
• Не используйте пищу как компенсацию за эмоциональные и физические «ущемления» или как средство разрешения споров. «Если перестанешь разбрасывать игрушки, я отдам тебе оба печеньица». Единственное исключение из этого правила – утешить ходунка, предложив ему грудь. Будьте столь же осторожны, используя пищу как вознаграждение. Привить маленькому ребенку здоровое отношение к пище – один из способов предотвратить пищевые нарушения в дальнейшем.
• Признайте, что голодные дети либо дети, которые набили свои животики всякой всячиной или же сладостями, непослушны. Капризы ближе к полудню или далеко за полдень часто можно предотвратить, предложив ребенку поесть или заморить червячка…
• Не потакать ребенку в отношении пищи – способ подтолкнуть его к усвоению важного жизненного урока: желаемое приходит со временем. Всегда получая вафельный рожок с мороженым, ребенок не согласится на что-то менее вкусное. Приберегите «двойное» мороженое для особых случаев и научите ребенка на своем примере отложенному вознаграждению, покупая самое простое мороженое. (А еще лучше обойти киоск с мороженым и купить свежие фрукты.) Не потакая ребенку в отношении пищи, вы научите его справляться и с другими импульсивными побуждениями.
Цвет пищи. Как это ни странно прозвучит, но красный и желтый пищевые красители связываются с фактом ухудшения поведения некоторых детей. Хотя довольно незначительное число исследований подтвердило прямую причинно-следственную связь между пищевыми добавками и поведением, я знаю проницательных матерей, усматривающих причину неровного поведения их детей в пищевых красителях.
Пороговый эффект. На некоторых детей, кажется, не воздействует небольшое количество одного-двух вредящих поведению пищевых продуктов, но соедините этих нарушителей спокойствия в «банду», увеличьте порцию пищи, и тогда вам лучше бы пристегнуть ребенка ремнем безопасности, иначе… Шоколадка или безалкогольный напиток могут содержать в большом количестве сахара, кофеин и пищевые красители, дети же реагируют на все это по-разному. Что-то одному ребенку придает сил или утолит его жажду, другой перестанет соображать.
Если у вас ребенок-сластена, то он превращается в бесенка, съев кусочек торта из магазина. Не надо запрещать ему вообще прикасаться к сладкому. Готовьте ему его любимый десерт, но вместо сахарного песка или неочищенного сахара используйте подслащивающие вещества, полезные для поведения, такие как фруктовый концентрат или же сахаристые вещества, полученные из фруктов и меда (сахар из сока финиковой пальмы прекрасно подходит для выпечки). Для приготовления домашних сладостей не нужны пищевые добавки и консерванты, к тому же вы точно знаете, из каких ингредиентов состоит приготовленная вами пища.
Питательная ценность пищи – это главное. Надо ограничить маленьких детей в сладостях, с тем чтобы ребятишки ели «пищу, от которой растут». Пусть эта привычка привьется у ребенка как можно раньше, и тогда она укоренится к тому времени, когда вам потребовались бы уговоры по поводу пищи, которую съест ребенок. Никогда не давайте детям сладкое на голодный желудок и особенно остерегайтесь сладкого завтрака. Большинство детских зерновых завтраков, между прочим, настолько сладкие, что их можно называть «десертами». Вот жесткое правило в нашем доме: «Глазированные сахаром хлопья – это не та пища, с которой начинают день». (Есть одно исключение: на день рождения ребенок может выбрать зерновой завтрак, который ему страшно хочется попробовать и которым он угостит своих друзей, оставшихся ночевать.) Самый верный путь услышать наше «нет» в отношении какой-то пищи – это сказать нам, что она рекламировалась по телевизору, как пробовали делать наши ребятишки. Вместо десерта детям лучше привыкнуть к тому, чтобы часа через два после обеда съедать какой-нибудь легкий пирог или фрукты, и тогда процесс пищеварения у детей не будет нарушаться из-за излишков сахаров, добавленных к съеденной «пище, от которой растут».