Методы исследования в педагогике и психологии
Методов исследований довольно много, но начальных, базовых, всего три. Они являются основой для проведения всех прочих исследований. Это – лонгитюдный, комплексный и сравнительный методы исследований. Лонгитюдный – это известный в исторической науке метод продольных срезов. Для того, чтобы провести такое исследование, требуется не один год – ну, или год, как минимум. Суть в том, что индивидуум или группа человек исследуется на протяжении какого-то отрезка времени, и фиксируются все изменения, которые происходят в их поведении психике, образе действий, поступках. Такой метод позволяет определить, что именно воздействует на развитие человека и насколько сильно.
Сравнительный метод удобен тогда, когда нужно исследовать людей, состоящих в одной группе, но реагирующих на общие раздражители по-разному. Становится понятным, что именно вызывает эти различие, чему следует отдать больше «голосов» — факторам среды или наследственности. Кстати, сравнительный метод довольно эффективен там, где нужно изучать близнецов, которые по генотипу схожи, но развиваться могут по-разному.
Комплексный метод исследований подразумевает, что к объекту изучения подходят с разных сторон и. Главное, различные специалисты. Допустим, когда рассматривается какой-либо «неформат» — то ли ущербный ребенок, то ли, напротив, одаренный, целью ученых и педагогов является выяснить причины, по которым его развитие пошло по другому пути, нежели у сверстников. Для этого, в дело включаются не только педагоги, но и психологи, и социологи, и медики. Ведь причина может быть какой угодно. Данные, полученные в результате, плюсуются и анализируются.
После того, как были использованы эти методы (или же, в зависимости от надобности, один из них), в дело идут уже непосредственно эмпирические методы исследований, которые применяются педагогами на месте, в процессе обучения. Это – наблюдение, эксперимент, анализ. Вот – три кита, на которых держатся педагогические исследования.
Наблюдение — это пассивный метод. Он не предполагает вмешательство в деятельность учащегося, напротив, именно сохраненные условия обучения помогают получить более чистый результат. Наблюдение — это целенаправленное восприятие учащегося на протяжении какого-то отрезка времени, с регулярной фиксацией получаемых данных. Метода наблюдения применяется как в группе, так и при индивидуальных исследованиях.
3. Современные тенденции в развитии и реформировании российского образования конца XX начала XXI века.
В целом, реформы образования — масштабная деятельность в форме социального проекта по изменению содержания, структуры, методов, форм образования; обычно эта деятельность носит государственный, в последнее время — межгосударственный характер [4, 5]. При этом как указывает
И.М. Ильинский [3], реформы образования вызываются социальными потребностями, могут носить как эволюционный, так и революционный характер.
Так или иначе, реформаторские изменения в сфере образования направлены на:
· обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;
· совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;
· улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров [6].
В 90-е годы XX века в России, как известно, происходили крупные реформаторские преобразования (революционного характера) всей политической, социально-экономической системы. Они коснулись и сферы образования. Реформа образования связана с принятым в 1992 года законом РФ «Об образовании» [2].
В.А. Титов [6] отмечает, в качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в России вышеуказанный закон утверждает:
1)гуманистический характер образования;
2)приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;
3)свободу развития личности;
4)защиту национальных культур, культурных традиций народов России;
5)общедоступность образования.
Безусловно, перечисленные принципы означают социальную ориентированность внутренней политики государства. Это не может не радовать. Однако ключевой момент здесь не само провозглашение данных принципов, а их практическая реализация. К сожалению, именно практическая реализация некоторых принципов до сих пор остается под вопросом.
Закон, принятый в 1992 году, отражает и специфику экономической ситуации в стране. Так, В.А. Луков [4] отмечает, важнейшее реформаторское положение закона — допущение наряду с государственным негосударственного образования, что, при отсутствии бюджетных средств на развитие образования в стране, в короткий срок обеспечило негосударственное финансирование этой сферы и привело к началу настоящей образовательной революции.
Анализируя влияние данного положения на практическую деятельность системы образования В.М. Богуславский делает следующий вывод: «В 1992/93 учебном году в стране негосударственных вузов не было (исключения — вузы при общественных организациях, например, Институт молодежи, ныне Московский гуманитарный университет, основанный в 1944 году как ВКШ при ЦК ВЛКСМ). Государственных вузов было 535. Через три года, в 1995/96 учебном году их стало на 6 % больше, а негосударственных — 193 (то есть возникла первоначальная сеть). Еще через 5 лет государственных вузов стало на 6 % больше по сравнению с предыдущей цифрой, а негосударственных — на 85 %. За это пятилетие количество студентов увеличилось в государственных вузах на 61 %, а в негосударственных на 246 % (хотя и составило в 2000/2001 учебном году около 10 % всех студентов)» [1; c. 636]. Тем самым произошло резкое увеличение вузов, что не всегда позитивно сказывается на качестве образования.
Кроме того, в 1996 году был принят закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В этом законе, как подчеркивает В.А. Луков [4], впервые цель образования была сформулирована исходя из потребностей личности: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; развитие наук и искусств посредством научных исследований и обучения.
Таким образом, в аспекте профессионального образования отражена необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров и дальнейшей эффективной работе подготовленных специалистов, а наиболее эффективно, работает тот, чья деятельность отвечает собственным внутренним потребностям и интересам.
Исходя из всего вышесказанного о реформе образования в России в конце XX века, можно сделать вывод, что она инициирована по следующим причинам:
· изменение политической системы (по сути - становление новой государственности);
· экономические трудности государства;
· необходимость подготовки высококвалифицированных кадров, с учетом динамично развивающейся социально-экономической и технологической ситуацией в стране и в мире.
4. Методология как учение о научном методе познания. Методологические подходы в образовании: деятельностный, системный, личностный.Термин "методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
1) методология - это учение о научном методе познания;
2) методология - это совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке;
3) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Основные методологические подходы в педагогике:
1. Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса - педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.
Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:
- принцип целостности, который отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;
- принцип структурности, позволяющий описывать системы как структуры через раскрытие совокупности связей и отношений между ее элементами;
- принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы;
- принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемых, в свою очередь, как системы;
- принцип множественности представления системы, означающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта;
- принцип историзма, требующий изучения системы и ее элементов не только как статических, но и как динамичных, имеющих историю своего развития.
При системном подходе, например, система образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; его содержание; формы, методы, средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всей образовательной системы и функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования.
2. Личностный подход(Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.
Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию).
Деятельностный подход. Установлено, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обуславливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.
Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).
Для осуществления преобразования человеку необходимо изменить идеальный образ своих действий, замысел деятельности. В этой связи он использует особое средство — мышление, степень развития которого определяет степень благополучия и свободы человека. Именно осознанное отношение к миру позволяет человеку реализовать свою функцию субъекта деятельности, активно преобразующего мир и себя на основе процессов овладения общечеловеческой культурой и культуросозидания, самоанализа результатов деятельности.
5. Педагогическая система и её компоненты.Педагогическая система (ПС) – это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. По мнению В.А. Сластенина, под педагогической системой можно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Компонентамисовременных педагогических систем являются:
• цели и ценности, функции педагогической системы и решаемые в ее рамках отдельные (частные) педагогические задачи;
• реализуемое в системе содержание педагогических событий (процессов, явлений, деятельности);
• субъекты и объекты педагогических процессов: организаторы, руководители, непосредственно педагоги и др
.• дидактические (обучающие), воспитательные, развивающие и образовательные процессы, действия, акты и т.п., как способы решения задач, стоящих перед педагогической системой, с раскрытием характера отношений (воздействия, взаимодействия участников и т.п.);
• средства реализации педагогического взаимодействия (в том числе — технические);
• организационные формы педагогической деятельности;
• методы осуществления педагогической деятельности в совокупности с другими компонентами, составляющие педагогические технологии, т.е. комплексное целенаправленное использование в рамках решения конкретных педагогических задач определенных организационных форм и методов; при требуемом уровне профессионально-педагогической компетентности и квалификации руководителей, педагогов;
• контроль;
• реальные результаты и их оценка.