Педагогика как наука и практика, их взаимосвязь. Цели, задачи, функции науки и практики.
Методы, средства и формы воспитания.
.Методы воспитания: понятие, структура. Характеристика одного из методов формирования сознания личности
Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач. Реализация конкретного метода на практике осуществляется через приемы воспитания. Прием воспитания - составная часть, элемент, конкретное действие, отдельная операция в структуре метода.
Основные средства обучения: слово, образ, деятельность. В структуру метода всегда входят приемы и средства воспитания.
Выбор метода воспитания зависит от:
a) Цели воспитания.
b) Ведущего вида деят-ти воспитанников.
c) Содержания и закономерностей воспитания.
d) Индивидуальных и возрастных особенностей.
e) Уровня воспитанности и мотивации поведения.
Компетентность педагога и его индивидуальные особенности – важное условие
Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. Характерные черты метода убеждения: 1) ведущий метод воспитания; 2) способ словесного воздействия на разум, чувства и волю воспитанника; 3) опора на критические мышление; 4) способ побуждения воспитанника к социально – ценным действиям в соответствии с содержанием убеждения. Этапы реализации метода: 1) создание или выбор благоприятных психологических условий; 2) выбор приемов (разъяснение, сравнение, аналогия и т.д.); 3) постановка задачи, отбор содержания; 4) предъявление информации; 5) ориентация на использование информации на практике; 6) учет результатов убеждения.
Педагогическое требование - это предъявление воспитаннику культурной нормы отношения к себе и окружающему миру (к другому человеку, труду, науке, прекрасному, обществу). Хороший пример в этом смысле дает Библия, где всего десять основных заповедей, которых нужно придерживаться в жизни. Характерные черты метода: а) способ четкого и однозначного указания воспитаннику или коллективу, что и как надо делать; б) воздействие, опережающее развитие ученика и рассчитанное на переход в требование ученика к самому себе; в) исходный метод воспитания. Виды (формы) предъявления требований: а) прямое (указание, приказание, распоряжение, осуждение, угроза и др.). Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные для воспитанников формулировки, не допускающие двух различных толкований. б) косвенное (намек, совет, просьба, рекомендация, доверие, одобрение и др.). В косвенном требовании стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы (переживание, интересы, стремления воспитанников). Способы предъявления требований: а) непосредственное, когда воспитатель сам предъявляет требование, добиваясь нужного поведения воспитанника. В этом случае выстраивается следующая цепочка: педагог – требование – воспитанник – действие. б) опосредованное, когда требования, «организованные» воспитателем, предъявляются воспитанниками друг к другу. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий - последующие требования к товарищам.
Поощрение Формы поощрения: а) моральные (похвала, одобрение, объявление благодарности, почетное поручение, предоставление дополнительных прав); б) материальные (награждение грамотой, дипломом, ценным подарком). Этапы реализации метода: 1) изучение коллективного метода, определение формы поощрения; 2) создание благоприятной обстановки; 3) педагогическое воздействие; 4) учет результатов поощрения. Важнейшие условия педагогической эффективности поощрения — принципиальность, объективность, гласность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, соблюдение меры, взаимосвязь с другими методами
Педагогика как наука и практика, их взаимосвязь. Цели, задачи, функции науки и практики.
Педагогика-это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. Объектом педагогике принято считать воспитание (в широком педагогическом смысле) как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Предмет педагогики- определяющие развития личности противоречия, закономерности, отношения технологии организации и осуществления воспитательного процесса.
Педагогическая наука призвана познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.
Большинство исследователей считают, что из обширной области педагогических знаний можно выделить теоретическую педагогику – как педагогику, содержащую базовые научные знания о закономерностях и законах, а также аксиомы и принципы. Представим это в виде следующей схемы (рис. 1).
Теория содержит закономерности, законы, принципы, аксиомы и т. д., соединяясь через конкретные рекомендации с практикой (технологии, методы, приемы, формы и т. д.).
Подлинное мастерство учителя, высокое искусство воспитания всегда опираются на научные знания. Но развитие педагогической науки автоматически не обеспечивает качество воспитания, необходимо, чтобы теория переходила в практические технологии. Пока же разрыв между теорией и практикой в педагогике составляет 5-10 лет.
Задачи педагогики. Выделяют научные и практические задачи педагогики. Задачи науки – вести исследования, увеличивая запас открытий, разработок, конструирования моделей образовательно-воспитательных решений, задачи практики – осуществлять воспитание, образование школьников.
Все задачи, решаемые педагогической наукой, делятся на два класса: постоянные и временные. Постоянные задачи педагогики не могут быть решены до степени исчерпаемости. Возникновение временных задач диктуется потребностями практики и самой науки, они отражают необозримое богатство педагогической действительности.
К постоянным задачам относятся: вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами; изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее; внедрение результатов исследования в практику.
Примерами временных задач могут быть: создание библиотек электронных учебников; разработка стандартов педагогического профессионализма; выявление типичных стрессоров в работе учителей; создание дидактических основ обучения школьников с ослабленным здоровьем; разработка новых технологий подготовки будущих учителей; выявление условий, оказывающих влияние на выбор школьниками профессии и т. д.
Функции педагогикикак науки обусловлены ее предметом. Педагогика реализует в органичном единстве функции на теоретическом и технологическом уровнях.
Теоретический уровень подразумевает реализацию следующих функций:
объяснительной, состоящей в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему протекают процессы воспитания, образования и развития, изучает передовой и новаторский педагогический опыт;
диагностической, которая заключается в выявлении состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установлении условий и причин, их обеспечивающих;
прогностической, предполагающей обоснованное предвидение развития педагогической действительности, включающей в себя и теорию, и практику. Она связана с проведением экспериментальных исследований педагогической действительности и построением на их основе моделей ее преобразования, а также с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений
Технологический уровень предполагает реализацию таких функций педагогики, как:
– проективная, связанная с разработкой методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» (В.В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
– преобразовательная, направленная на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции, на совершенствование педагогической практики путем создания эффективных педагогических систем и технологий, позволяющих получать более или менее прогнозируемые результаты воспитания и образования;
– рефлексивная и корректировочная, предполагающие оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности;
– воспитательно-образовательная, реализуемая через обучение, воспитание и развитие личности человека.