Дополнительные упражнения по выборке
1. Случается, что обучаемая собака долго не улавливает необходимости обнюхивания предмета и выборки его, как бы не зная, что ей делать при подходе к лежащим апортам.
2. В таком случае можно рекомендовать бросать на глазах собаки свой апорт с таким расчетом, чтобы он попал в небольшую кучку других апортов (2—3). В силу стремления за брошенным апортом, собака, подбежав к лежащим апортам, будет «знать», что ей нужно делать.
3. Для первоначальных упражнений по выборке нужно употреблять апорты, к которым собака уже привыкла. Только заинтересованность в апортировке заставит собаку нюхать и искать свой апорт (вот почему необходимо еще в щенячьем возрасте прививать «любовь» к апорту).
4. Затем можно выбирать носовые платки, фуражки, поясные ремни и т. п. предметы. Иногда полезно ставить собаку на выборку своего предмета среди разных по форме предметов.
5. Если при первоначальных упражнениях по выборке вещей собака два раза ошиблась, взяв один и тот же апорт, нужно его изъять, ибо он является уже слишком сильным раздражителем, знакомым для собаки. Изъяв его и дав собаке снова обнюхать руки, мы облегчаем условия поиска по чутью.
6. Постепенно выборка усложняется. Количество вещей с чужими запахами увеличивается, лежащие на земле вещи сдвигаются плотнее, и искомая вещь перемешивается в куче. Время пуска собаки в соотношении со временем укладки вещей постепенно оттягивается, и вещи перестают быть учебными апортами и становятся действительно самыми разнообразными предметами.
Схема обучения собаки выборке искомого запаха из ряда разных запахов.
Примечание. Такой же порядок постепенной усложненности идет и при выборке «чужих вещей».
Возникает вопрос, зачем требуется перед посылом собаки на выборку давать ей обнюхивать руки.
Может ли собака без этого выбирать апорт своего дрессировщика. Безусловно, может, ибо собака хорошо знает запах своего дрессировщика. Но выборка своих вещей не есть цель, это есть лишь средство временного характера, средство для легкого перехода к целевой установке, к выборке чужих вещей по искомому чужому запаху. Обнюхивание рук помогает скорейшему, четкому и безболезненному переходу к выборке чужих вещей.
Выборка «чужих» вещей
После того, как собака хорошо будет выбирать вещи дрессировщика из ряда вещей с чужими запахами, переходят на выборку чужих вещей, ни когда уже более не возвращаясь к выборке вещей дрессировщика.
Техника обучения такова:
1. Дрессировщик не кладет своей вещи в кучу апортов. Здесь именно и поможет предварительное обнюхивание рук. Собака к этому времени уже прочно связала момент обнюхивания рук с выбор кой идентичного запаха среди апортов.
2. Дрессировщик подводит собаку к одному из лиц, положивших свой апорт, усаживает ее и дает обнюхать руки этого человека, после чего обычны ми жестом и командой посылает собаку на выборку. Нет сомнения, что первые 2—3 раза собака будет искать среди апортов вещь с запахом дрессировщика и ошибаться.
3. В некоторых случаях она будет брать чужие вещи с похожими запахами, на что следует мягкое фу, иногда собака будет возвращаться, не взяв никакой вещи.
4. В таком случае дрессировщик снова дает ей обнюхать руки человека, положившего апорт, и снова посылает собаку. Очень скоро она начинает делать выборку, т. к. сам момент предварительно го обнюхивания рук и затем последующей выборки у нее уже прочно закреплен ранее при выборке своих вещей. При таком построении приема пере ход к выборке вещей с чужим запахом наступает довольно быстро и безболезненно, так как собака, обнюхивая чужие руки знает, что надо делать.
5. Постепенно выборка усложняется, число апортов увеличивается, апорты заменяются раз личными вещами посторонних людей. Время пуска собаки оттягивается, дрессировщик особенно внимательно относится к команде»фу»и системе поощрений, не допуская ошибок.
6. После того, как выборка нужных вещей станет четкой, нужно переходить к слепой выборке, когда дрессировщик сам не знает, кому при надлежит та или иная вещь.
При углублении проработки выборки руководителю необходимо обратить внимание на следующее нежелательное явление: при посыле собаки на выборку дрессировщик дает команду «нюхай». собака, подойдя к лежащим предметам, начинает их обнюхивать, если она уже подготовлена к этому предыдущими упражнениями. При задержке собаки над каким-либо предметом, не подлежащим в данном случае выборке, обычно следует повторная команда «нюхай». При следующей задержке собаки над другой, не искомой, вещью снова звучит команда «нюхай». Вскоре нюхай становится тормозом в равной мере, как и фу. Другими словами, налицо имеется скрытое бессознательное управление собакой при выборке, что ломает и искажает действительность выборки. В первые дни обучения выборке помощь собаке, конечно, необходима, но посте пенно при выборке нужно отказаться от дачи каких бы то ни было повторных команд.
Нужно также учесть, что стимул для выборки чужих вещей не так силен, как для выборки своей вещи. В силу чего она может и не использовать максимальной способности своего чутья. Поэтому при удачной выборке чужой вещи дрессировщик должен резче подчеркнуть успех ласковыми интонациями, жестами и другими мерами поощрения.
Развивая способность собаки к дифференцировке запахов, собаку тренируют на одинаковых по внешней форме палочках, не бывших в употреблении, раздавая их в руки нескольким лицам. Время нахождения палочек в руках постепенно уменьшается, доходя до нескольких секунд.
Розыскных собак необходимо тренировать на выборку вещи не только с запаха рук, но и со следа и, кроме того, на выборку человека с вещи.
Работа по следу
Команда «нюхай», «след», «след».
Работа по следу (по чутью) является самым центральным моментом в общем комплексе работ розыскной собаки. Связанная с обыском местности и самостоятельным нахождением следа, эта работа является основной. Поэтому при обучении работе по следу, а главное, при последующей тренировке дрессировщик должен особенно тщательно прораба тывать вопросы, связанные со шлифовкой работы по чутью, постепенно вводя условия, усложняющие работу и в то же время стремясь поддерживать заинтересованность собаки в поиске и ее стремление к конечному результату, помня, что только при этих качествах собака будет прорабатывать более или менее сложные следы.
При шлифовке работы собаки должно быть учтено влияние почвы на сохранность следа, время его прокладки, влияние ветра на рассеивание молекул запаха, влияние отвлечений внешнего мира, влияние температуры, общее состояние собаки и особенности ее характера.
Для первоначального обучения могут быть рекомендованы последовательно построенные способы.
1) Дрессировщик привязывает собаку, усаживает ее и, беря на глазах собаки апорт, уходит, несколько волоча ноги по земле (дабы собака обратила внимание вниз, на землю), скрывшись с глаз собаки за кустами или среди деревьев (60—75 шагов) и положив апорт, дрессировщик, таким же способом возвращается обратно, отвязывает собаку и берет ее на длинный поводок. Держа его левой рукой, правой дрессировщик указывает на след, нагибаясь и говоря «нюхай, след, след», как бы ведя собаку по следу. На это упражнение уходит, как правило, 2—3 дня занятий.
2) Как только собака поднимает морду кверху, дрессировщик снова прибегает к жесту, указывая на землю, давая ту же команду. Вскоре собака обычно начинает сама принюхивать след.
3) Помощник дразнит привязанную собаку, а затем убегает и, скрываясь за углом, кустами и т. п. укрытиями, меняет направление. Спущенная собака бежит сначала без всякого принюхивания, но, добежав до того места, где помощник скрылся, естественно начинает принюхивать след. дрессировщик использует это, давая команду «нюхай, след, след».
Длина прорабатываемого следа (вначале она равна 60—100 м) постепенно увеличивается.
4. Попутно характер (форма) следа меняется — от прямого до волнообразного, затем следы переходят на изломы с тупыми и прямыми углами.
5. Рекомендуется после излома на углах давать длительный (100—150 м) прямой пробег, с целью выравнивания нервного состояния собаки (при каждом повороте собака приходит в некоторое возбуждение, вызываемое ориентировочной реакцией), затем изломы становятся чаще, переходя в острые углы, после которых вводятся опять длительные, прямые пробеги. По проработке следа и нахождении искомой вещи или человека собака должна получить соответствующее «удовлетворение», что разовьет и сохранит у нее должную заинтересованность в стремлении к результату. При нахождении человека это удовлетворение сводится к дразнению, хватке и трепке; при нахождении вещей — к поощрению, игре с дрессировщиком и получению лакомства.
6. Дальнейшими усложнениями в работе являются комбинированные сочетания закругленных поворотов, острых, тупых и прямых углов, после чего дрессировщик переходит на перерывы и пере сечения следа (пересечения могут вводиться и ранее, при работе собаки на длительных прямых пробегах).
7. Перерывы следа устанавливаются путем скачков помощника сначала прямо по направлению следа, а затем в сторону, продолжая прокладку следа и, наконец, скачками под тупыми, прямыми и острыми углами.
Перерывы определяются и естественными препятствиями, как-то: вода, болото, пыльная дорога.
8. Пересечения нужно вводить постепенно, а именно: вначале след одновременно прокладывается другим человеком, затем чужой след пересекает ранее проложенный основной знакомый след. Во всех случаях след необходимо пересекать вначале перпендикулярным проходом, затем — под острыми углами и, наконец, искомый след частично заглушают путем движения по ранее проложенному искомому следу.
9. В тех случаях, когда собака отказывается от работы по сильно усложненному следу, необходимо облегчать условия прокладки. По пути следования помощник оставляет апорты на следу: сначала просто на земле, а затем зарывая их или подвешивая на кустах.
Какие могут быть следы
Прокладываемые следы могут быть контрольными, полуконтрольными или полуслепыми и слепыми.
1. Контрольными следами (они необходимы в первой стадии обучения) называются такие следы, при которых дрессировщик знает исходную точку, направление, повороты, места брошенных и спрятанных апортов и конечный пункт. Для этой цели уходящий помощник делает на своем пути контрольные метки (мелом на деревьях, втыканием вех и т. п. условными обозначениями) или форма следа заранее устанавливается дрессировщиком.
Собака ни в коем случае не должна видеть направление уходящего, а тем более самый процесс про кладки следа, допуская это лишь в первые дни обучения. Контрольные следы позволяют дрессировщику в нужный момент приходить на помощь обучаемой собаке, направляя ее на след. Перед посылом собаки на поиск тренировку необходимо строить так, чтобы собака не видела уходящего человека. Нужно приучить ее начинать поиск лишь по наличию запаха человека. В таких случаях достигнутые результаты, т. е. нахождение человека, являются для собаки как бы неожиданностью, острее увеличивая стимул поиска при наличии любого запаха.
2. Слепые следы необходимы для проверки работоспособности собаки вне зависимости ее работы от поведения (влияния) дрессировщика. В таком случае ни собака, ни дрессировщик не знают на правления следа (при хорошо развитом поиске собака, заинтересованная в проработке, самостоятельно находит и исходную точку следа).
Помощь дрессировщика
Помощь дрессировщика, работающего по контрольному следу, особенно важна в моментах, усложняющих работу, но это совершенно не значит, что он должен заранее помогать собаке. Необходимо давать собаке ошибаться, следя за тем, как она выходит из создавшегося положения, вовремя направляя и помогая ей, когда энергия начинает падать.
Самостоятельное определение собакой направления следа
Самостоятельное определение собакой направления следа — это подвод собаки к исходной точке в разных направлениях. Затем собак тренируют и на самостоятельное нахождение следа.
1. В первой стадии тренировки, а также ночью, работа по следу ведется на поводке; время пуска по следу удлиняется, увеличиваясь на 2—3 минуты при каждом новом занятии. Главное внимание при работе должно быть обращено на интенсивность поиска, активность в процессе облаивания и процессе принюхивания.
2. На исходной точке задерживать собаку дол го не следует, т. к. острота запаха наиболее ярка в первые моменты, а при ряде повторных принюхиваний обонятельный орган привыкает к запаху, и реакция на ощущение запаха тускнеет.
3. При следовой работе собака может (главным образом в зависимости от влияния ветра) работать верхним и нижним чутьем, т. е. беря запах непосредственно из воздуха или почвы. Первого способа работы нужно избегать, ибо результат его может носить случайный характер и работа собаки при этом не имеет должной четкости. Второй способ наиболее желателен.
4. Работая по следу постоянно с людьми своего коллектива, собаки обычно легко прорабатывают эти следы, так как весь комплекс запахов, оставленных на следу, носит знакомый характер.
В данном случае можно привести аналогию, когда собаки привыкают выбирать свою вещь при выборке, легко ее выбирают и с большим трудом переходят на выборку чужих вещей с незнакомыми запахами, требуя особых для этого упражнений. В силу этих же причин, обучаемые собаки почти не сбиваются при случайных пересечениях следа чужими людьми, в то же время часто ошибаясь в условиях специально поставленных заданий по выборке искомого следа из ряда следов, проложенных людьми своей части.
Ставя при обучении собаки работе по следу обязательную натренированность в выборке искомого следа из ряда других следов (как выборку «чужого» апорта-вещи из ряда других апортов вещей), без чего служебная собака не может именоваться розыскной, мы должны приучить собаку работать в следующих, специально для этого организованных упражнениях, проводимых после того, как собака будет достаточно активно и четко прорабатывать слепые следы с поворотами и углами протяжением 800—1000 м.
1) Помощник прокладывает контрольный след.
Дойдя до определенного, заранее точно обусловленного места, помощник под прямым углом сворачивает влево. В это время другой помощник подходит к этому же углу с правой стороны и в точке (вершине) угла сворачивает вправо, как бы продолжая след первого помощника. Через 5—10 минут по следу первого помощника пускается собака.
Вначале она легко переходит с искомого следа на след второго помощника. В силу того, что след и угол контрольный, дрессировщик собаки задерживает свой ход за 10—15 м до угла и направляет собаку в нужную сторону. Вскоре проводник перестает задерживаться до угла (задерживаясь лишь при неверной проскачке собаки, т. е. при переходе на след второго помощника).
При ошибках собаки дрессировщики руководствуются, как и при неверной выборке чужих вещей («фу» и «хорошо»). Когда собака путем постоянных поправок привыкает к необходимости на углах тщательной выборки следа, можно перейти на слепые углы расхождения помощников (инструктор контролирует работу, возвращая дрессировщика при неверном переходе).
2) После того, как собака будет выбирать след на углах, переходят к более сложному упражнению по выборке следа, а именно на работу «на веер».
Для этого 3—4 помощника прокладывают след, идя один за другим, и останавливаются в одной точке.
К этой же точке со стороны подходит искомый помощник, после чего делает острый угол в сторону и уходит, а 3—4 помощника веером расходятся из — общей точки пересечения. Собака пускается по следу из точки выхода искомого помощника и, дойдя до точки пересечения, из которой вышли веером около 5 человек, должна самостоятельно из всех следов выбрать искомый. Нет сомнения, что все расхождения веером в начале обучения этому упражнению должны быть контрольными (потом переводятся на слепые).
Только такого рода упражнения по выборке искомого следа, повторяемые в разных комбинациях, в т. ч. в сумерки и в ночной обстановке дадут над лежащие установки в работе для розыскной собаки.
Принуждения при следовой работе можно вводить лишь в тех случаях, когда заинтересованность собаки ярко выражена, и сама по себе работа достаточно механизировалась. Всякое иное употребление принуждений грозит остановкой работы по следу, возможным срывом.