Дополнительные указания по методике проведения практических занятий с собакой
1) С собакой следует заниматься 2 раза в день — утром и вечером. Нужно помнить, что иногда пятнадцать минут хорошо организованных занятий будут полезнее, чем час скучных и непродуманных занятий. Приятные и неприятные упражнения нужно чередовать. Если интерес к работе у собаки пропадает, то занятия нужно прекратить, стремясь к тому, чтобы к их окончанию собака сохранила прежнюю заинтересованность в достижении результата.
2) То, что пригодно и необходимо для одной собаки, совершенно не нужно для другой. Дрессировщик должен сам, в зависимости от индивидуальных особенностей своей собаки, изобретать (продумывать) полезные раздражители, вызывающие желаемые ответные действия.
3) Перед практической проработкой любого из приемов обучения собаки дрессировщик должен предварительно продумать: а) какие дать непосредственные раздражители, дабы заставить собаку выполнить, хотя бы и примитивно, желаемое действие; б) какие дать к этому приему условные (замещающие) раздражители; в) какие могут возникнуть нежелательные связи при проработке этого приема, в зависимости от обстановки и условий работ; г) какие, когда и как нужно вводить отвлечения; д) как и когда нужно постепенно переходить от облегченных условий работы к усложненным (ветер, почва, температура и т. д.).
4) Начинать проработку приемов специального цикла нужно, основываясь на заинтересованности собаки и ее естественном стремлении к удовлетворенности. Закреплять прием следует путем кон траста принуждений (повышенных интонаций) и поощрений за выполнение.
5) В первые дни дрессировки необходимо под ходить к собаке без излишних «уставных формальностей и допускать известные элементы игры, даже, свободы, оперируя главным образом инстинктами собаки, лишь постепенно переходя на сдерживающие начала.
6) Линия наименьшего сопротивления является грома ной опасностью для дела, что выражается обычно в ежедневных повторениях легких задач.
Нельзя, например, тренируя собаку по следу, изо дня в день посылать ее на поиск сейчас же вслед за ушедшим прокладчиком — надо постепенно увеличивать время пуска собаки. Нельзя также при воспитании у собаки выдержки отходить всегда на одно и то же незначительное расстояние, удовлетворяясь четким выполнением собакой приема в этих условиях и забывая о необходимой шлифовке, уточнении и усложнении заданий. Это чрезвычайно опасное явление совершенно недопустимо при работе по чутью, а также по связи и вообще при работе по специальным приемам.
7) Изо дня в день требования должны повышаться. Их приостановка допускается лишь для закрепления данного усложнения. Только при такой постановке дела служебная собака, в конечном итоге, будет в полной мере удовлетворять своему назначению.
8) Необходимо отметить чрезвычайно ответственную роль помощников в дрессировке. По чах своей работы. Вместе с тем, от помощника требуется большая опытность и натренированность в целом ряде приемов специального назначения, на пример, при охране, отказе от корма, работе на выстрел, следовой и связной работе, обыске местности и пр., так как от его действия зачастую зависят успешность подготовки или срыв работы.
9) Еще до начала дрессировки следует создать нормальные взаимоотношения дрессировщика и собаки. Нормальными взаимоотношениями считаются такие, когда дрессировщик не боится собаки, устраивает с ней игры и прогулки, наблюдает и анализирует ее характер, а собака привыкает к нему и относится с полным доверием. В силу этих соображений, необходимо обратить особое внимание на отбор людей и собак.
10) Грубейшей ошибкой дрессировщиков является недостаточная реальность инсценировки обстановки специальных работ. Нельзя, например, допускать, чтобы после проработки следа дрессировщик и прокладчик следа возвращались и весело разговаривали на глазах собаки. Подобное явление недопустимо и при охране вещей и вообще во всех специальных приемах обучения, так как они сильно понижают у собаки стимул работы на человека, отнимают у нее естественность разрядки, естественность удовлетворения, дискредитируют серьезность работы и понижают в целом активность собаки в проработке трудных заданий. Дрессировщики должны всемерно избегать этих явлений, помня, что потеря стимула к работе равносильна гибели дела.
11) При дрессировке приходится наблюдать чрезвычайно интересный момент так называемого перелома в работе, т. е. период падения общей активности собаки и ее заинтересованности в работе.
Это объясняется тем, что прием перестал быть новым для собаки, «приелся» ей и потерял свою ост роту (новизну раздражителя). С другой стороны прием еще не «механизирован», т. е. безотказность его выполнения недостаточно выдрессирована. При переломе действия собаки внешне похожи на действия передрессированной собаки.
При наступлении перелома (он почти неизбежен) дрессировщик не должен теряться. Нужен небольшой перерыв в занятиях по этим приемам (3 — 4 дня), перенесение занятий в другую обстановку, активизация даваемых раздражителей. Все поднимает угасающую заинтересованность, а повышение требований (усиленные интонации) и последовательность в работе создадут, в конце концов нужный автоматизм и безотказность в выполнении заданий. После этого период перелома можно считать оконченным.
12) Как известно, жара является одним из сильнейших тормозов физиологического характера. Она притупляет активность и заинтересованность собаки, парализуя ее стремление к достижению результата. В таких случаях необходимо, с одной стороны, перенести регулярные занятия на вечер или на раннее утро, вскоре после рассвета, а с другой, — в жаркое время дня следует начать производить небольшие прогулки, приучая этим собаку к жаре. Спустя несколько дней, необходимо начать делать во время этих прогулок 5 — 10 минутные упражнения (сначала в тени). Постепенно, по мере закрепления приемов обучения и безотказности их выполнения, занятия можно передвинуть на более жаркое время дня, в целях тренировки собаки.
13) На первый взгляд, казалось бы странным делать попытку к увязке работы по чутью с проблемой питания собак, но эта увязка бесспорно есть. Не только чистота экстерьера, но и служебные качества собаки зависят от правильно налаженного питания. Так, жирная, с плохим обменом веществ, собака будет отказываться от работы по чутью при жаре. Быстрая усталость, слабость мышц, плохое сердце и затрудненная работа легких отражаются на психике животного, понижая служебные качества, т. е. тормозя в целом работу. Вывод ясен: при плохих физических качествах, являющихся результатом неправильного содержания, питания и других факторов, дрессировщик не должен рассчитывать на полноценность служебных качеств собаки.
14) При тренировке собаки, учитывая современные условия, необходимо воспитать безотказность ее работы непосредственно под огнем. Инсценировки при холостых выстрелах не могут создать нужного эффекта, Жужжание пуль и завывание летящей шрапнели в бою действует на нервную систему собаки совершенно по-другому, нежели выстрелы на маневрах. Правда, казалось бы, что свист пуль не должен отражаться на психике собаки, ибо последняя не знает значения этого свиста.
Но здесь дело в другом. Необычность и неизвестность, а поэтому непонятность явления являются причинами безотчетного инстинктивного животного страха. В силу этих соображений, необходимо вводить ознакомление собак с действительным огнем. Это важно, как и ночные занятия с действием прожекторов и ракет.
15) Необходимо избегать перегрузки собак работой. От утомления собака теряет интерес к работе этот главнейший фактор дрессировки. При таких обстоятельствах следует давать отдых собаке, периодически прерывая занятия на 3 — 4 дня, устраивая в эти дни купание, прогулки и игры.
Практики-дрессировщики прекрасно знают это, отводя один день в неделю на отдых, чтобы не допустить перегрузки в занятиях.
Опытные дрессировщики перед испытанием собак 1 — 2 дня совершенно не ведут занятий и полу чают в подавляющем большинстве случаев превосходные результаты: собака четко и с охотой исполняет требуемые приемы.
16) Беря в дрессировку молодую собаку, необходимо всегда обращать особое внимание на возраст щенка. Естественная неустойчивость, чрезмерная возбудимость и проявления пассивно оборонительных реакций присущи именно молодой собаке, даже в возрасте 10—12 мес. Они являются Результатом «неполноценности» щенка. В это время еще трудно говорить о разных типах нервной деятельности молодых собак; правильнее будет говорить об одном типе — типе неустойчивом (времен но), с преобладанием оборонительного инстинкта в пассивной форме. По мере роста, а главное, при индивидуальном прикреплении, щенок формируется быстрее «психически». Это объясняется тем, что имевшаяся ранее «неполноценность» восполняется «защитой» и «заботливостью» при индивидуальном прикреплении щенка к дрессировщику.
В силу указанных выше соображений, нельзя слепо браковать «трусливую» молодую собаку; нужно всегда учитывать, что в данном случае «трусость» присуща щенячьему возрасту.
17) Следует помнить, что во всех случаях в качестве условного раздражителя применяется не один изолированный жест дрессировщика, не одно звуковое сочетание (команда), а сложный (синтетический) раздражитель: команда + жест + поза + выражение лица + интонация. В силу этого дрессировщик при общении с собакой должен быть особенно внимательным к своему поведению.
18) Для некоторых, по тем или иным причинам «неполноценных» собак, может быть в целом ряде приемов рекомендован, так называемый, способ перенимания. Сущность его заключается в следующем: на глазах собаки, которая почему-либо не выполняет желаемого действия, например, не дает лая по команде «голос», — сажается другая, хорошо работающая собака. Дрессировщик, требуя от нее выполнения данного приема, по выполнении его щедро вознаграждает собаку. Все это должно происходить на глазах другой собаки. После 2 — 3 упражнений дрессировщик делает попытку работать и с отстающей собакой.
Обычно способ перенимания значительно облегчает работу с отстающими животными. Но здесь нужно указать, что чрезмерно длительное упражнение такого рода вызывает у отстающей собаки излишнюю нервозность. Поэтому не рекомендуется делать более 3—4 попыток подобного рода, и то через день.
19) Условные связи вырабатываются не только в часы занятий, но и в течение всей жизни животного. Серьезно и четко следует относиться к собаке и вне занятий. Ни в коем случае нельзя бравировать выработанными приемами (так например злоупотребление командой «фас» или натравливание на своих товарищей ведут обычно к неврозам и срывам).