Тема 9. Особенности народной педагогики кубанского казачества
Традиционная культура кубанского казачества (конец ХIХ – начало ХХ вв.) Дети в интерьере кубанского жилища. Песенная традиция Кубани и дети. Колыбельные песни. Педагогическая роль игрушек, детских игр и забав. Педагогический потенциал устного народного творчества кубанского казачества. Проблемы возрождения этнокультурных и этнопедагогических традиций казачества в современных условиях. Создание в Краснодарском крае образовательных учреждений казачьей направленности (классов, школ, кадетских корпусов). Социальное и культурное значение этих учреждений. Взаимодействие учащихся, родителей, общественных организаций в культурно-просветительной деятельности. Литература: Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Дидактический материал: учебное пособие. – Новосибирск, 2013. Кукушин В.С, Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология: Учебник для вузов. – М.: «Феникс», 2002. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник. – М., 2010. Петрова Т.Н. Народная педагогика. – Чебоксары, 1998.
7.2. Методические указания к практическим занятиям:
Темы для индивидуальных сообщений с последующим групповым обсуждением:
Этнопедагогика в системе педагогических знаний.
· Этнопедагогический тезаурус
· Этнос как социокультурная единица
· Демократические и гуманистические основы воспитания в этнопедагогике.
· Традиционные ценности и историческая память народа. Роль традиционной культуры в воспитании детей
Народный идеал совершенного человека как представление о цели воспитания.
Литература:
· Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Дидактический материал: учебное пособие. – Новосибирск, 2013.
· Кукушин В.С, Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология: Учебник для вузов. – М.: «Феникс», 2002.
· Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник. – М., 2010.
· Петрова Т.Н. Народная педагогика. – Чебоксары, 1998.
Дискуссия на тему:
«Взаимосвязь и взаимодействие факторов воспитания в этнопедагогике». «Педагогика игры в народном воспитании». «Традиционная культура кубанского казачества». «Роль образовательной и культурно-просветительной деятельности в ее возрождении и бытовании».
Литература:
· Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Дидактический материал: учебное пособие. – Новосибирск, 2013.
· Кукушин В.С, Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология: Учебник для вузов. – М.: «Феникс», 2002.
· Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник. – М., 2010.
· Петрова Т.Н. Народная педагогика. – Чебоксары, 1998.
Анализ кейсов (разбор конкретных ситуаций):
«Педагогизация этнокультурной деятельности общественных организаций, историко-культурных объединений и творческих комплексов».
«Организация деятельности ОУ казачьей направленности на основе изучения и использования этнопедагогических традиций».
Литература:
· Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Дидактический материал: учебное пособие. – Новосибирск, 2013.
· Кукушин В.С, Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология: Учебник для вузов. – М.: «Феникс», 2002.
· Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник. – М., 2010.
· Петрова Т.Н. Народная педагогика. – Чебоксары, 1998.
7.3. Вопросы для самостоятельной работы
Программой предусмотрено выполнение ряда заданий для самостоятельной (внеаудиторной) работы аналитического, проектно-моделирующего, методико-технологического, социокультурного характера.
Задание по изучение и анализу продуктивного педагогического опыта (на примере классов и школ казачьей направленности):
· использование этнопедагогических подходов в кадетском образовании (обобщение опыта СОШ №№ 1, 4 Каневского района),
· организация досугово-образовательного и культурного пространства в школах края.
Используются материалы краевой научно-практичной конференции «Организация деятельности классов и школ казачьей направленности» – Краснодар, изд-во ККИДППО, 2007.
Задание проектного типа.
Разработать педагогический проект по одной из предложенных тем:
· Этнопедагогическая модель досугово-образовательного пространства школы
· Социально-педагогические условия возрождения традиционной культуры кубанских казаков на основе специально организованной образовательной среды
· Воспитательные возможности традиционных ремесел России и их использование в учебно-воспитательном процессе
Задания социокультурной и культурно-просветительной направленности.
Разработать программы для проведения:
· Дня станицы как традиционного для Кубани праздника предусмотрев в части этнопедагогического обеспечения мероприятия:
· видеопрезентацию материалов о семейных традициях знаменитых жителей,
· информационные материалы по народным играм, забавам, праздникам.
· Дня улицы и схода граждан:
· организация выставки изделий и поделок учащихся с использованием традиционных ремесел России и Кубани
· программа выступления фольклорных, хореографических и других творческих коллективов школьников.
· школьного праздника «Ты Кубань, ты наша Родина …»
· видеопрезентация «Народные игры Кубани»
· видеопрезентация «Сюита обычаев этносов Кубани»
· сценарный план литературно-художественной композиции «Земли моей лицо живое…»
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю) (при необходимости)
Инновационные технологии
- Технологии проблемного обучения (в начале лекции ставится задача и вопросы, которые надо рассмотреть; излагая материал, к аудитории постоянно обращён вопрос - как решить данную проблему, чтобы получить наилучшие технологические, конструктивные, экологические и экономические показатели; и с помощью аудитории находится правильное решение, либо после изложения проблемного материала в конце лекции выделяется время для разбора, как была решена поставленная в начале лекции проблема).
- Деловые игры;
- Кейс технологии (чаще всего в содержании кейсов находятся конкретные проблемы или примеры из реальной профессиональной деятельности, которые берутся преподавателями из собственного профессионального опыта, из общения с производственниками, из впечатлений выпускников и т.д.);