Лекция 2. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

ПЕДАГОГИКА

История образования и педагогической мысли

Методические рекомендации

К курсу

Челябинск, 2010

ББК

УДК

Димухаметов Р.С. Педагогика: история образования и педагогической мысли:учеб.-метод. комплекс // Р.С. Димухаметов. – Челябинск: ЧГПУ, 2012. – 64 с.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. _______

  © Димухаметов Р.С., 2012
  © Челябинский государственный педагогический университет, 2012 © Кафедра СР ПиПП, 2012  

Содержание

Раздел 1

Пояснительная записка к курсу

Выписка из государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

Раздел 2

ИНСТРУКЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

РАБОТАМ

Самостоятельная работа № 1.

Античная педагогика

Самостоятельная № 2. Образовательные

системы в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения

Самостоятельная № 3. Я.А. Коменский –

основоположник педагогики как науки

Самостоятельная работа № 4. Развитие ведущих идей

в истории зарубежной педагогики ХУII – XIX вв.

Самостоятельная работа № 5. Воспитание у восточных славян до Х века.

Воспитание и обучение в Киевской Руси

Самостоятельная работа № 6. Педагогика России в конце ХIХ начала

ХХ века

Самостоятельная № 7. Педагогическая антропология

КД. Ушинского

Самостоятельная № 8. Зарубежная школа и образование

в конце XIX начале ХХ вв.

Самостоятельная работа № 9. Советская школа

и педагогика XX-XXI вв.

Самостоятельная работа № 10. Образование

и педагогика России конца ХХ в. и нач. XXI в. Ведущие идеи

образования в мире в конце ХХ начале XXI вв.

Раздел 3

Методические рекомендации к выполнению курсовых работ.

Примерное структурирование курсовых работ и плана исследования

Темы рефератов

Вопросы к экзамену по курсу «Педагогика: истории образования

И педагогической мысли»

Рекомендуемая литература

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Фундамент успешной теоретической, методической и практической подготовки в системе профессионально-педагогического образования закладывают педагогические дисциплины. Одной из них является история образования и педагогической мысли.

Предмет истории образования и педагогической мысли как отрасли педагогического знания составляет развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.

История педагогики давно (с XIX в.) включена в содержание педагогического образования, благодаря ряду деятелей педагогики, воспринявших известное положение немецкого философа Гегеля, что без знания прошлого нельзя понять настоящее и разглядеть будущее.

Эта дисциплина тесно связана с дисциплинами: «Теория обучения», «Теория воспитания», «История психологии», «Философия», «Педагогические технологии» и др.

Цель курса – расширение общепедагогического кругозора студентов, формирование у них ценностного отношения к педагогическому наследию, вооружение знанием педагогических идей прошлого, составляющих общетеоретическую основу педагогики.

Основные задачи курса:

– изучение педагогических идей в различные периоды истории;

– изучение отечественных и зарубежных воззрений в современном мире;

– изучение процесса интеграции национальных систем образования.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

· генезис и основные этапы развития педагогики как составной части общечеловеческой и национальной культуры;

· содержательно-технологические характеристики и философско-мировоззренческие основы важнейших отечественных и зарубежных образовательных систем, учений и концепций, определивших главные стратегические линии исторического развития педагогики;

· роль и место образования в современном мире, его проблемы, движущие силы и тенденции развития;

· подходы к образованию и вопросы образовательной экологии;

· ценностно-целевые основания мировой и отечественной педагогики;

· основы педагогической антропологии и персонологии, образовательной парадигматики и методологии.

понимать:

· сущность, закономерностей и логикуразвития образования как исторического и современного феномена;

· глубокую органическую взаимосвязь прошлого, настоящего его в историко-педагогическом процессе, различных образовательных культур и ценностей;

· прогностическую функцию истории образования и педагогической мысли и эвристическую роль философии образования,

уметь:

· видеть причинно-следственные связи между историко-педагогическими, а также образовательными явлениями, тенденции и направления их развития;

· выявлять их генетические корни, социокультурные и мировоззренческие основы;

· раскрывать связь цепей, содержания, организации воспитания с уровнем и особенностями развития общества в целом, его культуры и науки в каждую историческую эпоху;

· мыслить и оперировать категориями педагогической науки и философии при анализе историко-педагогических, философско-педагогических и собственно педагогических явлений, соединять педагогические и философские подходы при этом;

· Ориентироваться в разнообразии историко-педагогических и образовательных ценностей, выявлять среди них наиболее значимые и перспективные при одновременном учете принципов историзма; использовать элементы историко-педагогического опыта в своей образовательной деятельности.

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

История образования и педагогической мысли. История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века). Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке (до 80-х годов). Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX века. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX века. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917 г.). Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.) Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы Количество часов
Всего Аудиторная работа Самост. (внеауд) работа
Лекц Сем
   
1. История образования и педагогической мысли как область научного знания. Методологические подходы к курсу. Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса    
2. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества    
3. Развитие педагогической мысли в Древнем мире (Воспитание и школа в античном мире) № 1
4. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Педагогическая культура христианского Средневековья    
  Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения   № 2
5. Развитие педагогических идей в истории зарубежной педагогики ХУII – XIX вв. № 3
6. Я.А. Коменский – основоположник педагогики как науки (коллоквиум)   № 4
  Зарубежная школа и образование в конце XIX начале ХХ вв.   № 5
7. Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами    
8. Духовные ценности русской народной педагогической культуры    
  Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века)   № 6
9. Школа и педагогика России второй половины XIX и начале XX вв.   № 7
10. К.Д. Ушинский – основоположник отечественной научной педагогики. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского (коллоквиум) № 8
11. Гуманистические идеи образования в педагогическом наследии мыслителей Востока, Средней Азии и Казахстана № 9
12. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.)   № 10
13. Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны    
14. Новаторская педагогика последней четверти ХХ века   № 11
15. Образование и педагогика России конца ХХ и нач. XXI века    
16. Развитие образования и педагогической мысли на Южном Урале   № 12
17. Ведущие идеи образования в мире в конце ХХ начале XXI вв.    

Лекция 1. История педагогики и образования как область научного знания. Методологические подходы к курсу. Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса

Основные понятия:

Происхождение воспитания. Социологическая трудовая теория классиков марксизма-ленинизма. Социолого-антропологическая теория Ш.Летурно. социолого-психологическая теория П.Монро. Духовно-культурологическая теория К.Шмидта. Понятие инновационного подхода при анализе всемирного историко-педагогического процесса. Культурологический и антропологический принципы. Конкретно-исторический и формационный принципы и их место в структуре цивилизационного подхода.

Философские аспекты целеполагания в образовании.

История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания. Задачи истории и педагогической мысли. Ее место в интеграционном научном процессе в профессиональной подготовке учителя.

Методы исторического анализа педагогических событий и явлений (сравнительно-сопоставительный, сравнительно-генетический, парадигмальный, метабиографический и др.). Великие цивилизации (Дальневосточная, Южно-Азиатская, Ближневосточная, Западная), их значение в развитии традиций и новаций в педагогике, связанные с ними типы культуры. Понятие мирового историко-педагогического процесса. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах развития.

Базисные педагогические традиции. Виды базисных педагогических традиций: целерациональные, ценностно-рациональные, собственно традиционные и аффективные.

Педагогики ХУII – XIX вв.

Основные понятия:

Особенности развития Западной цивилизации в начале Нового времени и общая направленность педагогического поиска в ХVII веке. Зарождение научной педагогики и роль в этом Я.А. Коменского. Механистический взгляд на человека как на продукт воспитания, возникший в середине ХVII в. в цивилизации Запада.

Обоснование Дж. Локком ведущей роли воспитания и обучения в формировании человеческой личности.

Д. Локк – основоположник системы элитарного образования. Воспитание характера как основа элитарного образования. Особенности элитарного воспитания и образования по Локку, его взгляд на физическое, нравственное и умственное развитие личности в системе элитарного воспитания и образования.

Концепции человека в эпоху Просвещения. Философско-педагогическая мысль и школа Запада в ХVIII в. практика массового образования. Развитие педагогической мысли и системы массового образования до середины ХIХ в. авторитарная педагогика И. Герберта. Педагогическая система И.Ф. Гербарта, развитие теории урока. Идеи Коменского и Гербарта в практике дореволюционной русской школы. Традиционное обучение в практике Советской школы 30-50 гг. Противоречие между утилитарно-прагматической направленностью педагогических традиций Западной цивилизации ХVII – середины ХIХ века и гуманистическими тенденциями формирования целостной личности на основе ее свободного развития и самоопределения.

Человек в системе ценностей индустриальной Западной цивилизации второй половины ХIХ века. Педоцентристская революция конца ХIХ – начала ХХ века на Западе и идеи реформаторской педагогики. «Школа учебы» и «школа труда» в философско-педагогической трактовке и в практике западной культуры.

Развивающее обучение И.Г. Песталоцци – основоположник развивающего обучения. Гуманизм педагогической системы Песталоцци. Цель воспитания по Песталоцци м его взгляд на факторы развития личности как основа системы развивающего обучения. Элементарное образование, разработанное Песталоцци, как средство гармонического развития личности. Значение наглядности по Песталоцци в развитии ребенка. Работа Песталоцци в развитии ребенка. Работа Песталоцци над созданием частных методик, направленных на развитие детей.

Теория элементарного образования – развивающее обучение в лучших учебных заведениях Западной Европы. Развитие идей И.Г. Песталоцци в трудах Ф. Фребеля. Принцип самодеятельности и культуросообразности в учении А. Дистервега.

Педагогические идеи деятелей эпохи Просвещения; поиск путей «выращивания новой породы людей». Педагогическая антропология Ж.Ж. Руссо – гимн естественному воспитанию и свободному развитию человека.

Исторические условия зарождения идеи свободного воспитания. Цель воспитания по Руссо и его взгляд на факторы развития личности как основа системы свободного воспитания. Природосообразное воспитание в понимании Руссо. Система воспитательных воздействий, обеспечивающих по Руссо свободное развитие личности. Оценка теории Руссо.

Историческая обусловленность идеи развивающего обучения, его сущность. И.Г. Песталоцци – основоположник системы развивающего обучения. Цель воспитания по Песталоцци и его взгляд на факторы развития личности как основа системы развивающего обучения. Элементарное образование, разработанное Песталоцци, как средство гармонического развития личности. Значение наглядности по Песталоцци в развитии ребенка. Работа Песталоцци над созданием частных методик, направленных на развитие детей.

Педагогические проекты времен Великой Французской революции как отражение тенденций к демократизации образования.

Западное образование в условиях становления индустриального общества. И. Гербарт как теоретик «школы учебы». Соединение элементов традиционной школы и системы развивающего обучения в педагогическом учении И.Ф. Гербарта.

Антиличностные тенденции в культуре и педагогике Западной цивилизации первой половины ХIХ века и поиски путей их преодоления (утопический социализм, марксизм, позитивизм, иррационализм).

Утверждение индустриального общества и формирование массовой школы. Усиление отчуждения человека, распространение «школы учебы». Развитие Дж. Дьюи: поиск путей самореализации личности, достижения гармонии в развитии человека и демократического общества. Д. Дьюи – основоположник прагматизма в педагогике. Исходные положения прагматизма. Особенности организации прагматической школы, содержания обучения и методов работы в ней. Оценка прагматической школы.

Г. Кершенштейнер как теоретик и практик «школ труда». Гуманизм «свободного воспитания» (М. Монтессори, А. Нейл). Западное образование и педагогика в условиях кризиса индустриальной цивилизации; поиск нетрадиционных подходов к воспитанию и обучению.

Реформаторская педагогика конца ХIХ – начала ХХ века. Педагогические взгляды Г. Спенсера (1820-1903). Экспериментальная педагогика: В. Лай (1862-1926), Э. Мейман (1862-1915) Зарождение педологии и теории умственной одаренности. «Трудовая школа» и «гражданское воспитание» Г. Кершенштейнера (1854-1932). «Вальдорфская педагогика» Р.Штейнера (1861-1925).

Тенденция развития педагогики Западной цивилизации во второй половине ХХ века.Становление постиндустриального общества; тенденция к превращению «производства человека» в основную сферу жизнедеятельности. Утверждение личностно-ориентированной педагогической парадигмы и переход от «поддерживающего» обучения к «инновационному». Предпосылки и условия гуманизации и гуманитаризации образования.

Основные тенденции развития образования в зарубежных странах. Интеграция и дифференциация образования. Трансформация классно-урочной системы. Компьютерная революция в сфере образования и ее последствия. Новые тенденции в воспитании.

Реформы школы в ведущих странах Западной Европы и США: реорганизация школьных систем, дифференциация образования, пересмотр школьных программ, форм и методов обучения.

Становление и развитие гуманистической педагогики.Основные направления развития мировой педагогической мысли: авторитарное и гуманистическое. Сущностные характеристики (признаки, черты) авторитарной педагогики, ее роль в традиционном педагогическом процессе и последствия.

Гуманистическая педагогика как прогрессивное направление в истории развития педагогической мысли и практики. Зарождение идей гуманистической педагогики в античной философии (всесторонность, гармония, природосообразность воспитания), их возрождение и развитие в эпоху Ренессанса. В. да Фельтре, Э. Ротердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень и др. о гармоническом развитии личности, связи воспитания с жизнью, развитии самодеятельности и активности детей и др.

Становление педагогики как гуманистической науки о воспитании и обучении в ХVII- ХVIII вв. (Ф. Бэкон, Я.А. Коменский, Дж. Локк) и развитие ее идей в философско-педагогических трудах французских материалистов (Ж.Ж. Руссо, А. Гельвеций, Д. Дидро).

Классический немецкий идеализм (И. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и его влияние на развитие гуманистической педагогической мысли на рубеже ХVIII – ХХ вв. Гуманистическая педагогика И.Г. Песталоцци и А.В. Дистервега. Гуманистические идеи о воспитании и образовании в трудах социалистов-утопистов и марксистов ХIХ в.

Зарубежная гуманистическая педагогика ХХ в. (Дж. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс, Р. Бернс и др.). Изучение зарубежной гуманистической педагогической мысли и практики как важнейшее условие развития отечественной педагогики.

Персоналии:В. Ратке (Ратихий), Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеций, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, Г. Спенсер, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Фребель, П. Лесгафт, А. Бабель, К. Цеткин, К. Либкнехт, Г. Кершенштейнер, В. Лай, Э. Мейман, Дж. Дьюи, С. Френе, Я. Корчак, М. Монтессори, Э.Торндайк, В.Оконь, Дж. Брунер, Р. Штайнер, Г. Бернс.

СЕМИНАР коллоквиум

Я.А. Коменский – основоположник традиционного обучения. Историческая обусловленность создания традиционного обучения. Сущность традиционного образования. Цель, принципы, содержание, методы, организация обучения. Классно-урочная система обучения. Педагогическая система Я.А. Коменского. Принцип природосообразности – основа педагогической системы. Значение педагогических взглядов Я.А. Коменского для развития системы общего и специального обучения. Традиционное обучение в учебных заведениях Европы.

Семинар: Зарубежная школа и образование в конце XIX начале XX века

И начале ХХ века

Лекция 7. Образование и педагогическая мысль в России после

Второй мировой войны

Советская система образования в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Борьба за реализацию всеобщего обучения в годы войны. Патриотическое и трудовое воспитание. Постановление СНК СССР «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе»(1944). Открытие Академии педагогических наук РСФСР (1943).

Развитие общеобразовательной школы в конце 40-50 гг. Введение семилетнего всеобуча. Создание профессионально-технических училищ (ПТУ).

«Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958). Организация производственного обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательной школе в конце 50-60-х гг. Переход ко всеобщему среднему образованию во второй половине 60-х – начале 70 гг.

Поиски практическими работниками школ путей повышения эффективности обучения (опыт школ Липецкой, Новосибирской областей, Татарской АССР и др.).

Развитие педагогической науки. Деятельность Академии педагогических наук. Усиление с начала 60 гг. внимания к разработке теоретических проблем школьного воспитания и обучения. Исследование взаимосвязи обучения и раз-вития (Л.В.Занков); сущности процесса обучения; путей совершенствования структуры урока, активизации методов обучения (М.А. Данилов, Б.Е. Есипов, И.Т. Огородников, МН. Скаткин и др.); взаимосвязи репродуктивной и творческой познавательной деятельности (И.Т. Огородников, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.). Проблемы программированного обучения (П.К.Гальперин, Л.Н. Ланда, Н.Ф.Талызина и др.). Теория и практика проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.). Проблемы политехнического образования (С.Г. Шаповаленко, В.Г.Зубов, К.А.Иванович). Разработка вопросов теории и практики гражданского воспитания учащихся, активной жизненной позиции школьников (В.А.Сухомлинский, И.П.Иванов).

Поиски путей гуманизации воспитания и реформирования на этой основе деятельности общеобразовательной и профессиональной школы. Практическая работа педагогических коллективов и отдельных учителей по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы (апрель 1984).

Реформирование системы народного образования СССР и России в 1985- 1995 гг. Закон об образовании (1992,1996).

Лекция Образование и педагогика России конца ХХ и начала XXI века

Лекция Развитие образования и педагогической мысли на Южном Урале

Лекция 8. Ведущие идеи образования в мире в в конце ХХ и начала XXI века

Всемирный форум по образованию (Джомтьен (Таиланд), 1990 г. Всемирный форум по образованию (Дакар, Синегал, 2000 г.). Генеральная Конференция ЮНЕСКО по образованию 1996 г. (Париж). Доклад Ж. Делора «Образование: сокрытое сокровище». Четыре столпа современного образования: научиться учиться, научиться трудиться, научиться жить, научиться жить вместе.

Концепция модернизации российского образования. Профильное обучение. Компетентностный, личностно ориентированный подходы в образовании. Демократизация, гуманизация и гуманитаризация российского образования. Сегодняшнее состояние образования.

3. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ самостоятельных РАБОТ

Целямипроведения самостоятельных работ являются: формирование профессиональной педагогической позиции; формирование умений анализа педагогических фактов и явлений; усвоение категорий и понятий история образования и педагогической мысли; ценностно-смысловые самоопределение студентов по отношению к история образования и педагогической мысли и современной педагогической парадигме; формирование основ педагогического мастерства; обучение работе с различными источниками педагогической инфорации.

Самостоятельные работы выполняются в виде рефератов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольным работам: шрифт 14, Times New Roman, межстрочный интервал 1,5, поля: левое – 2,5 см, правое, сверху и снизу по 2 см. Ссылки на источники и на Интернет ресурсы оформляются в алфавитном порядке в соответствии с требованиями.

Образец оформления библиографического списка:

1. Пряникова, В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: уч.-справ. / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. – М., 1995.

2. Рачинский, С.А. Сельская школа / С.А. Рачинская. – М., 1991.

3. Руссо, Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании / Пед. соч. / Ж.Ж. Руссо. – М., 1981. – Т.1.

4. Делор, Ж. Образование: Сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО / Ж. Делор. – Изд-во ЮНЕСКО, 1996 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf.

5. Роджерс, К. Межличностные отношения в фасилитации учения [Электронный ресурс] / К. Роджерс. – Режим доступа: Documents and Settings\user\ фасилитация\4.htm.

Самостоятельная работа (по договоренности с преподавателем) может быть выполнена и в программе Microsoft Office PowerPoint.

Работа выполняется студентом самостоятельно во внеаудиторное время в рамках обязательных часов, выделенных на самостоятельную работу по дисциплине. Работы скопированные из Интернета и выполненные на основе только одного источника или учебника к защите не принимаются.

В процессе подготовки студент знакомится с содержанием предстоящей работы, записывает номер и тему работы, ее цели, и выполняет домав письменном виде.

На аудиторные занятия студент приходит с полностью выполненной самостоятельной работой.

Преподаватель проверяет выполнение работы, и студент получает допуск к защите самостоятельной работы.

Защита представляет собой изложение основных положений самостоятельной работы (может сопровождаться презентацией) и ответов на вопросы преподавателя и студентов по теме работы.

В процессе защиты самостоятельной работы студент должен продемонстрировать следующие качества знаний: осознанность, прочность, полноту, глубину.

Студент должен пониматьсодержание выполненной работы (знать определения понятий, уметь разъяснить значение и смысл любого термина, используемого в работе и т.n.), результаты анализа, сопоставления, самоопределения, выводы и т.п. Сокращения слов в текстах самостоятельных работ не допускаются.

После защиты результаты работы подписываются преподавателем («зачтено»», оценка, подпись преподавателя, дата сдачи). Не подписанная преподавателем работа не считается защищенной.

В журнале учета успеваемости студентов выставляется оценка за выполненную работу.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ самостоятельных РАБОТ

Балл Критерии оценки (содержательная характеристика)
«1» Работа выполнена полностью на основе одного источника (учебника, Интернет ресурса). Студент практически не владеет теоретическимматериалом, допускает грубые ошибки, испытывает затруднения в формулировке суждений, не способен ответить на дополнительные вопросы.
«2» Работа выполнена полностью. Студент использовал небольшое количество литературных источников и Интернет ресурсы не умеет оформлять ссылки. Студент не владеет теоретическим материалом, допускает ошибки по сущности рассматриваемых (обсуждаемых) вопросов, испытывает затруднения в формулировке собственных обоснованных и аргументированных суждений, допускает ошибки при ответе на дополнительные вопросы.
«3» Работа выполнена полностью. Студент использовал небольшое количество литературных источников и Интернет ресурсы, допускает ошибки в оформлении ссылок, владеет теоретическим материалом на минимально допустимом уровне, отсутствуют ошибки при описании теории, испытывает затруднения в формулировке собственных обоснованных и аргументированных суждений, допускает незначительные ошибки на дополнительные вопросы.
«4» Работа выполнена полностью. Студент использовал различные литературные источники и Интернет ресурсы, грамотно оформляет ссылки, владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при описании теории, формулирует собственные, самостоятельные, обоснованные, аргументированные суждения, допускает незначительные ошибки на дополнительные вопросы.
«5» Работа выполнена полностью. Студент использовал различные литературные источники и Интернет ресурсы, грамотно оформляет ссылки, владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при описании теории, формулирует собственные, самостоятельные, обоснование, аргументированные суждения, представляет полные и развернутые ответы на дополнительные вопросы.

Работа, оцененная менее чем 3 баллами, не может быть «зачтена» ипеределывается студентом с дальнейшей ее защитой, со снижением оценки на 1 балл.

Допускается только одна попытка пересдачи самостоятельной работы.

В процессе подготовки и выполнения самостоятельной работы студент может пользоваться консультациями преподавателя, материалами интернет, учебной и дополнительной литературой. Наличие конспекта лекций на самостоятельной работе обязательно.

В случае пропуска занятий или недопуска к защите проверка и защита самостоятельной работы осуществляется во время, определяемое преподавателем. В часы занятий по расписанию проверяется и защищается только тa работа, тема которой предусмотрена календарным планом.

Последний срок сдачи самостоятельных работ – последний день самостоятельных занятий по дисциплине в каждом семестре в каждой подгруппе. После последнего дня занятий по расписанию лабораторные работы проверяться и защищаться не будут.

За несвоевременную сдачу самостоятельной роботы оценка снимается на 2 балла, Запрещается предъявлять для проверки более двух не зачтенных работ (за исключением случаев длительной болезни студента, подтвержденной документально). Общее правило: в течение недели проверяется только одна работа студента.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка выполненных самостоятельных работ осуществляется в рамках по следующим показателям:

- Владение теоретическим материалом по рассматриваемым вопросам.

- Работа с различными источниками педагогической информации.

- Наличие собственных оценочных, аргументированных, развернутых вопросов.

- Ответы на дополнительные вопросы.

ИНСТРУКЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

РАБОТАМ

Самостоятельная работа № 1

Тема:Античная педагогика

Цели:

1. Изучить воспитание и образование в античном мире.

2. Дать сравнительный анализ античных систем воспитания.

3. Вычленить аксиологические (ценностные) аспекты философских учений Сократа, Платона, Демокрита, Квинтилиана.

Выполнение работы:

1. Изучить античные системы воспитания в наиболее развитых рабовладельческих государствах Древней Греции (Спарте и Афинах) по следующему плану:

– цель воспитания;

– основа воспитания;

– система воспитания (особенности семейного воспитания, система школьного воспитания).

После проделанной работы заполните сравнительную таблицу или составьте сравнительную схему.

2. Изучите жизнь, деятельность и основные труды Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана. После проделанной работы заполните таблицу:

Эпоха Педагог Значимые работы Основные педагогические идеи Мои комментарии

3. Ответьте на вопросы,

– Кому принадлежит высказывание: «Я знаю, что я ничего не знаю», что оно означает?

– Кому принадлежит фраза: «Платон мне друг, но истина дороже», какова ее история? О какой истине идет речь?

Рекомендованная литература:

1. Жураковский, Г.Б. Очерки по истории античной педагогики. – М, 1963.

2. Зейлигер-Рубинштейн, Б.Н. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Л.: ЛГУ, 1978.

З. Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений. – СПб., 1834.

4. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М: Интерпракс, 1994.

5. Корнетов, Г.Б., Бликштейн, Л.С. Теория и практика античного воспитания / Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1. – М: 1988. – 6. Сократ, Платон, Аристотель, Сената Бруно. – ЖЗЛ, СПб., 1995.

Самостоятельная № 2

Тема:Образовательные системы в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения.

Цели.

1. Ознакомление с культурой, наукой и образованием в период феодализма.

2. Выявление факторов, способствовавших успеху педагогических идей и становлению педагогических традиций в эпоху Возрождения.

Задание № 1.Изучите жизнь, деятельность и основные труды Фомы Аквинского, Раймунда Луллия, Бенсона Веруламского, Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Виторино де Фельтре, Эразма Роттердамского, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня.

После проделанной работы заполнить таблицу:

Эпоха Педагог Значимые работы Основные педагогические идеи Мои комментарии

Задание №2. Изучить систему светского воспитания рыцарей-феодалов. Составить «граф-схему» или» таблицу, отражающую особенность и основную цель данной системы воспитания.

Задание № 3.Где, когда и почему возникли первые университеты? Составьте хронологическую карту возникновения университетов. Какие факультеты были в средневековых университетах? Какого факультета не было в университетах и почему? Проследите преемственность традиций университетского образования в наши дни. После проделанного анализа заполните таблицу:

№ п/п Традиция Преемственность

Задание № 4.Ответьте на вопрос: Чем отличалось и чем объединялось элитарное и массовое воспитание Средних веков? Оформите свой ответ в виде сравнительной таблицы.

Типы воспитания Сходства Различия
Массовое воспитание    
Элитарное воспитание    

Рекомендуемая литература:

1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов – М.: Просвещение, 1981.

2. Монтень, М. Опыты: в 3-х тт. – 1-й т. – М.: Наука, 1980.

3. Мор, Томас. Утопия / Пер. Ю.М. Каган. – М.: Наука, 1978.

4. Рабле, Франсуа. Гаргантюа и Пантэгрюэль / Пер. с.фр. Н. Либимова. – М.: Правда, 1981.

5. Сванидзе, А.А. Деревенские ремесла в средневековой Европе. – М.: Наука, 1985.

Информационный материал

В 476 году ослабленная внутренним противоречиями Римская империя пала под натиском германских племен. С этого момента начинается новый этап историко-культурного развития Западной Европы, именуемый Средневековьем (V – XVI вв.). При формировании средневековой культуры в качестве ведущих культурных парадигм наиболее явно выделяются христианское мировоззрение и образ жизни, в также римский идеал имперской государственности. Одновременно идеологическки угнетаются и переосмысливаются «язычески

Наши рекомендации