Методическая часть программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа по русской лапте разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, на основании Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
Программа по своей направленности является предпрофессиональной и рассчитана на 52 недели, 46 недель учебно-тренировочных занятий и 6 недель по индивидуальным планам.
Цели и задачи
Лапта –русская народная командная игра с битой и мячом.
Игра в русскую лапту (мини-лапта) направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – углубленное изучение спортивной игры русская лапта (мини-лапта).
Основными задачамипрограммы являются:
- укрепления здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приёмами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по русской лапте;
- подготовка учащихся к соревнованиям по русской лапте (мини-лапта).
Содержание работы со спортсменами по русской лапте на всех этапах подготовки определяется тремя факторами: спецификой игры, модельными характеристиками для игроков, возрастными особенностями.
Подготовка спортсменов предусматривает этапы:
- Этап начальной подготовки (с 8 лет)
- Учебно-тренировочный этап обучения (с 10 лет)
- начальная подготовка (3 года обучения) – воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к русской лапте: начальное обучение технике и тактике, правилам игры; развитие физических качеств с учетом специфики русской лапты, воспитание умений соревноваться; освоение основ гигиены и самоконтроля;
- учебно-тренировочный (4-5 года обучения) – освоение теоретического раздела программы; базовой технической, тактической, физической, специальной, интегральной, соревновательной подготовки; обучение элементам специализации по игровым функциям;
Направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки юных спортсменов определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств.
В программе для каждой категории занимающихся поставлены задачи, определены допустимые объемы тренировочных нагрузок по основным средствам, предложены варианты подготовки учащихся с учетом возрастных особенностей и уровня физической и функциональной подготовленности.
Содержание рабочей программы
Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории русской лапты (мини-лапта), правила соревнований.
В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и тактическими приёмами игры.
В конце, обучения по программе, учащиеся должны знать правила игры и применять участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки игроков в лапту.
Комплектование занимающихся на различных этапах подготовки, их количественный состав, недельная и годовая учебные нагрузки представлены в табл.1.,2.
Таблица 1.
Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта русская лапта.
Этапы спортивной подготовки | Продолжительность этапов (в годах) | Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) | Наполняемость групп (человек) |
Этап начальной подготовки | 14-15 | ||
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | 4-5 | 12 - 14 |
Таблица 2
НОРМАТИВЫМАКСИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ
Этапный норматив | Этапы и годы спортивной подготовки | |||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | |||
До года | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |
Количество часов в неделю | ||||
Количество тренировок в неделю | 3 - 4 | 3-5 | 7 - 8 | 9 - 12 |
Общее количество часов в год | ||||
Общее количество тренировок в год | 156 - 208 | 156- | 364 - 416 | 468 - 624 |
Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения (табл.3) осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки.
На каждом этапе поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, требований подготовки игроков в лапту высокого класса для команд высших разрядов.
Таблица 3
Примерный учебный план по годам обучения
№ п/п | Наименование | Этапы | ||||||
Начальной подготовки | Учебно-тренировочный | |||||||
Теоретическая под-ка | ||||||||
ОФП | ||||||||
СФП | ||||||||
Техническая под-ка | ||||||||
Тактическая под-ка | ||||||||
Интегральная под-ка | ||||||||
Инструкторская и судейская практика | - | - | - | |||||
Кол-во игр | ||||||||
Экзамены и контрольные испыт. | ||||||||
Восстановительные мероприятия | - | - | - | |||||
Общее кол-во часов |
Таблица 4
Примерный учебный план теоретической подготовки
№ п/п | Основные темы занятий | Этапы | ||||||
Начальной подготовки | Учебно-тренировочный | |||||||
Роль ФК и С в обществе и формировании личности | ||||||||
Социальное значение спорта | ||||||||
Сведения о строении и функциях организма человека | ||||||||
Влияние физических упражнений на организм занимающихся | ||||||||
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль | ||||||||
Правила игры в русскую лапту | ||||||||
Оборудование и инвентарь | ||||||||
Состояние и развитие лапты | - | - | - | |||||
Основы техники и тактики | - | - | - | |||||
Основы методики обучения | - | - | - | |||||
Установка игрокам перед соревнованиями | - | - | - | |||||
Организация и проведение соревнований | - | - | - | - | - | |||
Итого: |
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности тренера и воспитанника. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям лаптой и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ФП)
На начальном этапе обучения объем физической подготовки доходит до 50% времени, отводимого на занятия.
ФП в первый год основана на разностороннем развитии ребенка, которая в дальнейшем будет способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям и позволит овладеть необходимыми игровыми умениями и навыками.
Основные задачи этапа: укрепление здоровья; разносторонняя подготовка; овладение основными двигательными навыками (ходьба, бег, прыжки, метания).
Основные средства подготовки: легкоатлетические упражнения; спортивные и подвижные игры; другие виды спорта – такие, как гимнастика, акробатика.
Особое место отводится работе с мячами.
Задача таких упражнений – не только физическое развитие, но и освоение умений владеть мячом, согласовывать свои действия с мячом во времени и пространстве. По мере роста подготовленности игрока в лапту эта способность будет приобретать все большее и большее значение.
Подвижные игры, спортивные игры, эстафеты, элементы акробатики, составляют 30% общего тренировочного времени. 20% отводится специальной физической подготовке (тестирование, контрольные упражнения и тренировки).
2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ТП)
Основная задача – овладение основными приемами техники: перемещениями, ловлей, передачами, подачей мяча, осаливанием, ударами битой по мячу, приемами, позволяющими избежать осаливания.
В основе ТП лежит воспитание способности выполнять изученные приемы в сочетании с различными способами перемещений (бег, прыжки, изменение направления движения и т.д.).
40% общего тренировочного времени отводится на обучение основам техники, причем основное место отводится методу сопряженного воздействия, позволяющему посредством специальных упражнений и методических приемов одновременно осуществлять задачи ТП и развития физических качеств.
3. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ТкП)
Основные задачи: формирование и развитие тех способностей, которые лежат в основе тактического мышления и тактических действий, связанных с изученными приемами техники. Необходимо развивать внимание, зрительную память на ситуации, ориентировку во времени и пространстве.
Основные средства ТкП: спортивные и подвижные игры, эстафеты, которые требуют проявления быстроты реакции и ориентировки в пространстве, быстроты ответных действий, сообразительности, наблюдательности и др.
4. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Задачи: осуществление связи между видами подготовки.
Взаимосвязь сторон подготовки требует специального целенаправленного воздействия. После соответствующей подготовки в упражнениях необходимо использовать игровой метод.
Задача игрового метода – сопряженное воздействие на физическую, техническую и тактическую подготовленность юных игроков в лапту.
Основные средства: общеподготовительные упражнения с использованием сопряженного метода и игры по упрощенным правилам, а также мини-лапта.
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
1. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ФП)
ФП в этот период не принципиально не отличается от этапа начальной подготовки. Основное внимание должно быть обращено на формирование специальных физических качеств. В этом возрасте наиболее благоприятны предпосылки для развития быстроты и скоростно-силовых качеств.
Основные средства ФП – широкий набор упражнений из других видов спорта (спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, акробатика).
ОФП осуществляется главным образом групповым методом. К СФП подходят более дифференцированно, как правило, проводят ее с использованием метода круговой тренировки, который позволяет развить необходимые качества, а в первую очередь скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость с учетом индивидуальных возможностей игроков. ОФП и СФП отводится 30% тренировочного времени.
2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ТП)
Основная цель заключается в продолжении разносторонней подготовки и освоении более сложных технических приемов. На учебно-тренировочном этапе 20% времени должно отводиться средствам ТП.
В центре внимания в это время должна быть работа над скоростной техникой. В таких приемах, как передачи, бросок мяча (осаливание), скорострельность достигается путем сокращения времени на подготовку к броску мяча и стабилизации рабочей фазы.
3. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ТкП)
На учебно-тренировочном этапе в результате уменьшения объема ФП значительно увеличивается объем тактической подготовки.
Задачи тактической подготовки:
- расширение арсенала индивидуальной тактики, основанной на изученных приемах техники;
- воспитание навыков взаимодействия между членами команды;
- изучение специфики игровых функций, развитие способности к анализу деятельности.
На данном этапе происходит формирование тактических умений в процессе обучения игроков техническим приемам. Обучение следует построить так, чтобы в игре в единстве реализовывались техника и тактика. Достигается это двумя путями.
Во-первых, по мере овладения техническим приемом его «соединяют» с качествами и способностями, обуславливающими успех тактических действий.
Во-вторых, игрок в лапту должен научиться оценивать расположение игроков на площадке и вне ее, положения и направления полета мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников и др.
4. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Основной задачей на данном этапе является приобщение детей к спортивной деятельности.
Игровая подготовка носит целенаправленный характер. Особое место отводят упражнениям с конкретной направленностью, нацеленным на обучение взаимопониманию, овладение техникой и ориентировкой в условиях высокой физической нагрузки.
Таблица № 5
2.4.СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕМОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДАМ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА РУССКАЯ ЛАПТА
Разделы подготовки | Этапы и годы спортивной подготовки | |||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | |||
1 год | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |
Общая физическая подготовка (%) | 44 - 56 | 44 - 56 | 16 - 20 | 16 - 20 |
Специальная физическая подготовка (%) | 17 - 23 | 17 - 23 | 17 - 23 | 17 - 23 |
Техническая подготовка (%) | 11 - 15 | 12 - 16 | 40 - 52 | 41 - 53 |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) | 2 - 4 | 3 - 5 | 4 - 6 | 4 - 6 |
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) | 1 - 3 | 1 - 3 | 4 - 6 | 6 - 8 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Психологическая подготовка – это педагогический процесс направленный на воспитание спортсмена как личности, его морально-волевых качеств.
В психологии спорта принять делить психологическую подготовку на общую и к конкретному соревнованию. Каждый раздел психологической подготовки имеет специфические задачи.
- Воспитание высоких моральных качеств.
- Воспитание волевых качеств (целеустремленность и настойчивость, выдержка и самообладание, решительность и смелость, инициативность и дисциплинированность.)
- Установление и воспитание совместимости в процессе совместной деятельности в составе команды и отдельных звеньев.
- Адаптация к условиям соревнований.
- Настройка на игру и методика руководство командой в игре.
Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого применения обширных средств и методов.
Основные из них:
- Средство идеологического воздействия (радио, лекции, искусство, беседы).
- Личный пример тренера, убеждение, поощрение, наказание.
- Побуждение к деятельности, поручение.
- Составление плана тренировочного занятия и самостоятельное его проведение.
- Проведение совместных занятий.
- Упражнения повышенной трудности.
- Соревновательный метод.
СИТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
1.1.Конкретизацию критериев подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку
на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта русская лапта.
Таблица № 7
ВЛИЯНИЕ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ПО ВИДУ СПОРТА РУССКАЯ ЛАПТА
Физические качества и телосложение | Уровень влияния |
Скоростные способности | |
Мышечная сила | |
Вестибулярная устойчивость | |
Выносливость | |
Гибкость | |
Координационные способности | |
Телосложение |
Условные обозначения:
3 - значительное влияние;
2 - среднее влияние;
1 - незначительное влияние.
3.2. Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки
Результатом реализации Программы является:
На этапе начальной подготовки:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта водное поло;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта водное поло.
На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта водное поло;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов.
Для обеспечения этапов спортивной подготовки организации, осуществляющие спортивную подготовку, используют систему спортивного отбора, представляющую собой целевой поиск и определение состава перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов.
Система спортивного отбора включает:
а) массовый просмотр и тестирование юношей и девушек с целью ориентирования их на занятия спортом;
б) отбор перспективных юных спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки по виду спорта водное поло;
в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на тренировочных сборах и соревнованиях
3.3. Требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки.
Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку:
- соответствие возраста и пола участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях и правилам вида спорта футбол;
- соответствие уровня спортивной квалификации участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта футбол;
- выполнение плана спортивной подготовки;
- прохождение предварительного соревновательного отбора;
- наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;
- соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
Лицо, проходящее спортивную подготовку, направляется организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на спортивные соревнования в соответствии с содержащимся в Программе планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях.
3.4. Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта русская лапта.
Таблица № 8
Переводные нормативы по физической подготовке
№ п/п | Показатели | Этапы | ||||||
Начальной подготовки | Учебно-тренировочный | |||||||
девушки | ||||||||
Становая сила (кг) | ||||||||
Бег 30 м (с) | 6,0 | 5,9 | 5,8 | 5,7 | 5,7 | 5,7 | 5,6 | |
Бег 30 м (5*6,с) | 12,3 | 12,2 | 11,9 | 11,6 | 11,3 | 11,3 | 11,0 | |
Бег 100м с изменением направления | 23,4 | 22,4 | 20,1 | 19,8 | 19.1 | 18,7 | 17,9 | |
Прыжок в длину с/м(см) | ||||||||
Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками (м) | 4,0 | 5,8 | 6.8 | 7,2 | 8,5 | 9,4 | 10.2 | |
Юноши | ||||||||
Становая сила (кг) | ||||||||
Бег 30 м (с) | 5,8 | 5,5 | 5,3 | 5,1 | 5,1 | 5,0 | 4,8 | |
Бег 30 м (5*6,с) | 12,3 | 12,1 | 11,8 | 11,0 | 10,5 | 10,2 | 10,0 | |
Бег 100м с изменением направления | 22,4 | 21.2 | 19,2 | 18,5 | 17,9 | 17,1 | 16,0 | |
Прыжок в длину с/м(см) | ||||||||
Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками (м) | 4,6 | 5,2 | 6,5 | 7,8 | 9,7 | 11,4 | 13,8 |
Таблица № 9
Переводные нормативы по технической подготовке
№ п/п | Показатели | Этапы | ||||||
Начальной подготовки | Учебно-тренировочный | |||||||
Удары битой способом «сверху» во 2-ю и 3-ю зоны | ||||||||
Удары битой способом «свеча» | ||||||||
Удары битой способом «сбоку» | ||||||||
Подача мяча в круг подачи | ||||||||
Ловля высоко летящего мяча | ||||||||
Ловля мяча после передачи партнера | ||||||||
Бросок мяча в цель | ||||||||
Передача мяча в стену |
Таблица № 10
Переводные нормативы по тактической подготовке
№ п/п | Показатели | Этапы | ||||||
Начальной подготовки | Учебно-тренировочный | |||||||
Приемы, позволяющие избежать осаливания | ||||||||
Групповые действия, розыгрыш очков (2,4.6) | ||||||||
Командные действия, розыгрыш очков (8,10,12) | ||||||||
Ловля мяча в ближней зоне, передача в дальнюю зону партнеру | ||||||||
Ловля мяча в 4-й зоне, осаливание в 5-й зоне | ||||||||
Ловля мяча во 2-й зоне, передача в 4-ю зону, осаливание в 5-й зоне | ||||||||
Переосаливание |
Список литературы 1. Валиахметов Р.Н., Костарев Ю.А., Гусев Л.Г. Русская лапта с методикой преподавания. Программа педагогических институтов. – Уфа: БГПИ, 1996. 2. Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелинин В.И. Лапта. Техническая и тактическая подготовка игроков. – Уфа: БГПИ, 1996. 3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192с. 4. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1977. 5. Озолин Н.Г. настольная книга тренера: Наука побеждать. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 864 с. 6. Русская лапта/ Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства. – М.: советский спорт, 2004. – 80с. 7. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М.: ФиС, 1986. 8. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. Русская лапта с методикой преподавания. Программа для педагогических институтов. - Уфа: БГПИ, 1996. 9. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. и др. Народная игра лапта. - Уфа: ГУП РБ "Уфимский полиграфкомбинат", 2003. 10. Валиахметов Р. М. «Лапта» 2007 г. 11. Ковалёв В.Д., Ткаченко В.Д «От русской лапты к софтболу» 2009г. 12. Костарев А.Ю. Программа курса "Русская лапта". - Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. 13. Ноздрин А. М. «Русская лапта в сельской общеобразовательной школе». 2008 г. 14. Приказ Минспорта России от 12.09.2013 N 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам"(Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2013 N 30530). |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа по русской лапте разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, на основании Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
Программа по своей направленности является предпрофессиональной и рассчитана на 52 недели, 46 недель учебно-тренировочных занятий и 6 недель по индивидуальным планам.
Цели и задачи
Лапта –русская народная командная игра с битой и мячом.
Игра в русскую лапту (мини-лапта) направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – углубленное изучение спортивной игры русская лапта (мини-лапта).
Основными задачамипрограммы являются:
- укрепления здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приёмами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по русской лапте;
- подготовка учащихся к соревнованиям по русской лапте (мини-лапта).
Содержание работы со спортсменами по русской лапте на всех этапах подготовки определяется тремя факторами: спецификой игры, модельными характеристиками для игроков, возрастными особенностями.
Подготовка спортсменов предусматривает этапы:
- Этап начальной подготовки (с 8 лет)
- Учебно-тренировочный этап обучения (с 10 лет)
- начальная подготовка (3 года обучения) – воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к русской лапте: начальное обучение технике и тактике, правилам игры; развитие физических качеств с учетом специфики русской лапты, воспитание умений соревноваться; освоение основ гигиены и самоконтроля;
- учебно-тренировочный (4-5 года обучения) – освоение теоретического раздела программы; базовой технической, тактической, физической, специальной, интегральной, соревновательной подготовки; обучение элементам специализации по игровым функциям;
Направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки юных спортсменов определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств.
В программе для каждой категории занимающихся поставлены задачи, определены допустимые объемы тренировочных нагрузок по основным средствам, предложены варианты подготовки учащихся с учетом возрастных особенностей и уровня физической и функциональной подготовленности.
Содержание рабочей программы
Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории русской лапты (мини-лапта), правила соревнований.
В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и тактическими приёмами игры.
В конце, обучения по программе, учащиеся должны знать правила игры и применять участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки игроков в лапту.
Комплектование занимающихся на различных этапах подготовки, их количественный состав, недельная и годовая учебные нагрузки представлены в табл.1.,2.
Таблица 1.
Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта русская лапта.
Этапы спортивной подготовки | Продолжительность этапов (в годах) | Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) | Наполняемость групп (человек) |
Этап начальной подготовки | 14-15 | ||
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | 4-5 | 12 - 14 |
Таблица 2
НОРМАТИВЫМАКСИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ
Этапный норматив | Этапы и годы спортивной подготовки | |||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | |||
До года | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |
Количество часов в неделю | ||||
Количество тренировок в неделю | 3 - 4 | 3-5 | 7 - 8 | 9 - 12 |
Общее количество часов в год | ||||
Общее количество тренировок в год | 156 - 208 | 156- | 364 - 416 | 468 - 624 |
Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения (табл.3) осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки.
На каждом этапе поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, требований подготовки игроков в лапту высокого класса для команд высших разрядов.
Таблица 3
Примерный учебный план по годам обучения
№ п/п | Наименование | Этапы | ||||||
Начальной подготовки | Учебно-тренировочный | |||||||
Теоретическая под-ка | ||||||||
ОФП | ||||||||
СФП | ||||||||
Техническая под-ка | ||||||||
Тактическая под-ка | ||||||||
Интегральная под-ка | ||||||||
Инструкторская и судейская практика | - | - | - | |||||
Кол-во игр | < Наши рекомендации
|