Методика развития речи и двигательной сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Содержание работы по коррекции нарушений речи у дошкольников с ДЦП.

Механизмы речевых расстройств при ДЦП. Клинические формы речевых нарушений: дизартрия, алалия, заикание, нарушения письменной речи. Соотношение речевых возможностей и реального уровня общения. Состояние фонетического компонента речи при ДЦП. Содержание логопедической работы по нормализации деятельности артикуляционного аппарата (преодоление изменений тонуса артикуляционных мышц, ограничений объема их движений, координаторных расстройств, тремора, гиперкинезов), формированию дыхания и голосообразования. Особенности фонематического восприятия. Пути коррекционного воздействия. Состояние лексико-грамматического компонента речи. Особенности словарного запаса. Своеобразие усвоения лексико-грамматических конструкций. Состояние диалогической и монологической речи. Основные направления работы по коррекции лексико-грамматической стороны речи. Требования к отбору словаря. Пути расширения и активизации словарного запаса. Методические приемы формирования грамматически правильной речи. Использование различных видов детской деятельности в формировании функций речи, развитии диалогической и монологической речи.

Обязательная литература:

1. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. - 10-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 395 с.

Дополнительная литература:

1. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Сурдопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология» / Л.А. Головчиц. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Владос, 2010. - 319 с.

2. Ляско, Е.В. Развитие речи: от первых звуков до сложных фраз [Текст]: учебно-метод. пособие / Е. Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. – 189 с.

3. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. – 319 с.

4. Микляева, Т.В. Детский сад будущего [Текст]: метод. пособие / Т.В. Микляева, Ю.В. Микляева, С.Н. Толстикова. - М.: Сфера, 2010. - 127 с.

5. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Текст]: учеб.-метод. комплекс / Т. Г. Неретина; Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2010. - 375 с.

6. Синевич, О.Ю. Медико-биологические и психолого-педагогические основы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха [Текст]: учеб.-метод. пособие / О. Ю. Синевич, Е.К. Неелова, Т. Ю. Четверикова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013. – 84 с.

Раздел 4. СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Основные функциональные обязанности учителя-дефектолога.

Организация, планирование и проведение коррекционных занятий. Виды планов учителя-дефектолога СДОУ. Процедура психолого-педагогического обследования детей и учёт полученных данных в коррекционной работе. Осуществление методической работы. Оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольная олигофренопедагогика

Виды работы, методы и приёмы обучения изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников.

Значение изобразительной деятельности в развитии личности ребенка. Особенности рисунка умственно отсталого дошкольника. Основные задачи обучения изобразительной деятельности детей с умственной отсталостью. Направления коррекционной работы по обучению изобразительной деятельности дошкольников с умственной отсталостью. Основные виды работы, методы и приемы обучения изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников.

Формирование игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников.

Определение игровой деятельности. Значение игровой деятельности в развитии умственно отсталых дошкольников. Условия развития игровой деятельности умственно отсталых дошкольников. Направления, цель и задачи обучения игровой деятельности. Этапы обучения умственно отсталых дошкольников сюжетно-ролевой игре.

Дошкольная педагогика детей с ЗПР

Концепция коррекционно – развивающего обучения. Основные задачи и психолого-педагогические принципы коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР.

Основные положения концепции коррекционно – развивающего обучения. Принципы коррекционно – развивающего обучения дошкольников с ЗПР. Направления работы и основные задачи коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР.

Дошкольная сурдопедагогика

Наши рекомендации