Обучение произношению детей с нарушениями слуха по сокращенной системе фонем.
История создания сокращённой системы фонем (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина). Замены: регламентированные, нерегламентированные, дефектные; их характеристика. Характеристика двух концентров. Полисенсорный характер обучения произношению детей с нарушениями слуха. Методы и приёмы обучения устной речи в соответствии с сокращённой системой фонем.
Обучение глухих и слабослышащих детей различению на слух речевых и неречевых сигналов.
Понятие о речевых сигналах, использующихся в работе по РСВ глухих и слабослышащих дошкольников. Использование слов, фраз, отдельных звуков, текстов в работе по РСВ детей различного школьного возраста. Особенности организации работы по различению детьми на слух неречевых сигналов. Использование музыкальных игрушек: барабан, шарманка, дудочка, свисток, погремушка. Учет степени потери слуха ребёнка при отборе музыкальных игрушек. Использование бытовых шумов по РСВ глухих и слабослышащих дошкольников. Методика Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской.
Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха
Коммуникативно-деятельностная система обучения языку детей с нарушениями слуха.
Разработка системы обучения глухих детей языку в 50-60-ые г.г. ХХ века С.А. Зыковым с группой сотрудников. Развитие и внедрение данной системы в педагогическую практику с различными возрастными категориями глухих детей. Вклад Т.С. Зыковой, Л.П. Носковой, Э.Н. Хотеевой, Л.А. Головчиц и др. в развитие и совершенствование коммуникативной системы. Основные положения коммуникативной системы. Концептуальный, структурный и субстратный (инвариантный) уровни современной системы обучения языку детей с нарушениями слуха.
Условия формирования речи в детском саду для детей с нарушениями слуха.
Организация речевой среды в ДОУ. Понятие «речевой режим» и его организация. Критерии отбора речевого материала для работы с дошкольниками. Требования к организации речевого общения детей с нарушениями слуховой функции. Реализация на практике принципов коммуникативной системы как одно из условий формирования речи у глухих и слабослышащих детей. Использование ТСО и средств наглядности в процессе формирования речи у глухих и слабослышащих дошкольников.
Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения
Обучение детей с нарушениями зрения ориентированию в пространстве в соответствии с их возможностями и возрастом.
Особенности обучения слепых детей раннего возраста ориентировке в пространстве. Организация помощи семье. Специфика коррекционной работы по обучению ориентировке в пространстве детей с косоглазием и амблиопией. Этапы коррекционной работы. Методика Е.Н. Подколзиной.
Социально-бытовая ориентировка (СБО)детей с нарушениями зрения.
Понятие «социально-бытовая ориентировка». Роль занятий по СБО в овладении навыками ориентирования на микроплоскости и в макропространстве детьми различного дошкольного возраста с нарушенным зрением. Содержание и организация занятий по СБО в специальном ДОУ. Методы и приемы обучения СБО детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Использование игровой деятельности для обучения социально-бытовой ориентировке дошкольников с нарушениями зрительного анализатора.
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения
Формы организации психолого-педагогической и коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Индивидуально-дифференцированный подход к детям в зависимости от вида, формы и течения глазного заболевания.
Организация общеразвивающих занятий. Организация подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий по РЗВ. Организация психолого-педагогической и коррекционной помощи по РЗВ в зависимости от возраста, структуры нарушения, течения глазного заболевания детей. Взаимодействие специалистов в процессе организации психолого-педагогической и коррекционной помощи на занятиях по РЗВ воспитанникамДОУ. Использование на индивидуальных занятиях дидактических заданий, направленных на РЗВ, с учётом структуры нарушения и возраста ребёнка.
Понятие индивидуально-дифференцированного подхода. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода. Методы и приемы реализации индивидуальной помощи детям. Особенности реализации индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях по РЗВ с детьми, имеющими нарушения зрения.
Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия в специальном детском саду для детей с нарушениями зрения.
Характеристика действующих программ по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушенным зрением. Обзор программных требований. Отражение содержания коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушенным зрением в действующих типовых программах. Реализация содержания в образовательном процессе СДОУ. Соответствие содержания коррекционной работы по РЗВ возрастным особенностям и психофизическим возможностям дошкольников с нарушениями зрительного анализатора.