Создание условий для развития речи
Среди многих важных задач обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии обучение родному языку и речевому общению является одной из главных.
Вместе с тем всем детям данной категории свойственно отставание от нормы в развитии речи, которые проявляются от характера первичного дефекта, в разной степени, на тех или иных сторонах речевой деятельности. У глухих детей страдает фонематическая сторона речи, произношение и соотнесенность чувственных признаков предметного мира с его словесным обозначением.
У детей с нарушением зрения наблюдается разрыв между словом и его чувственной основой. У детей с нарушением речи характер нарушений более глубокий и требует серьезной логопедической помощи.
Таким образом, всем детям с отклонениями в развитии необходимы не просто общеразвивающие занятия, а специальные коррекционная работа, направленная на преодоление речевого развития. Вместе с тем владение родным языком это не только правильно построить предложение, это в большей степени речевое общение, связный пересказ событий, это способы самовыражения себя в речи, способ овладения образом жизни, усвоения социального опыта и самоутверждения в обществе.
В немалой степени успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и в большей степени зависит от условий речевого развития. Интересная, богатая впечатлениями окружающая ребенка речевая среда, окружающая ребенка, является первым социальным фактором становления речи.
Вторым условием для речевой практики является общение, обеспечивающее соответствующее систематическое упражнение в усвоении литературной речи.
Третьим условием является создание коррекционно-развивающей среды, в которой выделяется специальная программа и методика, дидактический материал и пособия, игры и игрушки, иллюстративно-графический и литературный материал, а также технические средства и компьютерные технологии.
В зависимости от характера отклонений в развитии детей выделяется ряд специфических задач и требований к набору дидактического материала. Однако имеются и общие для данной категории детей принципы организации коррекционно-развивающей среды.
Чтобы систематизировать все виды по развитию речи желательно иметь кабинет по развитию речи, где могут быть сосредоточены методические материалы для педагогов и созданы условия для проведения разных видов занятий с детьми по развитию речи. При этом должны быть выделены разделы: обогащение словаря детей и овладение звуковой культурой речи, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой и подготовка детей к усвоению грамоты, а также речевое общение.
Остановимся на использовании дидактических игр и упражнений для развития речи. Для обогащения словаря детей используется большое количество разнообразного иллюстративно-графического материала. Это настольно-печатные игры, викторины, кроссворды. (вставка, asco, стр.67 – 00100; стр. 65- А 20000, А 20002; стр.63- 98025 )
Для маленьких детей используются предметные и сюжетные картинки. Однако их использование недостаточно для детей с отклонениями в развитии, так как у них наблюдается недостаточность впечатлений об окружающем мире, слабая дифференциация признаков и свойств предметов, то необходимо использовать для работы с такими детьми как можно больше речевых контактов с реальным миром. Там, где это можно, следует давать реальные предметы для речевого описания, с тем, чтобы у ребенка было реальное их описание и только затем использовать картины, муляжи, модели и схемы.
В практике речевого развития получила популярность дидактическая кукла с набором различной атрибутики домашнего обихода и к этому имеется серия различных дидактических игр. Однако не всегда в работе с детьми с отклонениями в развитии такие игры эффективно влияют на речевое развитие. Более приемлемы такие задания как кормление, одевание, укладывание спать, к тому же они осуществляются при активном участии самого ребенка (вместе с куклой: «укладываемся спать, катаемся с горки и т.д.»).(вставка, литтле, стр 34;)
Для организации различных форм речевой деятельности выделяется театральная деятельность: кукольный, теневой театры, игры-драматизации по литературным произведениям, материалы для чтения и заучивания стихотворений. В связи с этим в кабинете развития речи располагаются библиотека, фонотека, видеотека, фильмы и диафильмы. (вставка, Все для развития детей, стр.35- перчаточные куклы)
Для формирования коммуникативной речи и развития эмоциональной окраски речи выделяется специальный сектор с применением пальчикового театра, перчаточных кукол, ширмы для кукольного театра, где разыгрываются с детьми небольшие сюжеты речевого общения: вопросы - ответы, краткие монологи, диалоги на разные темы, выступления и заучивание речевок, пословиц и поговорок. Здесь же может быть оборудован видеосалон для просмотра видеофильмов, прослушивание аудиозаписей. Желательно иметь в кабинете компьютер и компьютерные программы по развитию речи.
Важно правильно распределить хранение дидактического материала, Материал, которым пользуются дети, должен храниться в отдельных контейнерах, коробках, расфасован для индивидуального пользования.
Интересно для речевого общения детей организовать работу перед зеркалом с переодеванием и общением с самим собой перед зеркалом. Это особенно интересно для детей с нарушением психоэмоциональной сферы, когда детям предлагают задание: «Посмотри на свою улыбку в зеркале», «Расскажи стихотворение», «Расскажи о себе», «Спой песню». Такие упражнения позволяют детям наблюдать и понимать собственные речевые и мимические действия, наблюдать работу артикуляционного аппарата.
Большое значение в организации речевой деятельности имеет литературные салоны для детей, где дети могут слушать записи произведений, выступать сами, демонстрировать перед родителями, получать образцы красивой литературной речи.
Наряду с этим, для детей могут быть организованы вечера шуток, юмора, смеха, а также вечера задушевных бесед и воспоминаний о праздниках, прошедших в детском саду. Беседы о днях рождения, летнем отдыхе, семейном празднике, экскурсиях и походах, с применением фотографий, фотоальбомов, сувениров и других памятных вещей и подарков, сопровождающих эти памятные дни и события, особенно благотворно влияют не только на развитие речи, но и речевое общение. В таких ситуациях наблюдается особенно эмоциональная окраска речи, свобода изложения и непроизвольный интерес к обмену информацией. Ведь поделиться приятными воспоминаниями с друзьями – это, значит найти не только положительный отклик, но и стать ближе и понятней друг другу. Это тот путь к той свободной коммуникативной роли речи как средству активной социальной адаптации.