Охарактерезуйте тетрализованные творческие игры, покажите их своебразие, и их своебразие, структурные компоненты, воспитательно- организованные ценность

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенностьтеатрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.

Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Педагогическая ценностьтеатрализованных игр дошкольников:

- формируют у детей чувство партнерства;

азвивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни,

- оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;

способствую» умственному развитию детей: обогащают разнооб­разными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

- тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную нап­равленность,

содействуют физическому развитию детей: совершенствуются дви­жения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

- способствуют более раннему выявлению индивидуальных особеннос­тей детей, их способностей.

Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа

1. освоение литературного текста, который будет драматизироваться;

2.этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

3 этап . сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

формирование личности ребенка.

Словесные игры– это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы

Игра 19 Игра является неотъемлемым элементом человеческой культуры. Еще в младенческом возрасте, ребенок включается в этот вид культурной деятельности, когда вслед за матерью, он играет с погремушкой, которая повешена над его кроваткой. Ребенок повторяет за взрослыми то, что делало бесчисленное число поколений детей до него, и что он сам потом покажет своим детям, неуловимо дополнив и изменив. С возрастом, игра становится все сложнее и разнообразней. Малыш, подражая матери, «разговаривает» по игрушечному телефону. В его жизни появляется воображаемое. Скоро, это простое подражание станет сюжетной игрой. Но для этого оно должно быть дополнено «подсмотренными» у старших детей образцами игры. Сначала малыш будет просто повторять увиденный образец, но вскоре изменит его в соответствии со своими желаниями и потребностями. Помогут развернуть игру ребенку и игрушки, в которых также являются носителями игровой культуры. Затем и его собственная игра послужит образцом младшим детям. Но в дошкольном детстве дети могут играть и по-другому. Катание мяча или машинки двух детей друг другу, первоначально организованное взрослым, послужит началом другой формы игровой деятельности. Радость и удовольствие от добровольного взаимодействия с другим ребенком со временем дополнится стремлением к выигрышу и послужит началом овладения ребенком игр с правилами. Играя в традиционные для данной культуры игры, которым он научится у старших детей и взрослых, ребенок научится контролировать свое поведение, стремится к победе, переживать неудачу. Как и большинство форм культурной деятельности, игры с правилами передается из поколения в поколение через непосредственные образцы и игровые предметы, постоянно изменяясь. Изменчивость, порожденная свободой выбора играющих - непременное качество игры. Играя, ребенок не просто повторяет готовые сюжеты и правила игр, а придумывает новые, внося свой вклад в общечеловеческую культуру. Традиционно, игра с правилами выступает в современной отечественной педагогике, как некий антагонист сюжетной игры. Большинство практических педагогов вполне справедливо считает, что сюжетная, или как ее часто называют, творческая игра – может иметь формы свободной и самостоятельной деятельности ребенка. Другое дело – игра с правилами. Этот тип игры представляют либо как организованную взрослым упорядоченную двигательную активность, в процессе которой дети не просто беспорядочно перемещаются, а подчиняются правилам, за исполнением которых следит педагог. Другая популярная форма игр с правилами в детском саду – игра детей с настольно-печатными играми, типа домино, лото и «гусек». Основное внимание во всех перечисленных играх всеми участниками, детьми и взрослым уделяется содержанию игры, ее сюжетной основе. Тем не менее, как отмечает ряд ученых, игра с правилами как самостоятельная деятельность детей имеет свои специфические характеристики, позволяющие выделить ее в отдельный вид деятельности. Рассмотрим основные отличия игры с правилами от сюжетной игры и дидактических игр, организованных взрослым. Игра с правилами, в отличии от сюжетной игры – исключительно совместный вид деятельности. Важнейшим параметром игры с правилами является собственно правило. Существенным моментом, отличающим игру с правилами от деятельности, организованной и регламентированной воспитателем, является добровольное принятие и соблюдение правил всеми участниками игры. В отличии от сюжетной игры, игра с правилами имеет вполне определенный, заранее заданный результат – выигрыш. Без факта выигрыша одного из участников, игры с правилами как особой формы активности не существует. После выигрыша игра не заканчивается, а продолжается в новом цикле (коне), в которой победителем может оказаться другой участник игры. Цикличность, или многоконность – важная характеристика игры с правилами. Материал, на котором реализуется игра с правилами может быть различен. Наиболее актуальной и современной нам представляется следующая классификации игр с правилами: на удачу (шансовые); на физическую компетентность (на ловкость); и на умственную компетенцию. В играх на удачу, выигрыш носит вероятностный характер. К таким играм относятся разнообразные настольные игры. Обычно это игры типа «гусек» или лото. В игре на физическую компетенцию выигрыш определяется большей физической умелостью играющего. Для дошкольника это игра в салки, и аналогичные игры, кегли и т.п. К играм на умственную компетенцию, или как их еще называют, стратегическим играм, относятся такие игры как шашки, шахматы, нарды, в котрые могут играть дети старшего дошкольного возраста. Таким образом, игры с правилами представляют собой весьма обширный пласт деятельности ребенка дошкольного возраста. Как принято считать, игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного и умственного развития детей. Но, как отмечает ряд современных ученых, основное развивающее значение игры с правилами связано с ее специфическими характеристиками. Прежде всего, это развитие у детей самостоятельной нормативной регуляции поведения. При наличии правила (нормы), обязательной для всех участников, возникает необходимость в контроле за их выполнением. У детей, в самостоятельной деятельности создаются условия и возникает необходимость в реализации такого важного морального принципа, как справедливость. Для игры с правилами характерны состязательные отношения между участниками. У ребенка появляется возможность самостоятельно выделить себя среди других детей, в соответствии с простыми и понятными ему критериями. Для развития ребенка важным является факт не только выигрыша, но и проигрыша. Опыт переживания неудачи в игре способствует появлению в характере ребенка очень важных качеств (стойкости, умения добиваться поставленной задачи и т.п.), которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Являясь ярко выраженной формой совместной деятельности детей, игра с правилами формирует у детей различные формы взаимодействия – одновременные и последовательные формы действия, способность к договору и предварительное планирование совместных действий. Перечисленные выше качества могут быть сформированы у ребенка лишь в том случае, если он овладеет игрой с правилами во всей полноте. Как показывает опыт, это происходит далеко не всегда. Так, например, по нашим наблюдениям, подтвержденным рядом научных исследований, классические настольно-печатные игры типа «гусёк», различные лото, используются детьми не вполне в соответствии с их назначением и функцией. При игре в «гусёк» дети в большинстве случаев не соблюдают правил игры, «ходят» по игровому полю произвольно, исходя из сиюминутных желаний. Игры, подобные лото, разыгрываются до заполнения карточек всеми участниками, что исключает из игры критерий выигрыша, а следовательно и сам смысл деятельности. В результате игры становятся непродолжительными, дети постоянно «сползают» на другие виды деятельности. В играх типа «гусёк» основной смысл – дойти до финиша заслоняет его сюжетная основа, игра в различные формы шашек превращается в соревнование в сбивании их с поля. Игра в лото обычно представляет собой дружную сортировку карточек, неомраченную элементами соревнования. Педагогу не следует мириться с таким положением дел и необходимо предпринимать определённые усилия для их устранения. Исходя из важности специфических развивающих функций игры с правилами, мы считаем необходимыми создание благоприятной культурной среды в детском саду для ее успешного развития как самостоятельной деятельности детей. Как и в случае с сюжетной игрой, культурная среда, в которой развивается игра с правилами, состоит из двух взаимодополняющих элементов – образцов носителя способов построения игры и игровых предметов.Виды дидактических игр: 1.Игры с предметами (игрушками). 2.Настольно-печатные игры. 3.Словесные игры. Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя. Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.Виграх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др. Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.


Наши рекомендации