Дайте характеристику игре как основному виду деятельности дошкольников. Докажите значение игры для всестороннего развития ребенка.
Билет № 1
а сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к поступлению в школу.
Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию обобщать со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Н.К.Крупская писала: « Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них - способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения…».
Подобную мысль высказывал и А.И.Горький: « Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут…».
Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир.
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающий переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую современные психологи: Л.С.Выготский, А.И.Леонтьев, А.А.Люблинская считают ведущей деятельностью дошкольника.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности дошкольного возраста, как мы уже знаем, является игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и другие качества.
В игре ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Особое место для детей занимают сюжетно-ролевые игры. В них дошкольники воспроизводят всё то, что видят вокруг себя в жизни и в деятельности взрослых.
Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания
Игра - отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления из жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры; они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящее время. Поэтому игра- всегда импровизация.
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольника.
Игра - важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с её помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими инструментами, своими мечтами о будущей профессии. Они ещё по-детски наивны, не раз изменяются, но важно, что ребёнок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребёнка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается так же в поиске средств, для выполнения задуманного; прежде чем отправится в полёт, необходимо соорудить самолёт; для магазина надо подобрать необходимый товар, а если его не хватает – изготовить самому.
Так в игре развиваются творческие способности будущего дошкольника. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнка, он будет вялым, плохо развиваться, если его решили увлекательной игры В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.
Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удаётся увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения.
Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы:
1. Это подвижные игры. К ним относятся разнообразные игры с мячом, прятки и т.д.
Подвижные игры – прекрасное средство физического развития дошкольников, играя, дети учатся подчиняться правилам. У них воспитываются навыки поведения в коллективе.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детскими считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, историческое значение, составляют ценнейший и неповторимый игровой фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое значение и свободное владение обширным игровым репертуаром, а так же методикой педагогического руководства. Воспитатель творчески использует игру, как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть самостоятельно и активно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
2. К этой группе относятся игры в лото, разноцветные пирамидки и т.д. У каждой такой игры своя образовательная задача. Эти игры дают возможность, познакомится с различными предметами, явлениями действительности. У детей формируются представления, развивается наблюдательность, память, мышление.
Такие игры имеют большое значение, прежде всего для умственного развития детей дошкольного возраста.
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятии и в самостоятельной деятельности детей.
Дидактическая игра может служить составной частью занятия, она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому для организации игры следует обращать особое внимание на присутствие в занятиях элементов занимательности поиска, сюрпризности, отгадывания и т. д.
Дошкольник много времени проводит в игре. Но не потому мы считаем игру
ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника, что он большую часть
времени играет, прежде всего, в том, что игра вызывает значительные и
глубокие изменения во всей психике ребёнка.
Некоторые смотрят на игру, как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребёнку: «Чем бы, дитя не тешилось, лишь бы не плакало», рассуждают такие родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют дети, лишь бы ребёнок их не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность заниматься своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко не правильным. Игра имеет чрезвычайно важное, значение для развития ребёнка.
Замечательный педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное, значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». В жизни детского сада игра занимает одно из ведущих мест. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо. Заботливо подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребёнок мог бы поиграть с товарищами и один.
3. Эту группу составляют наиболее типичные и вместе с тем важные для развития детей дошкольного возраста творческие ролевые игры. В этих играх дети изображают жизнь и труд взрослых. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам по игре так, как в действительности относятся к своему труду и друг к другу взрослые. Играть дети так же учатся с помощью взрослых. Сначала, это самые простые игры с погремушкой, мячом, куклой, затем ребёнок начинает баюкать куклу, кормить игрушечных зверей, выводить их гулять, возить в автомобильчике, готовить еду. Иногда, кажется, что играть в игрушки дети начинают сами, без помощи взрослых, но это не так. Взрослые показывают ребёнку то или иное действие, и ребёнок быстро это усваивает.
Подражая, ребёнок всё больше и больше познаёт окружающую его деятельность. Во дворе и на улице он знакомится с тем, как и что делает дворник, каменщик, стекольщик, шофёр; он узнаёт о работе доктора, продавца, парикмахера, и всё это отражается в игре ребёнка – дошкольника.
Конечно, важным в игре является умственное развитие ребёнка, но это не значит, что в игре не решаются и другие вопросы. Умственное развитие в игре, как было уже отмечено, неразрывно связано с умственным, эстетическим, физическим, оно помогает малышу лучше ориентироваться в пространстве, видеть красивое в окружающем.
Так, что делает игра участвующем в ней ребёнку. Какие психические свойства и способности она развивает.
Развивающее и воспитательное значение многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развивается его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки, самосознания. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Указывая на необходимость воспитания у детей дошкольного возраста уважение к старшим, товарищества, культуры поведения, самостоятельности, организованности и дисциплины, необходимо помнить о том, что большие возможности для успешного решения этих задач заложены в игре.
Игрушки и многие игры, так или иначе, но всегда в доступной и интересной форме моделируют саму жизнь. Естественно, каждая эпоха, интересы разных классов общества отражаются в играх детей по- своему, как бы реализуя в них свой социальный заказ на определённые качества личности, которые необходимо воспитывать в подрастающем поколении.
Наше время научно – технического прогресса и перестройки выдвинуло небывалое требование развития творческого потенциала каждого будущего члена общества. Как же этот социальный заказ реализуется в современных играх и игрушках? Что чаще всего покупают, например, для девочек? Это всевозможные куклы, посуду, мебель, швейные, стиральные машинки.
Мальчикам: пистолеты, автомобили, самолёты, конструкторы. Но почему мы часто видим такую картину: у малыша много игрушек, а он ими не играет, причина тому, конечно, не одна, но чаще всего в том, что игрушки уже себя «исчерпали», элемент новизны исчез; а он то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать ему задачу длительную, интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, пирамидки, мозаики и т.д. Эти игры дольше служат детям, не надоедают им, так как обладают вариантностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требует от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае, удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Но ведь это так мало для успешного развития творческих способностей. Нужна игра нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми нового типа являются развивающие игры, которые при всём своём разнообразии объединены под общим названием не случайно: они не исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1.Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора – механика и т.д.
2.Задачи даются в различной форме: в виде модели плоского рисунка, чертежа, письменной или умственной инструкции и т.д., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3.Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использованы народные игры от простого к сложному.
4.Задачи, имеющие очень широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3х летнему малышу до непосильных среднему взрослому. По этому игры могут возбуждать интерес в течении многих лет ( до взрослости ).
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
6. Нельзя объяснить ребёнку способ и порядок решение задач и нельзя подсказывать не словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребёнок учится всё брать сам из реальной действительности.
7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил задачу: он возможно не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8. Решение задач предстаёт перед ребёнком на абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.
9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяют детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идей наиболее успешно. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
Во – первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего детства.
Во – вторых, их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.
В – третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно.
В – четвёртых, развивающие игры могут быть очень разнообразными по своему содержанию и, кроме того, как любые игры, они не теряют своей актуальности и создают атмосферу свободного радостного творчества.
В – пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы, незаметно для себя, приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу, самому размышлять и принимать решение, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способствовать умению к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобразительностью, творческим складом умения.
Билет № 2
По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktikas» означает «поучающий», a «didasko» – «изучающий». Впервые его ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 – 1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670), опубликовав в 1657 году в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, это область педагогики, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, закономерности процесса обучения.
Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики. Все новое, открываемое дидактикой, влияет на процесс обучения. Дидактика, являясь отраслью педагогики, оперирует и некоторыми ее основными понятиями: воспитание, педагогическая деятельность, образование, педагогическое сознание. Кроме этого, дидактика имеет свои, специфические понятия. Основными категориями дидактики являются:
обучение – спланированное, заранее спроектированное общение. Целью этого общения являются образование, воспитание и развитие обучаемого, изучение им отдельных сторон опыта человечества. Обучение – двусторонний процесс взаимодействия педагога и обучаемого. Педагог передает информацию ученику, и этот процесс называется преподаванием. В процессе обучения удовлетворяются познавательные потребности ученика, Обучение в значительной мере порождается мотивацией;
образование – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.
Содержание образования – конечный результат, к которому стремится любое учебное заведение, то есть уровень знаний, который должны иметь выпускники этого учебного заведения.
Часто обучение характеризуют как передачу информации от учителя к ученику. Но обучение возможно только при встречной активности ученика в ответ на усилия, прилагаемые учителем для его обучения. Учитель должен не просто давать знания ученику, но и стимулировать его активную учебную деятельность. Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности.
В обучении выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.
Принципы – основополагающие идеи, основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы – это основные требования, предъявляемые к процессу обучения. Следование этим принципам позволяет наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей. К основным педагогическим принципам относятся следующие:
принцип природосообразности (один из самых старых педагогических принципов): в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень: ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;
принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;
принцип демократизации означающий предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, самовоспитания, самообразования, самообучения, самоопределения;
принцип культуросообразности заключающий в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;
принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и семьи;
принцип образа жизни учащегося, направленный на организацию комплексного педагогического процесса. Разные виды деятельности человека должны компенсировать друг друга;
принцип профессиональной целесообразности заключающий в том, что содержание образования зависит от выбранной специальности;
принцип политехнизма, являющийся дополнением принципа профессиональной целесообразности, т.е., несмотря на выбранную специальность, ученик все же должен быть относительно развит во многих науках.
Принципы обучения имеют несколько особенностей:
все группы принципов тесно связаны между собой, однако каждый из них имеет свою особенную зону максимального применения;
принципы обучения выступают как основной ориентир для педагогов;
принципы обучения отражают зависимость между закономерностями учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении;
в современной дидактике педагогические принципы рассматриваются как основные направляющие познавательного процесса.
3)Дайте понятия методам обучения и раскройте содержание каждого из методов. Обоснуйте выбор методов с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы - источником знания является устное или печатное слово: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой;
б) наглядные методы - источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия: показ детям иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. ;
в) игровые методы - позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, облегчают определение замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру.
г) практические методы – дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия: упражнения, эксперименты и практические работы.
Методы по уровню самостоятельной деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный метод - метод обучения, направленный на сообщение готовой информации различными средствами (словесными, наглядными, практическими) и осознание и запоминание этой информации ее ученикам.
Он имеет следующие характерные признаки:
1) знания ученикам предлагают в \"готовом\" виде;
2) учитель организует восприятие знаний различными способами;
3) учащиеся воспринимают и осмысливают знания, фиксируют их в памяти;
4) прочность усвоения знаний обеспечивается через их многократное повторение
Изложение учебного материала может осуществляться в процессе рассказа, упражнения, беседы с опорой на усвоение правила, практической работы на применение знаний, законов и др.
Репродуктивный метод - метод обучения, направленный на воспроизведение учеником способов деятельности по определенному учителем алгоритмом
Его используют для формирования умений и навыков школьников Репродуктивный метод имеет следующие характерные признаки:
1) знания ученикам предлагают в \"готовом\" виде;
2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;
3) учащиеся усваивают знания, понимают, запоминают и правильно воспроизводят их;
4) прочность усвоения знаний и умений обеспечивают через их многократное повторение
Изложение учебного материала может происходить в процессе перевода прочитанного, упражнения по образцу, работы с книгой, анализа таблиц, моделей по определенному правилу
Репродуктивный метод обеспечивает возможность передачи большого по объему учебной информации за минимально короткое время, без больших затрат усилий Однако он не позволяет в достаточной степени развивать гибкость мышления, навыки поисковой деятельностиі.
Метод проблемного изложения - метод обучения, предполагает постановку учителем перед учащимися проблемы и определения путей ее решения с сокрытием возможных познавательных противоречий
Его применяют преимущественно для развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, осмысленного и самостоятельного овладения знаниями Метод проблемного изложения имеет следующие характерные признаки:
1) знания ученикам в \"готовом\" виде не предлагают;
2) учитель показывает путь исследования проблемы, решает ее от начала до конца;
3) учащиеся наблюдают за процессом размышлений учителя, учатся решать проблемные задачи
Проблемный изложение учебного материала можно осуществлять в процессе проблемной рассказы, проблемно-поисковой беседы, лекции, при использовании наглядных методов проблемно-поискового типа и проблемно о-поисковых упражнений К нему прибегают в тех случаях, когда содержание учебного материала направлен на формирование понятий, законов или теорий, а не на сообщение фактической информации; когда содержание не является при нципово новым, а логически продолжает ранее изученное и ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых элементов знаний время использование проблемного метода требует больших затрат времени, не розвья зующую задач формирования практических умений и навыков Наблюдается слабая эффективность этого метода при усвоении учащимися принципиально новых разделов или тем учебной программы, когда нет возможности примен ты принцип апперцепция (опоры на предыдущий опыт) и необходимое объяснение учителяеля.
Частично-поисковый метод - метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания н.
Этот метод имеет следующие характерные признаки:
1) знания ученикам в \"готовом\" виде не предлагают, их необходимо приобретать самостоятельно;
2) учитель организует поиск новых знаний с помощью различных средств;
3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают
Изложение учебного материала может осуществляться в процессе эвристической беседы, комментируемого упражнения с формулировкой выводов, творческой упражнения, лабораторной или практической работы и др.
Исследовательский метод - метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска
Характерные признаки этого метода следующие:
1) учитель вместе с учениками формулирует проблему;
2) новые знания не сообщают, учащиеся должны самостоятельно получить их в процессе исследования проблемы, сравнить различные варианты ответов, а также определить основные средства достижения результатов;
3) основной целью деятельности учителя е оперативное управление процессом решения проблемных задач;
4) обучение характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом, а знание - глубиной, прочностью и действенностью
Овладение учебным материалом может осуществляться в процессе наблюдения, поиска выводов, при работе с книгой, письменного упражнения с доведением закономерности, практических и лабораторных работ (д исследования законов развития природы.
Выполнение исследовательского задания предусматривает следующие этапы:
1 Наблюдение и изучение фактов, выявления противоречий в предмете исследования (постановка проблемы)
2 Формулировка гипотезы по решению проблемы
3 Построение плана исследования
4 Реализация плана
5 Анализ и систематизация полученных результатов, формулирование выводов
Исследовательский метод активизирует познавательную деятельность учащихся, но требует много времени, специфических условий, высокой педагогической квалификации учителя
4) Охарактеризуйте занятие как традиционную форму обучения дошкольников. Покажите вариативность организации занятий. Докажите, что в дошкольном образовании существует разнообразие форм организации учебно-познавательной деятельности детей.
Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
Занятие - это:
- основная форма организации познавательной активности ребенка;
- динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;
- элементарная структурообразующая единица учебною процесса, с реализацией определенной части учебной программы;
- единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.
Следует выделить основные признаки занятия:
• занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;
• по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);
• занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);
• ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка;
• группа - основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение составляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошкольном учреждении;
• группа работает по единой программе, согласно сетке познавательной деятельности;
• занятие проводится в заранее определенные часы дня;
• в течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в целях преемственности ДОУ и школы);
• заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельности ребенка на занятиях).
Индивидуальная форма организации обученияпозволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении являетсянепосредственно образовательная деятельность (НОД).Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части.
Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.
БИЛЕТ №5
Учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными мотивами человеческой деятельности, выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и вялым. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил.
Особо важно это учитывать при организации учебной деятельности детей. Нельзя считать убедительными взгляды тех, кто считает, что учебная деятельность ребят должна строиться не столько на интересе, сколько на чувстве долга, ответственности, дисциплинированности. Конечно, эти качества необходимо воспитывать, чтобы решить проблему формирования волевых качеств у ребенка-дошкольника, но недостаточно только говорить, каким он должен быть. Важно помнить, что у детей еще очень слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться. Нужно учитывать и уровень работоспособности ребенка.
Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными, так как доказано, что знания, ус<