Установление эмоционального контакта с детьми III группы
Дети этой группы имеют большую самостоятельность в бытовых контактах и не нуждаются в тесной связи со своими близкими. Обычно они безразличны к близким, их, наоборот, влечет к чужим людям. Таким детям свойственна потребность в эмоциональных контактах, но она достаточно примитивна. Их могут привлечь как положительные, так и отрицательные эмоциональные проявления. Они могут специально вызывать отрицательные эмоции у близких и тем самым удовлетворять свою потребность в аффективном заражении.
Дети этой группы меньше, чем дети II группы, чувствительны при контактах. Они не так остро реагируют на взгляд человека или его прикосновения. Однако они провоцируют людей на проявление аффективных реакций. Эти провокации не носят стереотипный характер, дети в них бывают очень изобретательны. Дети этой группы уже начинают активно фантазировать, но обращаются не к конкретному человеку, а в пространство. Ребенок может постоянно говорить, как правило, на одни и те же темы, чем обычно вызывает раздражение окружающих. Сам ребенок не реагирует на поведение близких, ему интересны лишь собственные аффективные переживания.
Взрослые активно пытаются вовлечь ребенка во взаимодействие, однако почти всегда ребенок проявляет признаки негативизма. Он может подчиниться взрослым только под угрозой и всегда быстро пресыщается контактами. Взрослые должны понимать, что в ответ на их попытки настоять на своих требованиях ребенок может только усилить негативное к ним отношение и проявлять агрессию к близким людям.
Устанавливать контакт с ребенком нужно с выработки потребности ребенка в эмоциональном общении. Работа носит такой же характер, как и при установлении таких контактов с детьми других групп. Вначале нужно снять отрицательное отношение ребенка к взрослому, идущему с ним на контакт. Дети этой группы наиболее отрицательно реагируют на попытки взрослых вмешаться в их фантазии и менее реагируют на взгляды и прикосновения. Для установления первоначального контакта психолог должен быть пассивен в своих действиях. Здесь не подходят методы, используемые с детьми первых 2 групп, т.к. дети третьей группы не могут привязаться к человеку из одних только простых сопереживаний, связанных с тактильными и аффективно-механическими впечатлениями.
Эффективным приемом в установлении контакта можно считать вникание во все фантазии ребенка. Вначале психолог терпеливо слушает ребенка, рассматривает его рисунки, не выказывая нетерпения и раздражения и не внося никаких предложений и оценок. Внешняя заинтересованность психолога привязывает ребенка к нему и становится для ребенка очень значимой. Так устанавливается эмоциональная связь между ним и психологом. После происходит постепенное усложнение форм эмоционального контакта. Эта работа может длиться несколько лет. Задачей данного этапа коррекционной работы является формирование у ребенка эмоциональной оценки близких людей и умение сопереживать им, т.е. способность радоваться, огорчаться, стремление к хорошим поступкам.
В начале работы психолог комментирует действия и фантазии ребенка без каких-либо оценок. Постепенно психолог вмешивается в фантазии ребенка, представляя его героем, который борется со злодеями и защищает слабых. Через эти фантазии ребенок начинает оценивать свои действия и поступки. Постепенно линия сюжета усложняется, насыщается новыми эмоциональными впечатлениями. Через посредство фантазий психолог приводит ребенка к ощущению уюта и защищенности дома и с близкими. В дальнейшей работе психолог начинает вводить в контакты прямые оценки, типа «хорошо — плохо, правильно — неправильно». Здесь также следует соблюдать меру, чтобы ребенок не почувствовал перегрузки и не ушел от эмоционального контакта. Приемы использования героических сюжетов способствуют лучшему пониманию окружающего в эмоциональном плане, чем угрозы и давление.
В дальнейшем ребенка начинают обучать диалогу во взаимодействии с людьми. Ребенок привык к тому, что психолог его всегда внимательно слушает; постепенно психолог переходит к тому, что начинает задавать вопросы ребенку, смотрит и подрисовывает его рисунки. Ребенок, принимая эту помощь, учится слышать партнера и налаживать с ним диалог. Если ребенок не отталкивает взрослого, получает от такого взаимодействия удовольствие, то психолог может вносить в развитие сюжета новые детали и информацию, которые не укладываются в стереотипы ребенка. Если ребенок учитывает это новое и начинает фантазировать с новыми образами, то постепенно втягивается в диалог со взрослым. Ждать таких результатов приходится долго. Впоследствии при диалоге ребенок сам начинает задавать вопросы, предлагать идеи и решать их вместе с психологом. Далее можно усложнить задачу. Для этого психолог и ребенок вместе что-то рисуют или сочиняют. Причем делать это надо попеременно: то взрослый, то ребенок останавливаются на какой-то детали, и партнер должен продолжить сказку или рисунок. Ребенок при этом должен строить свой рассказ с учетом того, что привнес взрослый. Потребность в диалоге у детей возрастает в ходе самого диалога. Все эти приемы помогают ребенку адекватно реагировать на взаимодействие с окружающими.