Методики занятий с дошкольниками
Существует несколько методик логопедических занятий с заикающимися дошкольниками. Первая методика принадлежит Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау, которые предлагают строить логопедические занятия с детьми на усложнении речевых упражнений (это зависит от степени речевой самостоятельности детей).
Н.А. Власова различает 7 видов речи, применяющиеся на занятиях с детьми: сопряженная речь; отраженная речь; ответы на вопросы по картинке, которая знакома ребенку; самостоятельное описание этих же картинок; пересказ небольшого по объему рассказа; рассказ по незнакомой картинке, т.е. спонтанная речь; обычная нормальная речь. Работа происходит в три этапа.
На первом этапе проводятся упражнения по сопряженной и отраженной речи, дети учат стихи и фразы.
На втором этапе дети тренируются в ответах на вопросы по картинкам, самостоятельно составляют рассказы по картинкам и пересказывают содержание сказки или рассказа, прочитанных логопедом.
На завершающем этапе дети закрепляют приобретенные навыки в плавной речи, во время игр и общения с окружающими людьми.
Методика коррекционной работы с дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н.А. Чевелевой. Речевые упражнения последовательно переходят от наглядных форм речи к контекстным высказываниям. Эта система включает в себя пять этапов.
1. Пропедевтический — дети учатся слышать четкую речь, ее нормальный ритм и временно ограничивают свою речевую деятельность.
2. Сопровождающая речь. Дети совершают какие-либо действия и сопровождают их речью.
3. Завершающая речь. Дети описывают выполненную работу. Постепенно уменьшается опора на зрительный образ и происходит переход к контекстной речи.
4. Предваряющая речь. На этом этапе дети рассказывают о том, что они собираются делать. Дети учатся планировать свою работу, разговаривать без наглядной опоры. При этом более сложной становится фразовая речь, дети учатся логически мыслить, последовательно и грамотно излагать свои мысли.
5. Закрепление навыков своей речи. Дети самостоятельно рассказывают о всем процессе выполнения своих поделок, умеют отвечать на вопросы о своей работе.
Эта методика применяется в специальных детских садах.
Методика В.И. Селиверстова предназначена в основном для медицинских учреждений и предусматривает использование разных приемов логопедической работы. В работе выделяются 3 периода: подготовительный, тренировочный и закрепительный. Речевые упражнения усложняются в зависимости от того, насколько самостоятельна речь ребенка и в зависимости от сложности речевых ситуаций.
В методиках И.Г. Выгодской, Е.И. Пеллингер игры и игровая деятельность дошкольников используются для проведения расслабляющих упражнений в зависимости от этапов логопедической работы. Проводятся режимы молчания, воспитывается правильное речевое дыхание, дети учатся общаться короткими фразами, организовываются инсценировки.
Методики логопедических занятий
С детьми школьного возраста
Они имеют свои особенности. Во-первых, игровая деятельность заменяется учебной, хотя элементы игры могут использоваться. Главной формой занятий является урок, иработа осуществляется совместно с учителем. Дети школьного возраста более сознательно подходят к занятиям. Широко используется прямое психотерапевтическое воздействие.
Для работы смладшими школьниками используется методика Н.А. Чевелевой, описанная выше, но виды поделок у школьников сложнее, чем у дошкольников. Каждой учебной четверти соответствует свой период логопедических занятий:
♦ I четверть — сопровождающая речь;
♦ II — предваряющая речь;
♦ III — завершающая речь;
♦ IV четверть — закрепление навыков самостоятельной речи.
Методика А.В. Ястребовой предполагает выделение 3 периодов в обучении заикающихся учащихся. В первом периоде школьники расширяют иуточняют свои знания через наблюдение за речью иактивные упражнения по упорядочению плавности и темпа речи.Дети овладевают грамматическим строем языка, развивают морфологический анализ слов. Во втором периоде активизируются полученные знания и закрепляются навыки плавной и выразительной речи на более сложном речевом материале. В третьем периоде продолжается работа над интонацией речи, лексико-грамматическим и фонетико-фонематическим совершенствованием речи, развитием плавной и выразительной речи в любых жизненных ситуациях.