Наглядные методы в логопедии
Наглядные методы — методы, при применении которых используются наглядные пособия и технические средства обучения. Использование наглядных методов значительно повышает эффективность логопедической работы, т.к. опирается на чувственные образы ребенка, делает материал более конкретным, а его усвоение более доступным. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, рисунков, просмотр кинофильмов и диафильмов, прослушивание магнитофонных записей и пластинок. К наглядным методам может относиться показ образца задания и способа действия, которые иногда выступают как самостоятельные методы. Использование наглядных пособий помогает ребенку расширять запас своих представлений, развивать познавательную деятельность, повышать общий эмоциональный фон. К наглядным средствам применяются следующие требования:
♦ они должны быть хорошо видны всем;
♦ подбираться в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка;
♦ соответствовать задачам данного этапа логопедической работы;
♦ сопровождаться правильной и четкой речью;
♦ словесное описание должно способствовать развитию речи, наблюдательности.
Наглядные пособия используются при нарушенных представлениях ребенка о цвете, форме, величине; при развитии фонематических восприятий; развитии звукового анализа и синтеза; при закреплении правильного произношения; расширении словарного запаса; изучении грамматического строя речи; связной речи.
Воспроизведение магнитофонных записей должно сопровождаться беседой и пересказом. Для успешной коррекции звуков на различных этапах работы возможна запись речи детей на магнитофон с последующим прослушиванием.
Кинофильмы и диафильмы используются во время беседы при пересказах содержания, для развития плавной и связной речи, при автоматизации звуков.
Словесные методы в логопедической работе используются с учетом возраста детей, характера речевого нарушения, этапа коррекционной работы, целей и задач этого этапа. При работе с дошкольниками словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. В школьном возрасте возможно использовать только словесные методы. Основные словесные методы — это рассказ, чтение, беседа.
Рассказ — одна из форм обучения, предполагающая описание. Рассказ используется при расширении словарного запаса ребенка, представлений о каком-либо явлении, предмете; для вызова положительных эмоций; закрепления грамматических форм речи; для создания образца грамотной речи.
При рассказе затрагиваются мышление ребенка, его чувства, происходит побуждение его к общению и обмену впечатлениями. В дошкольном возрасте рассказ может дополняться сюжетными картинками. Перед рассказом можно провести предварительную беседу, настроив детей на его восприятие, а по окончании рассказа провести итоговую беседу, обмен впечатлениями, сделать пересказ.
Беседы бывают предварительными, итоговыми и обобщающими. Это зависит от целей и задач логопедической работы. Предварительная беседа помогает уточнить знания, представления детей о чем-то. Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации умений и навыков, полученных ребенком в процессе коррекции нарушения. При использовании беседы в логопедической практике должны соблюдаться следующие условия:
♦ должна быть опора на знания и представления, имеющиеся у ребенка;
♦ необходимо учитывать особенности мышления детей;
♦ нужно активировать мышление детей, используя различные вопросы;
♦ вопросы должны быть четкими, ясными и требовать однозначного ответа;
♦ беседа должна придерживаться задач и целей намеченной работы.
Задачи могут быть различными: развитие познавательной деятельности; закрепление правильного произношения; развитие грамматической и лексической сторон языка; развитие плавности и связности речи.
Кроме словесных методов, используются словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, оценка деятельности. Пояснение и объяснение связаны с наглядными и практическими методами.
При коррекции речевых нарушений необходимо помнить о важности оценки деятельности ребенка. Оценка должна стимулировать, направлять, активизировать деятельность ребенка. При оценке необходимо учитывать возраст ребенка, его личностные особенности, психическое развитие.
Логопедическое воздействие предполагает несколько форм обучения: урок, индивидуальные, подгрупповые, групповые и фронтальные занятия.
Виды речевых нарушений
и их коррекция
Алалия — нарушение речи, при котором происходит полное отсутствие или недоразвитие речи в результате органических поражений речевых зон в коре головного мозга в период внутриутробного развития или ранний период развития ребенка.
Алалия является одним из наиболее сложных и тяжелых дефектов речи. Причины, по которым возникает это нарушение, связаны с поражением головного мозга. Это могут быть энцефалиты, менингиты, интоксикации плода, внутриутробные травмы головного мозга, болезни мозга в ранний период развития ребенка. При алалии наблюдаются речевые инеречевые симптомы, но преобладающими являются речевые нарушения. Нарушаются все стороны речи: фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая.
В зависимости от локализации нарушения речевых зон (центр Брока или центр Вернике) различают моторную и сенсорную алалии.
Моторная алалия связана с нарушением в работе речедвигательного анализатора. Обычно страдает экспрессивная сторона речи, т.е. ребенок не может самостоятельно строить свои высказывания. При этом сохранным остается понимание речи окружающих. У детей нарушены операции анализа, синтеза, выбора в процессе порождения всех компонентов речи: от фонем до сложных предложений.
При моторной алалии затруднен переход от одного звука к другому, имеются трудности в тонкой дифференциации звуков, не формируются правильные артикуляционные позиции. Ребенку трудно самостоятельно найти артикуляционную позицию для воспроизведения звуков, имеются трудности в переключаемости с одного звука на другой. Нарушается последовательность звуков в словах, слов в предложениях, имеют место и другие аналогичные нарушения. Это приводит к нарушениям в связной речи: возникают перестановки, парафразии, аграмматизмы при относительно сохранном интеллекте и слухе. Чем большие нарушения имеются в коре головного мозга, тем более грубые и глубокие дефекты наблюдаются в речи ребенка. При этом известный процент детей имеет некоторое снижение слуха. Из-за неправильного и нечеткого восприятия услышанной речи у детей, как вторичный дефект, происходит недоразвитие собственной речи.
При моторной алалии нарушен ритмический рисунок высказывания. Речь может быть замедленной, с большими остановками; бывает скандированной или фрагментарной. Дети не улавливают ритм и не могут повторить его при помощи выстукивания или прихлопывания. Ребенок может воспроизвести только нечеткие звуки вместо слова.
В речи детей много оговорок, ошибок, на которые дети обращают внимание только при достаточном развитии речи. Словарный запас у детей с моторной алалией развивается медленно, в речи используется неправильно и ограничен обычно словами обиходно-бытовой тематики. Ребенку трудно овладевать числительными, союзами, предлогами. При формировании предложений наблюдаются разного вида аграмматизмы. Как компенсаторная возможность используется замена лексико-грамматических средств мимико-жестикулярными формами общения.
Значительные трудности вызывает у детей объединение предложений в связный текст. Формирование контекстной речи нарушено, т.к. при этом виде речи требуется развитие внешней и внутренней сторон речи. В тяжелых случаях моторной алалии невозможна спонтанная речь.
На начальных этапах формирования речи у ребенка с моторной алалией нет необходимости в общении; в речи преобладают жесты, мимика. При пересказах, рассказах дети не могут выделить главную мысль, застревают на второстепенных деталях.
Таким образом, у детей с алалией недоразвитие речи сопровождается недостаточной мотивацией в общении, нарушением разных компонентов деятельности.
Кроме нарушения речи, существует еще неречевая симптоматика, когда нарушаются психическая и моторная функции. Они имеют различные степени выраженности: от минимальных мозговых дисфункций до выраженных неврологических расстройств. У детей наблюдается общая физическая ослабленность, неловкость, замедленность или расторможенность движений, нарушение равновесия. Особенно страдает мелкая моторика рук.
У детей с моторной алалией нередко нарушается помять, внимание, мышление. Особенно страдает вербальная память (при необходимости запоминать слова, предложения, фразы). При речевой недостаточности у ребенка могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, слезливость, обидчивость. Ребенок ограничивает себя в речевом общении, т.к. боится ошибок и насмешек со стороны окружающих.
По мнению одних исследователей, интеллект у ребенка с моторной алалией нарушен первично; с точки зрения других, нарушение носит вторичный характер. У детей наблюдается снижение операций мышления, требующих участия в них речи. Детям легче выполнять задания, в которых преобладают наглядные, а не речевые задания, т.к. речь у них не является ведущим средством познания окружающей действительности.
Существует несколько степеней тяжести алалии. Принято выделять 3 уровня речевого недоразвития (по Р. Е. Левиной):
♦ 1-й уровень — полное отсутствие речи;
♦ 2-й уровень — зачатки общеупотребительной речи;
♦ 3-й уровень — развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.
Между уровнями нет четких границ. Дети с полным отсутствием речи встречаются редко, чаще наблюдаются дети с недоразвитием речи большей или меньшей степени.
Нарушение речи проявляется уже на ранних стадиях ее развития: лепет отсутствует или крайне беден. Первые слова появляются значительно позже, чем при нормальном развитии речи. Наблюдаются многочисленные затруднения при овладении письменной речью, у детей не формируется готовность к овладению грамотой.
При обследовании детей важно учитывать те характерные признаки, которые дают возможность отделить детей с алалией от детей с другими нарушениями. Существует несколько характерных признаков: отсутствие лепета, вместо речи присутствует мимика или жестикуляция. Фразовая речь появляется только к 5-6 годам. В разговоре, беседе и наблюдениях устанавливается запас сведений и представлений ребенка.
Для изучения активного и пассивного словаря, грамматического и лексического строя языка используются общепринятые в логопедии методики. Дополнительно изучается состояние слуха детей, понимание обращенной речи, чтобы отграничить таких детей от слабослышащих. Специальными упражнениями обследуется артикуляционная моторика, выявляется степень овладения детьми навыками самообслуживания и предметно-практической деятельности. Важно отграничить детей с алалией от слабослышащих детей, от детей с задержкой психического развития, от умственно отсталых детей.
В результате коррекционной работы речь может стать достаточно понятной для окружающих или остаться самой элементарной. Такие результаты напрямую зависят от степени нарушения речи. При работе по преодолению моторной алалии важно придерживаться онтогенетических принципов и использовать их в комплексе с психотерапевтическим и медикаментозным воздействием.
Недоразвитие фонетической стороны речи является наиболее сложным в преодолении нарушением. Дети пропускают звуки в речи, заменяют, смешивают их или используют звук в ошибочной артикуляции. Обычно дети замещают звуки, сходные по месту образования, затем — по способу образования. При моторной алалии большие трудности проявляются в дифференциации звуков по твердости — мягкости, по глухости — звонкости. Детям очень трудно освоить слова со стечением согласных, и правильное произношение вырабатывается только при логопедическом воздействии. Необходимо наладить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать у него интерес к занятиям и желание говорить. Виды работ на разных этапах должны быть разнообразными, интересными, с элементами наглядности.
На занятиях с детьми происходит развитие мелкой моторики рук. Дети учатся завязывать шнурки, раскрашивать, штриховать, выкладывать различные узоры из мозаики. Достаточно эффективным является использование логоритмики на занятиях. Музыка, различные движения способствует улучшению двигательной и речедвигательной активности ребенка.
Для развития речи необходима постоянная речевая практика в общении ребенка с окружающими. Она должна проходить на доступном уровне и постепенно усложняться. Необходимо воспитывать внимание ребенка, приучать дослушивать фразы до конца, понимать вопросы, выражающие различное предметное отношение. Нужно вовлекать в работу различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный. Используется игровая деятельность, т.к. она повышает интерес к занятиям, вызывает потребность в общении, способствует развитию моторики и подражания. Эффективность этого метода повышается при совместном использовании в нем наглядных средств.
Логопедическое воздействие должно затрагивать всю систему речи: исправлять неправильное звукопроизношение, развивать и расширять словарный запас, формировать фразовую и связную речь. Важно, чтобы работа не носила механический характер, а была осмысленной, чтобы в ней преобладали анализ и синтез.
Используются различные приемы словарной работы: демонстрация предметов, действий, картинок. Для накопления словаря различных грамматических форм используются такие приемы, как называние частей целого; подбор однокоренных слов; отгадывание предмета по описанию; подбор синонимов, антонимов и т.д. Важно расширять словарь по обобщающим понятиям (игрушки, семья, одежда и т.д.), учить детей правильно использовать единственное и множественное число, падежные окончания. Выполняя какие-либо действия, ребенок проговаривает их (например: «Я сижу на стуле», «я наливаю чай в чашку»).
Чтобы сформировать грамматические навыки, используют различные виды упражнений. Работа происходит по подражанию: сначала ребенок наблюдает за логопедом, затем подражает ему и после использует приобретенные навыки самостоятельно. При устранении нарушений используются беседы, наблюдения. Речевой материал отбирается с учетом возраста, характера нарушений, личности ребенка. При работе над предложением надо обращать внимание на интонацию и логическое ударение.
Работа над связной речью начинается с того, что формируется мотив высказывания. Используются наглядные средства (серии сюжетных картинок, которые нужно разложить в правильной последовательности) и различные вопросы.
Сравнительно рано детей с моторной алалией обучают грамоте. Благодаря чтению и письму дети лучше корректируют свою речь.
Положительная динамика возможна, если произошло раннее распознавание дефекта, предупреждение вторичных дефектов, если осуществлялись системное воздействие и дифференцированный подход к детям. Дети с моторной алалией должны подвергаться логопедическому воздействию постоянно, т.к. без этого речь не развивается вообще или развивается медленно.
Основными симптомами сенсорной алалии являются нарушения понимания речи в результате нарушения работы речеслухового анализатора (центра Вернике). Ребенок слышит, но не понимает речь, обращенную к нему.
Снижение слуха не является достаточным основанием для возникновения сенсорной алалии, главная причина — это специфическое состояние коры головного мозга. Дети быстро утомляются, не вслушиваются в речь, не слушают ее, быстро теряют интерес к звукам.
При сенсорной алалии не возникает связь между словом и предметом, который оно обозначает. Иногда детей с сенсорной алалией путают с детьми, у которых нарушен слух. Но нарушения понимания речи у этих категорий детей различны. При пониженном слухе порог восприятия достаточно высокий, а при сенсорной алалии этот порог значительно ниже: дети то воспринимают различные звуки, то не воспринимают их совсем. Это зависит от общего соматического состояния ребенка, его психического развития, особенностей окружающих, способов подачи сигналов и других факторов. Еще одно отличие между такими детьми: при увеличении громкости слабослышащие дети лучше воспринимают сигнал, а дети с сенсорной алалией, наоборот, слышат хуже, у них может возникать охранительное торможение. В отличие от слабослышащих детей у детей с сенсорной алалией может быть такое явление, как гиперакузия — увеличение чувствительности к звукам, которые безразличны большинству окружающих (шум капающей воды, тихий скрип и т.п.). У детей с сенсорной алалией голос нормальный, интонация правильная, в отличие от слабослышащих детей, у которых голос слабый, лишен звучности, громкости. Дети с сенсорной алалией могут совсем не воспринимать речь и относиться к ней как к шуму или воспринимать речь, но с затруднением, терять смысл сказанного вне контекста. Дети относятся к речи некритично, не видят ошибки в высказываниях, не понимают речь при изменении ее темпа. Отмечаются трудности с привлечением внимания. Ребенок не сразу воспринимает звуки, отвлекается на внешние раздражители. Иногда ребенок смотрит на лицо говорящего. Некоторые дети при собственном проговаривании лучше понимают обращенную к ним речь. Часто ребенок понимает только одного человека — свою мать — и не понимает речь других людей. У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания грубо нарушается речь. Может отмечаться двигательное беспокойство. Но может быть и наоборот: ребенок тихий, ласковый, стеснительный. Для обучения дети используют жесты и мимику. При сенсорной алалии у детей наблюдается явление эхолалии — повторение услышанного вместо ответа. Имеются ошибки в ударении, различные звуковые замены, искажение слогов, структуры слов. При наличии собственной речи дети говорят плавно, без запинок, но у них отсутствует контроль за произношением, они могут говорить ни о чем. Речь может носить фрагментный характер.
Логопедическое воздействие при сенсорной алалии должно быть направлено на сознательный анализ состава речи ребенка, развитие фонематического восприятия и развитие понимания обращенной речи. Принципы, по которым осуществляется логопедическая работа, — систематичность и последовательности. Изучается речевое окружение ребенка, объем обращенной к нему речи, социальные условия жизни.
Прежде всего для успешной работы создается щадящий звуковой режим: исключаются все лишние звуки (радио, звонки, магнитофон и т.д.). Ребенку четко устанавливают режимы отдыха и спокойствия. Чтобы привлечь внимание ребенка, обычно стараются попасть в поле его зрения или повернуть его к себе.
Основными задачами этой работы являются пробуждение интереса к окружающим звукам, развитие желания воспринимать их и подражать им, дифференцировать речевые и неречевые звуки. Дополнительная работа направлена на развитие различных психических функций, основных видов деятельности ребенка.
Работа с детьми начинается с различения неречевых звуков. Для того чтобы организовать ребенка для работы, нужно воспитать в нем усидчивость, концентрацию внимания и т.д. При этом используются такие приемы, как: собирание мозаики, складывание геометрических фигур из спичек или счетных палочек; разрезание картинок и работа с ними.
Следующий этап работы — различение грубых неречевых звуков (стук молотка, звон монет в кошельке, звук от удара металлических крышек друг о друга). Постепенно осуществляется переход к более тихим неречевым звукам (шуршание бумаги, шум от кнопок в коробке), производимым логопедом. Происходит более тонкая акустическая дифференциация.
Можно использовать разнообразные звучащие игрушки, но избегать стука по столу или хлопков в ладоши, т.к. ребенок может воспринимать не сам звук, а вибрацию от него.
Следующий этап — введение речевых звуков. Сначала вводятся сильные речевые звуки (например, [У], [А], [Р]). Звучание дополнительно сопровождается картинкой, предметом, каким-либо действием [Р] — машина; [У] — паровоз и т.д.). Одному звуку должна соответствовать одна картинка или одно действие. По этому же принципу происходит дифференциация слов. Слоги должны быть легкими по восприятию: две гласные ([уа]), гласные и согласные в закрытом или открытом виде ([ма]/([на]; ([ам]/([ан]). Обязательно используется зрительный контроль; можно использовать чтение с лица говорящего или зеркало. Первые слова, которые воспринимает ребенок, должны произноситься с интонацией, сопровождаться картинкой или действием (использование различных движений).
Наиболее эффективными считаются приемы, когда при восприятии слов ребенок одновременно производит какие-либо манипуляции с предметом, обозревает его. При предметно-практическом действии ребенок должен научиться выполнять со словом как можно больше операций, уметь различать различные лексические оттенки высказывания («выпей чай»; «налей чай в чашку»; «подуй на чай»). Первые фразы и словосочетания, воспринимаемые ребенком, должны носить обиходно-бытовой характер, они должны быть неизменными по форме и произноситься с одинаковой интонацией («закрой дверь», «принеси книгу» и т.д.). Постепенно у ребенка формируются такие лексические понятия, как: посуда, мебель и т.д.; различение единственного и множественного числа предмета. Ребенка учат дослушивать всю фразу до конца. Достаточно длительное время понимание речи ребенком связано с определенным контекстом и ситуацией. На протяжении всей работы у ребенка воспитывают внимание к окружающей речи, умение контролировать свою речь. Для этого используют картинки, графические схемы, цветные фишки для закрепления структурного состава воспринимаемой речи. Обучение грамоте при сенсорной алалии надо начинать как можно раньше, хотя письмо и чтение у таких детей будет нарушено. Такие дети легче усваивают письменную речь, т.к. зрительные образы они воспринимают легче, чем слуховые. Но работа должна вестись не через звукобуквенный анализ, а через чтение, т.к. способность к анализу у детей нарушена. Освоив чтение, дети расширяют свои артикуляционные и акустические возможности, в результате чего могут более полно анализировать воспринимаемую ими речь. Обучение грамоте происходит и в том случае, когда у ребенка не сформированы некоторые звуки. Ребенок прослушивает звук и показывает букву, слог или слово. Таким образом вырабатывается связь между фонемой, графемой и артикулемой.
Как правило, дети с сенсорной алалией требуют длительного и постоянного логопедического воздействия. Занятия обычно индивидуальны, проводятся 2-3 раза в неделю по 20-30 минут в условиях специального детского сада или специальной речевой школы.
Афазия — полная или частичная потеря речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Причинами афазии являются тяжелые травмы головного мозга, опухоли мозга, различные нарушения мозгового кровообращения, инфекции головного мозга. Афазии возникают в основном у взрослых людей, в результате черепно-мозговых травм, инсультов и других заболеваний мозга. При афазии нарушаются все стороны речи.