Глава 1. Теоретические основы исследования в особенностях развития речевой деятельности в дошкольном возрасте.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования в особенностях развития речевой деятельности в дошкольном возрасте……………………………………………………………….……….…6
1.1. Психологические основы речи………………………………………….….6
1.2.Общие задачи развития речи и словаря дошкольников………………….15
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть исследования…………………………………………………………..……….23
2.1. Цели, задачи и методика опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………………...23
2.2. Определение критериев и выявление уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы…………………………………………………………..……………….24
2.3. Результаты опытно экспериментальной работы………………………………………………………………….………..29
Заключение…………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………35
Введение
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.[1]
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.[2]
Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь.[3]
Актуальность: Формирование начального речевого развития дошкольников является важнейшим направлением процесса развития.
Цель исследования: Изучение и выявление особенностей развития речевой деятельности дошкольников.
Задачи: изучить литературу по данной теме и дать теоретическое обоснование проблемы; выявить особенности речевой деятельности дошкольников в процессе развития, составить анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи дошкольников, выявить роли пейзажных картин в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, провести психолого-педагогический эксперимент в условиях дошкольного образовательного учреждения, проанализировать полученные результаты эксперимента и сформулировать выводы по выдвинутой гипотезе.
Объект исследования: Речевая деятельность дошкольников.
Предмет исследования: Особенности речевой деятельности дошкольников.
Гипотеза: Особенностями развития речевой деятельности в дошкольном возрасте является грамотная работа воспитателя. Именно воспитатель закладывает базовые знания, умения размышлять и грамотно выражать свои мысли с помощью речи.
Методы исследования: Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по предмету исследования, обобщение полученных знаний.
Глава 1. Теоретические основы исследования в особенностях развития речевой деятельности в дошкольном возрасте.
Внутренняя речь является важным и универсальным механизмом умственной деятельности человека. По своему генезису возникает из эгоцентрической речи - разговора дошкольника с самим собой вслух во время игры или других занятий. Постепенно этот разговор обеззвучивается, синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим, с преобладанием глагольных форм. На пороге школьного возраста эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю - речь для себя и про себя.
Речь эгоцентрическая состоит в том, что ребенок раннего и особенно дошкольного возраста, занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью вне зависимости от присутствия собеседника. [8]
Развитие речи в психическом развитии ребенка проходит три этапа:
В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем.
Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.[9]
3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.
В овладении речью, считает Г.А. Тумакова, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям.[10] Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.
Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.
К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная. Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи - как устной, так и письменной.
Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования"), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь).
В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Рассмотрим данные виды речевой деятельности подробнее.
Диалогическая речь - это речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, свернутая, в ней могут присутствовать интонация, жесты, паузы, ударения. Диалогическая речь может быть ситуативной, т.е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующие. И ситуативные, и контекстуальные диалоги - непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей.
Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.
Таким образом, речь выполняет ряд функций:
Обозначения - каждое слово, предположение имеют определенное содержание.
Заключение
Таким образом, анализ положений о развитии связной речи детей дошкольного возраста известных отечественных ученых как: Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, С.Л. Рубенштейн и др., позволил нам сделать вывод, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе не только речевого развития, но и практического овладения языка ребенком - звуковым и грамматическим строем, словарным составом -, и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении.
Одним из решений выдвинутой проблемы является знание специфики и особенностей развития связной речи дошкольников в разные возрастные промежутки. Наиболее оптимальным для этого является старший дошкольный возраст. В данный период совершенствуется диалогическая и монологическая речь, усложняется синтаксическая структура детских высказываний. Однако, у большинства детей данные умения не устойчивы, что является основанием для целенаправленной работы в данном направлении и поиска наиболее эффективных средств овладения детьми связной речью.
Опираясь на исследования Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, где подчеркивалось значение картинки, как для общего развития детей, так и для речевого, мы экспериментально доказали о значимости пейзажных картин в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе исследования, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведённой работы.
* Дети научились самостоятельно более полно раскрывать свой замысел в составлениях рассказов,
* Дети проявляют творчество в выразительном повествовании различной тематики и характера.
* У ребят появилось желание самостоятельно придумывать сказки, рассказы и доносить их до сверстниками .
* Дети творчески передают действия персонажей в описании сюжетных картин.
* У детей появился интерес к самостоятельному замыслу.
* Дошкольники с удовольствием увлеченно входят в воображаемую ситуацию
* С большим интересом дети используют художественные средства выразительности речи.
* С удовольствием выполняют творческие задания.
* Заметно изменились взаимоотношения детей, они стали проявлять большое внимание друг к другу.
На основе проведенных исследований, нами были разработаны
Практические рекомендации для педагогов:
При направленном развитии связной речи детей, необходимо учитывать, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для этого: эмоциональный настрой, стимулирование детской деятельности, эстетически оформленный материал и т.д.
Работу по развитию связной речи посредством пейзажной живописи следует вести в определённой системе, последовательности.
Исследование пейзажных картин рекомендуется проводить поэтапно:
1 этап – накопление впечатлений.
2 этап – спонтанное выражение творческого начала в описании пейзажа.
3 этап – поиск творческих и художественно-выразительных решений.
4 этап – самостоятельность.
5 этап – индивидуальное и коллективное творчество.
Учитывать возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.
Тщательно продумывать:
- дидактические цели при использовании репродукций,
- методику показа и постановки заданий;
- количество наглядности и последовательность демонстрации,
- сочетание репродукции,
- создание эмоционального фона.
Использовать различные формы и методы работы, в том числе, путем интегрированных и комплексных занятий.
Стараться правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; формировать у дошкольников основы художественной культуры, воспитывать любовь и интерес к различным видам и жанрам искусства, развивать творческие способности.
Методы и приемы речевого развития применять в зависимости от индивидуальных и психо – физиологических особенностей каждого ребёнка.
Стремиться эффективно реализовывать вышеперечисленные требования, повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, применять их на практике.
Список использованной литературы:
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2010. - с.27-43.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. – 400 с.
3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2015. - с. 4-16.
4. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб.: Изд-во ПГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз» 2015. – 138 с.
5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2014. – 213 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2011. - 255 с.
8. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2014. - 102 с.
9. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.
10. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – С-Пб: Союз, 2006. – 312 с.
11. Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.
12. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.
13. Выгодский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003.
14. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
15. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
16. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: Просвещение, 2013. - 143с.
17. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2015. – 312с.
18. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2014. – 107 с.
19. Ивченко С. «Картинки-помощники //Дошкольное воспитание. – 2005. -№2. – с.57-59.
20. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с.
21. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. – Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-272с.
22. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 485с.
23. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.
24. Макарова В.Н., Ставцева Е.А, Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников. – М., Педагогическое общество России, 2007.
25. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). - СПб.: Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС"; 1995. - 39с.
26. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2009. — 223 с, ил., 4 л. ил.
27. Развитие речи и творчества дошкольников. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Творческий центр «СФЕРА», 2004. – 144.; 16 с. ил.
28. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2014
29. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2015. - 159 с.
30. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. -2010. - №19. с.16-20
31. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11.- с. 8-12.
32. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.
33. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2004.- 287с.
34. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии.2001. – 256 с.
35. Шорохова О.А. Речевое развитие ребенка.- М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
Разм
[1] Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2010. - с.27-43.
[2] Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. – 400 с.
[3] Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2015. - с. 4-16.
[4] Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2015. - с. 4-16.
[5] Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2014. – 213 с.
[6] Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
[7] Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2011. - 255 с.
[8] Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2014. - 102 с.
[9]Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.
[10]Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – С-Пб: Союз, 2006. – 312 с.
[11] Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.
[12] Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.
[13] Выгодский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003.
[14] Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.
[15]Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
[16] Гербова В.В. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: Просвещение, 2013. - 143с.
[17] Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2015. – 312с.
[18] Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2014. – 107 с.
[19] Ивченко С. «Картинки-помощники //Дошкольное воспитание. – 2005. -№2. – с.57-59.
[20] Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с.
[21] Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. – Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-272с.
[22] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 485с.
[23] Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.
[24] Макарова В.Н., Ставцева Е.А, Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников. – М., Педагогическое общество России, 2007.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования в особенностях развития речевой деятельности в дошкольном возрасте……………………………………………………………….……….…6
1.1. Психологические основы речи………………………………………….….6
1.2.Общие задачи развития речи и словаря дошкольников………………….15
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть исследования…………………………………………………………..……….23
2.1. Цели, задачи и методика опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………………...23
2.2. Определение критериев и выявление уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы…………………………………………………………..……………….24
2.3. Результаты опытно экспериментальной работы………………………………………………………………….………..29
Заключение…………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………35
Введение
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.[1]
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.[2]
Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь.[3]
Актуальность: Формирование начального речевого развития дошкольников является важнейшим направлением процесса развития.
Цель исследования: Изучение и выявление особенностей развития речевой деятельности дошкольников.
Задачи: изучить литературу по данной теме и дать теоретическое обоснование проблемы; выявить особенности речевой деятельности дошкольников в процессе развития, составить анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи дошкольников, выявить роли пейзажных картин в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, провести психолого-педагогический эксперимент в условиях дошкольного образовательного учреждения, проанализировать полученные результаты эксперимента и сформулировать выводы по выдвинутой гипотезе.
Объект исследования: Речевая деятельность дошкольников.
Предмет исследования: Особенности речевой деятельности дошкольников.
Гипотеза: Особенностями развития речевой деятельности в дошкольном возрасте является грамотная работа воспитателя. Именно воспитатель закладывает базовые знания, умения размышлять и грамотно выражать свои мысли с помощью речи.
Методы исследования: Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по предмету исследования, обобщение полученных знаний.
Глава 1. Теоретические основы исследования в особенностях развития речевой деятельности в дошкольном возрасте.