РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).
Абулия-(от греч. abulia - нерешительность) - психопатологический синдром, состоящий в нарушении волевой регуляции поведения. Наблюдается при некоторых психич. заболеваниях (в частности, шизофрении), а также как следствие поражения лобных долей головного мозга. В состоянии А. больные отличаются вялостью, отсутствием побуждений к деятельности (хотя необходимость тех или иных действий может ими отчетливо осознаваться). Нерезко выраженная А. иногда наблюдается при неврозах. Постановка диагноза требует различения А. и слабоволия как следствия неправильного воспитания.
Абилитация— формирование личности с такими качествами и свойствами, которые позволили бы не просто интегрироваться в трудовую деятельность, но и налаживать продуктивные отношения с другими людьми.
Адаптация социально-психологическая— процесс приобретения человеком определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями.
Адекватность— тождественность, соответствие.
Анализатор— нервный аппарат, выполняющий функцию приема, анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней среды и самого организма.
Анамнез— подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни. А. подразделяется по содержанию на медицинский, психолого-педагогический, социально-психологический.
Анозогнозия— невозможность осознания, отрицание болезни (недостатка) или ее тяжести.
Аномальное развитие— значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обусловливающее необходимость специальных условий воспитания, обучения, жизнедеятельности.
Апперцепция— свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия; отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.
Асинхрония— неравномерное, диспропорциональное психическое развитие, нарушающее закон гетерохронии.
Агрессивный – склонный к насильственным, грубым действиям в отношении окружающих.
Агнозия- (от греч. а- - приставка со значением отрицания и gnosis - познание) - нарушение восприятия, возникающее при поражении коры больших полушарий головного мозга. Различают зрительную (оптическую), слуховую (акустическую) и осязательную (тактильную) А. Больной, страдающий А., хотя и не утратил остроты зрения, слуха или осязательной чувствительности, становится не способен узнавать предметы и их изображения, а также звуки (в частности, звуки речи). Возникновение А. в дет. возрасте вызывает серьезные отклонения в психич. развитии. При зрительной А. ребенок оказывается дезориентированным в окружающей среде, что может привести к отставанию в умственном развитии. При слуховой А. возникают отклонения в развитии речи и как следствие - затруднения в освоении чтения и письма. Корригирующее обучение осуществляется с опорой на сохранные анализаторы.
Аграмматизм- (от греч. agrammatos - нечленораздельный) -нарушение речевой деятельности, выражающееся в неправильном использовании грамматич. системы языка. Различают импрессив-ный А. - ошибки в понимании значения грамматич. конструкций, а также экспрессивный А. - ошибки в грамматич. оформлении активной речи. А. возникает вследствие поражения определенных (речевых) зон коры головного мозга. Обычно является симптомом афазии, у детей наблюдается при алалиях. Явления А. могут быть компенсированы в результате спец. восстановительного обучения.
Аграфия- (от греч. а- - приставка со значением отрицания и grapho - пишу) - нарушение письма. Как правило, А. обусловлена поражением речевого отдела коры больших полушарий головного мозга и является симптомом речевых расстройств, связанных с нарушениями звукового анализа слов и овладения звуковым составом слова. У детей А. может выступать одним из проявлений алалии или афазии. А. необходимо отличать от ошибок при письме, характерных для детей с нарушениями слуха. Компенсация А. осуществляется с опорой на зрительные и кинестетич. ощущения звукопроизношения.
Адаптация социальная-(от лат. adapto - приспособляю и socium - общество) - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности А. с. происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и т. п.). А. с. аномальных детей существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых дефектом. Этим определяется особая значимость и специфика коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми.
Акалькулия- (от греч. а— приставка со значением отрицания и лат. calculatio - счет, вычисление) - нарушение способности к осуществлению счетных операций. Возникает при поражении различных областей коры головного мозга. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм А., к-рые проявляются по-разному: в нарушении понимания разрядного строения числа (первичная А.), при афазии - в нарушениях акустического или зрительного восприятия названий цифр или цифровых символов (вторичная А.), в нарушении произвольного контроля за протеканием умственных действий. А. наблюдается при нек-рых формах олигофрении. Дети, страдающие А., нуждаются в спец. коррекционном обучении.
Алексия-(от греч. а- - приставка со значением отрицания и лат. lego - читаю) - расстройство речи, выражающееся в неспособности к чтению, а также к усвоению навыков чтения. Встречается относительно редко по сравнению с менее выраженной формой - дислексией. Возникает при поражении коры головного мозга, в частности как проявление алалии или афазии. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм А.
Амнезия-(от греч. а- - приставка со значением отрицания и тпете - память) - расстройство памяти, неспособность к воспоминанию. Выступает проявлением патологич. состояния мозга, к-рое может быть вызвано как физич. нарушениями, так и психогенными воздействиями. Различают общую и частичную А. Общая А. - глубокое расстройство памяти - проявляется в полной неспособности как вспомнить какое-либо событие или факт из прошлого опыта, так и запомнить что-либо новое. Частичная А. охватывает круг событий, предшествовавших нарушению мозговой деятельности (ретроградная А.) либо последовавших непосредственно за ним (антероградная А.). Так называемая фиксационная А. охватывает события и явления, эмоционально связанные с психотравмирующей ситуацией. А. следует отличать от гипомнезии - ослаблении памяти, к-рое нередко сопутствует ЗПР или олигофрении.
Анализатор- сложная анатомо-физиологическая система, обеспечивающая восприятие, анализ и синтез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Понятие А. введено И. П. Павловым в 1909 г. Функционирование А. в норме обеспечивает целесообразную реакцию организма на изменение условий, что способствует его приспособлению к окружающему миру и поддержанию равновесия внутренней среды. В зависимости от модальности воспринимаемых и анализируемых стимулов различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный А. Каждый А. состоит из трех отделов - периферического воспринимающего прибора (рецептора), прово дящих путей и коркового центра. Анализ раздражителей начинается на периферии: каждый рецептор реагирует на определенный вид энергии; анализ продолжается во вставочных нейронах проводящих путей (так, на уровне нейронов зрительного А., расположенных в промежуточном мозге, возможно различение местоположения и цвета предметов). В высших центрах А. - в коре больших полушарий головного мозга - осуществляется тонкий дифференцированный анализ раздражителей. Повреждение любого из отделов А. в результате действия различных вредоносных факторов приводит к нарушениям процессов высшей нервной деятельности и обусловливает аномальное протекание психофи-зич. развития.
Анамнез-(от греч. anamnesis - воспоминание) - совокупность сведений об условиях возникновения и протекания болезни, получаемых от самого больного, а также его близких с целью постановки и уточнения диагноза. А. аномальных детей помимо мед. данных должен включать также информацию о развитии моторики, речи, игровой и познавательной деятельности.
Анартрия-(от греч. anarthros - нечленораздельный) - нарушение артикуляции, делающее практически невозможной членораздельную речь; крайне выраженная степень дизартрии
Апраксия-(от греч. а- - приставка со значением отрицания и praxis - действие) - нарушение способности выполнять целенаправленные движения и сложные предметные действия, возникает вследствие поражения определенных участков коры головного мозга. В зависимости от локализации поражения и моторной симптоматики различают несколько видов А. При кинестетической А. прерываются кинестетич. импульсы, осуществляющие движения. Динамическая А. проявляется в распаде сложных двигательных навыков. Лобная А. характеризуется инертностью произвольных движений. Выделяют также общую и частную А.: при первой нарушаются любые моторные акты, при второй страдает деятельность только определенных групп мышц. Следствием А. могут выступать нарушения речи и письма. Диагноз А. требует квалифицированного различения А. от моторных расстройств, вызванных психич. заболеваниями и нарушениями чувствительности. Посредством спец. приемов обучения явления А. могут быть в основном компенсированы.
Асинергия-(от греч. а— приставка со значением отрицания, sin - вместе и ergon - работа) - расстройство сложных двигательных актов и навыков, вызванное нарушением способности комбинировать отдельные моторные компоненты. Возникает при поражении мозжечка.
Астения-(греч. asthenia - слабость) - болезненное состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощением, неспособностью к длительному умственному и физич. напряжению. Может быть обусловлена перенесенными заболеваниями (острые инфекции, ревматизм и др.), физич. и психич. перегрузками, а также функциональной или органич. неполноценностью головного мозга (церебрастения). Для последнего случая характерны признаки истощения нервной системы, проявляющиеся главным образом в эмоциональной и интеллектуальной сферах. Это повышенная чувствительность, раздражительность, обидчивость или, наоборот, вялость, пассивность. Часто наблюдается пониженное настроение с ощущением физич. дискомфорта. Интеллектуальная истощенность проявляется в неспособности длительной концентрации внимания, ослаблении памяти, замедлении темпа умственной деятельности. Дети, страдающие церебрастенией, плохо переносят жару, яркий свет, шум, жалуются на головные боли; у них нарушаются аппетит и сон; работоспособность падает к концу учебного дня (недели, четверти). Длительная А. (церебрастения) может сопровождаться ЗПР. В этих случаях дети обучаются в спец. школах.
Асфиксия новорожденных-(от греч. а- - приставка со значением отрицания и sphygmos - пульс) - кислородное голодание плода в момент родов. При А. происходит нарушение функций ЦНС вследствие недостатка снабжения кислородом головного мозга. Длительная А. (5-7 минут) приводит к необратимым изменениям ЦНС, в дальнейшем к проявлениям умственной отсталости, речевых нарушений, ДЦП.
Атаксия-(от греч. а- - приставка со значением отрицания и taxis - порядок) - расстройство координации движений, возникающее вследствие поражений различных отделов нервной системы. При А. движения, сохраняя свою силу, теряют согласованность и точность.
Атрофия-(от греч. а— приставка со значением отрицания и trophe - питание) - патологические структурные изменения ткани, обусловленные нарушением обмена веществ и приводящие к утрате жизнеспособности тканей и органов. Основные причины А. - недостаточное питание, инфекции и интоксикации, нарушения деятельности ЦНС. А. может наступать в результате бездействия органа (напр., А. нервных тканей проводящих путей анализатора при поражении его периферич. отдела). До определенной степени А. обратима, преодолевается при устранении вызвавших ее причин.
Аутизм-(от греч. autos - сам) - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружаю щими. Термин «А.» ввел в 1912 г. Э.Блейлер для обозначения особого вида мышления, к-рое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. Происхождение А. может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики {акцентуация характера, психопатия), а также в условиях хро-нич. психич. травмы (аутистическое развитие личности). А. может выступать как грубая аномалия психич. развития (см. Ранний детский аутизм). В тяжелых случаях необходимы коррекция и лечение, включающие, в частности, налаживание контактов с внешним миром. В совр. психологии и психиатрии термин «А.» используется также применительно к нормальной психике; показано, что аути-зация может выступать в качестве механизма психологич. защиты от психотравмирующих влияний. В нек-рых заруб, психологич. теориях А. рассматривается как нормальное состояние ребенка на начальных этапах его развития.
Афазия-(от греч. а- - приставка со значением отрицания и phasis - высказывание) - нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха. Возникает при органич. поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных заболеваний и травм, опухолей, воспалительных процессов. В отличие от алалии при А. нарушается функция уже сформировавшейся речевой системы. Существуют различные классификации А. в зависимости от симптоматики и локализации поражения (напр., в нейропсихологич. классификации, разработанной А. Р. Лурией, выделяется 7 форм А.). Наиболее распространенная обобщенная классификация выделяет 2 основные формы (группы) А. - моторную и сенсорную. При моторной А. поражается двигательный речевой центр (центр Брока), что приводит к нарушению всех или нек-рых компонентов экспрессивной речи при достаточной сохранности понимания. При сенсорной А. поражается чувствительный (сенсорный) центр речи (центр Вернике); эта форма характеризуется первичным нарушением импрессивной речи и вторичным - экспрессивной речи. Кроме моторной и сенсорной А. выделяют амнестическую А., к-рая не может быть строго отнесена к двум основным формам. Амнестиче-ская А. встречается редко, механизм этого нарушения мало изучен. Выражается в забывании названий предметов. У детей А. вызывает вторичную ЗПР, к-рую необходимо отличать от олигофрении. Восстановление речи при А. осуществляется спец. пед. (логопедическими) и нейропсихологическими методами на основе использования функции сохранных анализаторов.
Афония-(от греч. а- - приставка со значением отрицания и phone - голос) - неспособность к звучной и громкой речи при сохранной шепотной речи. Истинная (гортанная) А. бывает вызвана поражениями артикуляционного аппарата (вследствие острых и хронич. заболеваний гортани и т. п.). Функциональная А. возникает как следствие психич. травм при истерии и неврозах. В результате нарушения нервной регуляции речедвигательного аппарата не происходит полноценного смыкания голосовых связок. Функциональная А. излечивается преимущественно методами психотерапии.
Афразия-(от греч. а- - приставка со значением отрицания и phrasis - выражение) - расстройство речи, выражающееся в неспособности построить осмысленную фразу.
Аффект-(от лат. affectus - душевное волнение) - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающееся выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Возникает в неожиданных стрессовых ситуациях как «аварийный» способ реагирования. Для А. характерны сужение сознания на породившие А. обстоятельства и навязанные им действия. Крайняя степень А. - аффект патологический. В мед. лит-ре, а также в философских и психолого-пед. науках термин «А.» часто употребляется в более широком смысле — для обозначения эмоциональной сферы человека в противопоставлении интеллекту, рассудку (соответственно «аффективный» означает «эмоциональный»), т. е. под аффективными нарушениями понимается не просто склонность к аффектам, а широкий спектр нарушений в эмоциональной сфере/
Адекватность – тождественность, соответствие.
Анализатор – нервный аппарат, выполняющий функцию приема, анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней среды и самого организма.
Анозогнозия – невозможность осознания, отрицания болезни (недостатка) или её тяжести.
Аномальное развитие –значительное отклонение от условно-возростных нормфизического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обуславливающее необходимость специальных условий воспитания, обучения,жизнедеятельности.
Апперцепция– свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия; отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.
Асинхрония– неравномерное, диспропорциональное психическое развитие, нарушающее закон гетерохронии.
Акалькулия – неспособность (утрата способности) к счету при сохранности интеллекта.
Акинезия – отсутствие движения, двигательный паралич.
Алалия – неспособность к членораздельной речи.
Алексия – непонимание смысла написанного или напечатанного.
Амбивалентность – одновременное сосуществование противоположных мотивов , оценок, суждений.
Амимия – отсутствие движений мышц лица, маскообразность лица.
Амнезия – запамятование.
Анамнез – «припоминание» - сведение о прошлой жизни, возникновении и течении заболевания исследуемого лица;подобные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни. А.подразделяется по содержанию на медицинский, психоло-педагогический, социально-психологический.
Анестезия – утрата, потеря чувствительности.
Артикуляция – членораздельность речи, ясное произношение слов; артикуляционный аппарат – совокупность периферических нервно-мышечных систем, участвующих в образовании звуков, слов.
Апатия – отсутствие побуждений.
Асфиксия – удушье, кислородная недостаточность, отсутствие внешних признаков жизни.
Атаксия– нарушение статической или динамической координации движений.
Атетоидный – «червеобразный», непрерывные движения пальцев рук и ног в медленном ритме, невозможность их удержать в каком-либо одном положении.
Аутизм – уход от реального мира с погружением в свой внутренний.
Афазия – полная или частичная утрата способности произвольной речи и понимание её.
Аффективные респираторные судороги – расстройства дыхания на фоне судорог, возникших в состоянии сильного аффекта.
Баттаризм-(от фр. battre - бить, ударять) - нарушение речи, при к-ром, как и при тахилапии, слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, а также, помимо этого, сопровождаются нечеткостью артикуляции, «проглатыванием» окончаний и т. п. В результате речь становится очень неразборчивой. Б. часто сопутствует невропатии как одно из проявлений повышенной возбудимости.
БИНЕ - СИМОНА Тест- наиболее распространенный метод количественной оценки уровня развития интеллектуальных способностей. Разработан в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном по заказу Министерства народного образования Франции с целью отсева детей, недостаточно развитых для обучения в массовой школе. Первоначально тест содержал 30 задач, которые были подобраны по степени трудности таким образом, чтобы их могли решить 75% детей определенного возраста, умственное развитие к-рых можно было бы считать нормальным. Количество правильно решенных задач характеризует так называемый умственный возраст ребенка. Наиболее известная модификация разработана Л. Терменом в Стенфордском университете (США); созданный им так называемый тест Стенфорд-Бине является наиболее признанным методом диагностики интеллекта. На его основе вычисляется коэффициент интеллекта. Однако практическое использование данного теста, как и большинства подобных методик (см. Тесты психологические), позволяет дать количественную оценку индивидуальных различий в умственных способностях, не вскрывая их природы и перспектив развития. Это затрудняет использование результатов теста в постановке диагноза и прогнозировании развития интеллекта.
Брадифразия-(от греч. bradys - медленный и phrasis - выражение) - патологическая замедленность речи. Возникает вследствие нарушения баланса нервных процессов (преобладание торможения над возбуждением). Речь страдающих Б. отличается нечеткой артикуляцией, растягиванием гласных; из-за повышенной утомляемости продолжительные высказывания затруднительны. Чаще встречается при различных нервных заболеваниях и олигофрении. Устранение Б. возможно за счет логопедич. упражнений по коррекции речевых движений, а также мед. мероприятий по назначению психоневролога.
Биоэтика– систематические исследования поведения человека в науках о жизни и здравоохранении в той мере, в которой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов.
Брадикинезия – замедленный темп движений.
Брадифрения – замедленность течения психических процессов.
Брадилалия– замедленный темп речи.
Ведущая деятельность возраста– деятельность:
a) в которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности;
b) в которой формируются или перестраиваются отдельные психические процессы;
c) от которой более всего зависят наблюдаемые в конкретном возрасте основные изменения личности ребенка.
Вербальный – в психологии термин для обозначения знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Может быть осмысленным (группы из согласных, слоги и др.). Вербальному материалу противопоставляется невербальный – геометрические фигуры, рисунки, предметы и пр.
ВЕКСЛЕРА Тест-- набор заданий для оценки умственных способностей, один из наиболее распространенных методов диагностики интеллекта. Разработан Д. Векслером в 1937 г. В настоящее время употребляется модифицированный вариант образца 1974 г. - «Шкала Векслера для измерения интеллекта у детей». Содержит наряду с вербальными (словесными) заданиями задачи на конструирование, разгадывание лабиринтов и т. п. На основании результатов выполнения теста вычисляется коэффициент интеллекта. Как и аналогичные методики (см. Тесты психологические), дает достаточно адекватную оценку наличному уровню развития интеллекта, но не может служить основанием прогноза умственного развития.
Взрывчатый, «эксплозивный» - бурно реагирующий по всякому, даже незначительному поводу; повышенная аффективная возбудимость.
Висцеральный – относящийся к внутренним органам.
Витальный – жизненный (например, витальный страх – страх смерти).
Внушаемость – подчиняемость постороннему влиянию без достаточной самооценки.
Врожденное предрасположение– свойства, особенности, возникающие не в результате наследственных механизмов, а в период внутриутробного развития – при повреждении зачатка или плода в результате болезненного состояния беременной (см. наследственное и приобретенное предрасположение).
Вырождение, «дегенерация», дегенеративные признаки – асимметрия черепа, лица, деформированные уши, дефекты неба, носа, языка, сращение или отсутствие пальцев и пр. – устаревшее назван.
Генотип– генетичесая конституция, совокупность генов, полученная от родителей.
Гетерохронность развития– закономерная разновременность формирования и развития психических функций.
Гиперкомпенсация– наращивание усилий в сере несостоятельности – «преодоление».
Гнозис– восприятие.
Гипомнезия– понижение, ослабление памяти.
Гиперкинез – излишняя двигательная активность отдельных мышц насильственного, помимо воли, характера.
Гипермнезия– усиление функции памяти.
Гипертимия– повешенное настроение.
Гиперестезия– резкое повышение, обострение чувствительности (слуховой, зрительной, обонятельной, осязания, нитерорецепции).
Гипоманиакальный – находящийся в длительном состоянии повышенной психической активности и подъема настроения, излишнего оптимизма.
Гипоэстезия– понижении чувствительности.
Гаргоилизм- тяжелое наследственное заболевание, обусловленное нарушением обмена веществ, входящих в состав соединительных тканей; проявляется в поражениях костно-суставной системы, внутренних органов, ЦНС. Впервые две формы Г. описаны К. Гунтером (1917) и Г. Гурлером (1919) - соответственно синдром Гунтера и синдром Гурлера. Термин «Г.» предложен Р. Зллисом в 1936 г. в связи с характерным внешним видом больных (гаргоилы - украшения готич. соборов в виде фантастич. уродцев). Отличительные признаки больных Г.: запавшая переносица, нависший лоб, увеличенные губы и язык, деформированные череп и грудная клетка и др.
Для больных Г. характерна умственная отсталость в тяжелой степени в сочетании с нарушениями речи и слуха, повышенная ис-тощаемость нервной системы, предрасположенность к эпилепти-формным припадкам.
Гидроцефалия-(от греч. hydor - вода и kephale - голова) -заболевание мозга, проявляющееся в накоплении ликвора в черепной полости вследствие нарушения баланса его секреции и всасывания. Существует гипотеза о наследственной обусловленности Г. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что Г. возникает в результате патологии родов, а также при менингите и менингоэн-цефалите. Внешне Г. проявляется в деформациях черепа (увеличение лба и темени и т. п.). Характерные особенности детей, страдающих Г., - сниженная умственная работоспособность, частые вспышки эйфории либо гнева, склонность к резонерству. Умственной отсталостью страдают примерно 2% больных Г. В ряде случаев после периода прогрессирующей Г. внутричерепное давление нормализуется и заболевание приобретает компенсированный характер.
ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ(от греч. hyper -чрезмерно и dynamis - сила) - синдром двигательной растормо-женности - наиболее распространенное проявление раннего поражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению. Заметно усиливается при утомлении и соматич. заболеваниях. Наиболее выражен у детей, страдающих церебрастенией, у к-рых повышенная утомляемость препятствует произвольной регуляции поведения. Обычно проходит к 11-12 годам, но в подростковом возрасте возможны обострения. Дети с Г. с. требуют особого подхода - дозирования нагрузок, смены видов деятельности.
Гиперкинез-(от греч. hyper - чрезмерно и kinesis - движение) - чрезмерные насильственные непроизвольные движения, возникающие при органич. и функциональных нарушениях ЦНС (преимущественно при поражении подкорковых образований). Термином «Г.» обозначается обширная группа двигательных расстройств, среди к-рых хорея; атетоз - медленные напряженные движения кистей рук; тормозной спазм - аналогичные атетозу непроизвольные выгибания шеи, туловища; миоклония - беспорядочные вздрагивания отдельных мышц; тики.
ГИПОКИНЕЗИЯ,гипокинез (от греч. hypo - ниже и kinesis - движение) - снижение двигательной активности. Затруд нения движений при Г. могут быть вызваны различными причинами - это параличи, неподвижность суставов, а также боли разного происхождения, сопровождающие моторные акты. Иногда Г. возникает на почве психич. травмы. Крайне выраженная форма Г. - акинезия (полная утрата двигательной активности, неспособность к произвольным движениям). Лечение обусловлено характером заболевания, вызвавшего Г.
ДАУНА БОЛЕЗНЬ,синдром Дауна- хромосомная болезнь, одна из форм олигофрении, при к-рой умственная отсталость сочетается со своеобразным внешним обликом больного. Впервые описана в 1866 г. Л. Дауном под названием «монголизм». Встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола (установлена зависимость частоты рождений больных с синдромом Дауна от возраста матери: у матерей моложе 30 лет этот показатель 1:600, после 34 лет вероятность ежегодно удваивается). В 95% случаев в клетках больных имеется 47 хромосом вместо 46 за счет лишней хромосомы в 21-й паре. Это нарушение (трисомия) наблюдается в том случае, когда у матери при созревании половой клетки произошло расхождение 21-й пары хромосом. Значительно реже Д.б. обусловлена иными аномалиями - транслокацией или мозаичностью хромосом.
Больные обладают характерной внешностью (что облегчает постановку диагноза уже при рождении): небольшая (вследствие недоразвития черепа) голова с плоским затылком, косой разрез глаз с эпикантусом (кожная складка в углу глаз), запавшая переносица, толстый язык, деформированные уши и др. Наблюдаются деформации скелета, аномалии в строении грудной клетки, конечностей, особенно пальцев рук. Умственная отсталость при Д.б. в 75% случаев - в степени имбе-цильности, в 20% - идиотии; лишь около 5% больных - дебилы. Мышление больных отличается конкретностью и тугоподвижно-стью. Вместе с тем у них отмечается наблюдательность, способность к подражанию, эмоциональность с преобладанием положительных реакций, большинство послушны и исполнительны, способны овладевать элементарными навыками. Лечение малоэффективно.
ДЕКОМПЕНСАЦИЯ(от лат. de- - приставка со значением отсутствия и compensatio - уравновешивание) - процесс, обратный компенсации, расстройство деятельности какой-либо системы организма вследствие нарушения компенсации. Возникает, как правило, при ухудшении состояния организма либо при столкновении с неожиданными новыми условиями, требующими формирования новых приспособительных реакций.
ДЕМЕНЦИЯ(от лат. dementia - безумие) - стойкое и, как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы. В дет. возрасте после нек-рого периода нормального развития ребенка Д. возникает при органич. поражениях мозга вследствие воспалений, ушибов и т. п., а также при шизофрении и эпилепсии. Разграничение Д. и олигофрении в раннем возрасте затруднено тем, что любое поражение мозга приводит не только к распаду сформированных функций, но и к отставанию психич. развития в целом. При возникновении Д. у детей старше трех лет установить диагноз значительно проще.
Специфика интеллектуального дефекта при Д. заключается в неравномерной недостаточности познавательной функции. Дети, страдающие Д., могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, однако они почти не способны ими воспользоваться вследствие нарушений памяти, внимания, умственной работоспособности. Для них характерны общая двигательная расторможенность, возбудимость, крайне недостаточная произвольность поведения.
Лечение основного заболевания позволяет добиться частичной компенсации интеллектуального дефекта. Так же как олигофрены, дети, страдающие Д., обучаются в спец. образовательных учреждениях в зависимости от степени интеллектуальных нарушений.
ДЕПРЕССИЯ(от лат. depressio ~ подавление, угнетение) - болезненное психич. состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности. Д. сопутствует многим психич. заболеваниям. У аномальных детей и инвалидов может выступать как реакция на тяжелую жизненную ситуацию, обусловленную дефектом. Иногда Д. сопутствуют бред и аутоагрессия. Лечение медикаментозное и психотерапевтическое.
Различают функциональные состояния Д., возможные при нормальном психич. функционировании, и патологическую Д., являющуюся одним из основных психиатрич. синдромов. Употребление же в обыденной речи слова «Д.» как синонима плохого настроения является неоправданной метафорой.
ДЕПРИВАЦИЯ(от позднелат. deprivatio - лишение) - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психич. потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Среди условий, необходимых для полноценного развития ребенка, выделяются сле дующие: 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т. д.); их недостаток вызывает стимуль-ную (сенсорную) Д.; 2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, к-рая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходящее вовне, вызывает когнитивную Д.; 3) социальные контакты (со взрослыми, и прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности; их недостаточность ведет к эмоциональной Д.; 4) возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную Д. Распространенное ранее мнение о необратимости последствий Д. в раннем возрасте в настоящее время подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием Д. практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигие-нич. навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта. Для ликвидации последствий Д. прежде всего необходимы устранение и компенсация вызвавших ее условий.
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП)- заболевание головного мозга, при к-ром вследствие поражения двигательных систем мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения. Понятие «ДЦП» объединяет группу двигательных расстройств, вызванных нарушениями контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. В основе ДЦП лежит раннее (как правило, внутриутробное) повреждение или недоразвитие мозга вследствие хронических заболеваний будущей матери, перенесенных ею инфекционных заболеваний, интоксикаций, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности и др., иногда - возникающее в результате родовой травмы или асфиксии новорожденных,, реже - как следствие энцефалита. ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием. Существует несколько форм ДЦП в зависимости от повреждения определенных систем мозга. У одних детей двигательные нарушения выра