ТЕМА 12. Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников.
Задержка, нарушение целостной структуры, размытость, а иногда отсутствие кризисных возрастов. Недоразвитие формирования ведущих мотивов и их соподчинения. Слабость социальной направленности умственно отсталых дошкольников: отражение этого в содержании основных видов деятельности дошкольного возраста (игре, рисовании, речи). Несформированность предметной деятельности как ведущей, отсутствие совместной деятельности со взрослым как одна из причин «неотделенности» умственно отсталого ребенка от взрослого, слабого стремления к самостоятельности и достижениям (основных новообразований кризисного периода).
Недостаточность коммуникативной деятельности как показателя личностного развития. Слабое выделение матери, трудности идентификации себя со взрослыми, но особенно со сверстниками (сосуществование рядом, но не вместе). Специфичность возникновения и развития Я-позиции. Трудности взаимодействия со сверстниками, невозможность учета позиции и интересов партнера в игре. Несформированность субъект-объектных отношений. Ограниченность коммуникативных средств.
Недоразвитие произвольности как одного из существенных качеств личности, психических процессов, поведения. Слабость контрольных функций в свете новообразований ведущей деятельности. Особенности общего процесса социализации и знаково-символической деятельности умственно отсталых детей.
ТЕМА 13. Особенности коммуникативной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте.
Общее снижение социальной направленности и социального восприятия у умственно отсталого ребенка. Недоразвитие генетически ранних форм общения — эмоционального и делового. Значение социальной ситуации развития в формировании коммуникативной деятельности. Несформированность ведущих личностных новообразований детства и коммуникативная деятельность. Связь с невыраженностью кризисных возрастов. Коммуникативная деятельность и развитие ведущей деятельности у умственно отсталого ребенка. Несформированность всех компонентов коммуникативной деятельности (мотивационных, ориентировочных, операционально-технических, контрольно-целевых) в отдельности и как целостной структуры.
Средства коммуникативной деятельности. Трудности использования как речевых, так и внеречевых средств общения. Недоразвитие диалогической речи как отражение низкого уровня Я-сознания, межличностных процессов, социальной ориентации и пр. Зависимость от качества педагогической работы.
Психологические основы коррекционно-педагогической работы (развитие Я-сознания, идентификации со сверстником, деловых и игровых мотивов сотрудничества, речевой активности, партнерства в игре, социальных представлений; организация работы на коммуникативной основе; опора и использование жестовой и графической знаковых систем; использование наглядных моделей; обучение замещению и пр.). Основные направления коррекционной работы.
ТЕМА 14. Формирование психологической готовности к школьному обучению у умственно отсталых детей.
Проблема психологической готовности к школьному обучению (позиции Л.И.Божович, Л.А.Венгера, Д.Б.Эльконина, Е.Е.Кравцовой, Н.Г.Салминой). Интеллектуальный, эмоциональный и социальный аспекты готовности к школьному обучению. Важность овладения семиотической функцией в структуре готовности. Роль ведущей деятельности.
Методы формирования эмоционально-волевой готовности. Занятия продуктивными видами деятельности и возникновение внутри их направленности на достижение результата, контроля за собственной деятельностью, оценки действий других.
Когнитивная готовность к школьному обучению. Развитие и коррекция различных психических процессов: внимания, анализирующего, социально направленного восприятия, памяти, воображения, зрительно-двигательной координации и т.д.
Особенности развития произвольного поведения у детей с нарушением интеллекта. Связь с восприятием, представлениями, ведущей деятельностью.
Коммуникативная готовность к школе. Сотрудничество со взрослым. Восприятие сверстника на положительной эмоциональной основе, пробуждение совместной деятельности. Необходимость специальной коррекционно-развивающей работы по формированию кооперативных умений у умственно отсталых детей и игрового партнерства, интереса к сверстнику, его поведению. Связь с формированием межличностных отношений. Особенности овладения умственно отсталыми детьми речевыми и внеречевыми средствами коммуникации.
Предупреждение школьной дезадаптации у детей с нарушением интеллекта в процессе коррекционно-педагогической работы.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.(вар1/вар 2)
№ п/п | Наименование раздела дисциплины. Тема. | Форма самостоятельной работы | Кол-во часов | Форма контроля выполнения самостоятельной работы |
Предмет, задачи и методы детской олигофренопсихологии. | Роль Л.С.Выготского в становлении олигофренопсихологии как науки. | 4/6 | Аудиторная конрольная работа | |
Особенности психического развития умственно отсталого ребёнка в младенчестве. | Психологическая характеристика у. о. ребенка в младенчестве | 10/6 | Написание двух развернутых психологических характеристик | |
Специфика психического развития умственно отсталого ребёнка в раннем детстве. Характеристика ведущей (предметной) деятельности этого возрастного периода. | Овладение способами использования предметов детьми с умственной отсталостью. | 10/4 | Сделайте сравнительную таблицу овладения предметной деятельностью в норме и при раннем органическом поражении ЦНС. | |
Особенности наглядно-действенного мышления умственно отсталых детей. | Роль руки в развитии первых форм мышления. | 10/4 | Заполнить таблицу «Развитие руки и хватки» | |
Развитие предметного и социального восприятия умственно отсталых детей от рождения до 7 лет. | сенсорное развитие умственно отсталого ребенка на первом году жизни. | 6/4 | Показать в таблице этапы формирования | |
Особенности восприятия плоскостных изображений умственно отсталыми дошкольниками. | Л.С.Выготский о соотношении восприятия картины и ее словесной интерпретации умственно отсталыми | 4/4 | Аудиторная контрольная работа | |
Особенности представлений и образного мышления умственно отсталых детей в дошкольном детстве. | Представления и образное мышление умственно отсталых дошкольников | 4/4 | Доклад на тему: «Особенности представлений и образного мышления умственно отсталых дошкольников». | |
Характеристика ролевой игры у дошкольников с нарушением интеллекта. | Игровая деятельность у.о. дошкольников | 4/4 | Подготовить картотеку ролевых игр у.о. дошкольников ( не менее 15 ) | |
Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. | Изобразительная деятельность у.о. дошкольников | 8/6 | Показать особенности развития в таблице | |
Конструктивная деятельность умственно отсталых дошкольников. | Конструктивная деятельность умственно отсталых дошкольников. | 6/4 | Показать особенности развития в таблице | |
Особенности речевого развития детей при умственной отсталости. | Речевое развитие дошкольников при умственной отсталости. | 6/6 | Показать в таблице этапы формирования | |
Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников. | Личностное развитие умственно отсталых дошкольников. | 4/4 | Представление библиографических карточек по теме | |
Особенности коммуникативной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. | Коммуникативная деятельность умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. | 4/6 | Показать в таблице этапы формирования | |
Формирование психологической готовности к школьному обучению у умственно отсталых детей. | Психологическая готовность к школьному обучению умственно отсталых дошкольников | 8/5 | Подготовить пакет диагностических методик по определению готовности к школьному обучению | |
ИТОГО: | 88/67 |
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Занятие 1.