Специальная детская психология
Психология детей с нарушениями интеллекта (детская олигофренопсихология). Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника как науки (олигофрения, сложная структура дефекта, зона ближайшего развития и т.д.).
Раннее развитие умственно отсталого ребенка. Особенности возникновения и развития ориентировочно-исследовательской деятельности у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС).
Особенности психических процессов: внимания, восприятия и представлений, памяти.
Особенности овладения предметной, игровой, продуктивной деятельностью.
Особенности мышления умственно отсталых дошкольников.
Своеобразие развития общения у детей с нарушениями интеллекта. Особенности овладения речью.
Особенности поведения, эмоционального и личностного развития умственно отсталого ребенка.
Роль взрослого в психическом развитии ребенка с ранним органическим поражением ЦНС.
Особенности психического развития умственно отсталых детей в учреждениях интернатного типа.
Проблема психологической готовности умственно отсталого ребенка к обучению в школе.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы(для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
№ п/п | Шифр и наименование специальности | Курс | Семестр | Виды учебной работы в часах | Вид итогового контроля (форма отчетности) | |||||
Трудо-емкость | Всего аудит. | ЛК | ПР/ СМ | ЛБ | Сам. работа | |||||
050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» | - | Экзамен | ||||||||
050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью Специальная психология | Экзамен | |||||||||
050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО) | Экзамен |
1.6 Содержание дисциплины.
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Вариант 1 (для специальности 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология»)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||||
Всего ауд. | ЛК | ПР/СМ | ЛБ | Сам.раб. | ||
Предмет, задачи и методы детской олигофренопсихологии. | - | |||||
Особенности психического развития умственно отсталого ребёнка в младенчестве. | - | |||||
Специфика психического развития умственно отсталого ребёнка в раннем детстве. Характеристика ведущей (предметной) деятельности этого возрастного периода. | - | |||||
Особенности наглядно-действенного мышления умственно отсталых детей. | - | |||||
Развитие предметного и социального восприятия умственно отсталых детей от рождения до 7 лет. | - | |||||
Особенности восприятия плоскостных изображений умственно отсталыми дошкольниками. | - | |||||
Особенности представлений и образного мышления умственно отсталых детей в дошкольном детстве. | - | |||||
Характеристика ролевой игры у дошкольников с нарушением интеллекта. | - | |||||
Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. | - | |||||
Конструктивная деятельность умственно отсталых дошкольников. | - | |||||
Особенности речевого развития детей при умственной отсталости. | - | |||||
Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников. | - | |||||
Особенности коммуникативной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. | - | |||||
Формирование психологической готовности к школьному обучению у умственно отсталых детей. | - | |||||
ИТОГО: | - |
Вариант 2 (для специальности 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью Специальная психология
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||||
Всего ауд. | ЛК | ПР/СМ | ЛБ | Сам.раб. | ||
Предмет, задачи и методы детской олигофренопсихологии. | ||||||
Особенности психического развития умственно отсталого ребёнка в младенчестве. | ||||||
Специфика психического развития умственно отсталого ребёнка в раннем детстве. Характеристика ведущей (предметной) деятельности этого возрастного периода. | ||||||
Особенности наглядно-действенного мышления умственно отсталых детей. | ||||||
Развитие предметного и социального восприятия умственно отсталых детей от рождения до 7 лет. | ||||||
Особенности восприятия плоскостных изображений умственно отсталыми дошкольниками. | ||||||
Особенности представлений и образного мышления умственно отсталых детей в дошкольном детстве. | ||||||
Характеристика ролевой игры у дошкольников с нарушением интеллекта. | ||||||
Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. | ||||||
Конструктивная деятельность умственно отсталых дошкольников. | ||||||
Особенности речевого развития детей при умственной отсталости. | ||||||
Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников. | ||||||
Особенности коммуникативной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. | ||||||
Формирование психологической готовности к школьному обучению у умственно отсталых детей. | ||||||
ИТОГО: |
Вариант 3 (для специальности 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||||
Всего ауд. | ЛК | ПР/СМ | ЛБ | Сам.раб. | ||
Предмет, задачи и методы детской олигофренопсихологии. | ||||||
Особенности психического развития умственно отсталого ребёнка в младенчестве. | ||||||
Специфика психического развития умственно отсталого ребёнка в раннем детстве. Характеристика ведущей (предметной) деятельности этого возрастного периода. | ||||||
Особенности наглядно-действенного мышления умственно отсталых детей. | ||||||
Развитие предметного и социального восприятия умственно отсталых детей от рождения до 7 лет. | ||||||
Особенности восприятия плоскостных изображений умственно отсталыми дошкольниками. | ||||||
Особенности представлений и образного мышления умственно отсталых детей в дошкольном детстве. | ||||||
Характеристика ролевой игры у дошкольников с нарушением интеллекта. | ||||||
Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. | ||||||
Конструктивная деятельность умственно отсталых дошкольников. | ||||||
Особенности речевого развития детей при умственной отсталости. | ||||||
Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников. | ||||||
Особенности коммуникативной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. | ||||||
Формирование психологической готовности к школьному обучению у умственно отсталых детей. | ||||||
ИТОГО: |
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.