Специальная детская психология

Психология детей с нарушениями интеллекта (детская олигофренопсихология). Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника как науки (олигофрения, сложная структура дефекта, зона ближайшего развития и т.д.).

Раннее развитие умственно отсталого ребенка. Особенности возникновения и развития ориентировочно-исследовательской деятельности у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС).

Особенности психических процессов: внимания, восприятия и представлений, памяти.

Особенности овладения предметной, игровой, продуктивной деятельностью.

Особенности мышления умственно отсталых дошкольников.

Своеобразие развития общения у детей с нарушениями интеллекта. Особенности овладения речью.

Особенности поведения, эмоционального и личностного развития умственно отсталого ребенка.

Роль взрослого в психическом развитии ребенка с ранним органическим поражением ЦНС.

Особенности психического развития умственно отсталых детей в учреждениях интернатного типа.

Проблема психологической готовности умственно отсталого ребенка к обучению в школе.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы(для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):

№ п/п Шифр и наименование специальности Курс Семестр Виды учебной работы в часах Вид итогового контроля (форма отчетности)
Трудо-емкость Всего аудит. ЛК ПР/ СМ ЛБ Сам. работа
050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» - Экзамен
050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью Специальная психология     Экзамен
050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО)     Экзамен

1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

Вариант 1 (для специальности 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология»)

№ п/п   Наименование раздела, темы Количество часов
Всего ауд. ЛК ПР/СМ ЛБ Сам.раб.
Предмет, задачи и методы детской олигофренопсихологии. -
Особенности психического развития умственно отсталого ребёнка в младенчестве. -
Специфика психического развития умственно отсталого ребёнка в раннем детстве. Характеристика ведущей (предметной) деятельности этого возрастного периода. -
Особенности наглядно-действенного мышления умственно отсталых детей. -
Развитие предметного и социального восприятия умственно отсталых детей от рождения до 7 лет. -
Особенности восприятия плоскостных изображений умственно отсталыми дошкольниками. -
Особенности представлений и образного мышления умственно отсталых детей в дошкольном детстве. -
Характеристика ролевой игры у дошкольников с нарушением интеллекта. -
Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. -
Конструктивная деятельность умственно отсталых дошкольников. -
Особенности речевого развития детей при умственной отсталости. -
Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников. -
Особенности коммуникативной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. -
Формирование психологической готовности к школьному обучению у умственно отсталых детей. -
  ИТОГО: -


Вариант 2 (для специальности 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью Специальная психология

№ п/п   Наименование раздела, темы Количество часов
Всего ауд. ЛК ПР/СМ ЛБ Сам.раб.
Предмет, задачи и методы детской олигофренопсихологии.  
Особенности психического развития умственно отсталого ребёнка в младенчестве.  
Специфика психического развития умственно отсталого ребёнка в раннем детстве. Характеристика ведущей (предметной) деятельности этого возрастного периода.  
Особенности наглядно-действенного мышления умственно отсталых детей.  
Развитие предметного и социального восприятия умственно отсталых детей от рождения до 7 лет.  
Особенности восприятия плоскостных изображений умственно отсталыми дошкольниками.  
Особенности представлений и образного мышления умственно отсталых детей в дошкольном детстве.  
Характеристика ролевой игры у дошкольников с нарушением интеллекта.  
Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте.  
Конструктивная деятельность умственно отсталых дошкольников.    
Особенности речевого развития детей при умственной отсталости.  
Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников.  
Особенности коммуникативной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте.  
Формирование психологической готовности к школьному обучению у умственно отсталых детей.  
  ИТОГО:  


Вариант 3 (для специальности 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО)

№ п/п   Наименование раздела, темы Количество часов
Всего ауд. ЛК ПР/СМ ЛБ Сам.раб.
Предмет, задачи и методы детской олигофренопсихологии.    
Особенности психического развития умственно отсталого ребёнка в младенчестве.    
Специфика психического развития умственно отсталого ребёнка в раннем детстве. Характеристика ведущей (предметной) деятельности этого возрастного периода.    
Особенности наглядно-действенного мышления умственно отсталых детей.    
Развитие предметного и социального восприятия умственно отсталых детей от рождения до 7 лет.    
Особенности восприятия плоскостных изображений умственно отсталыми дошкольниками.    
Особенности представлений и образного мышления умственно отсталых детей в дошкольном детстве.    
Характеристика ролевой игры у дошкольников с нарушением интеллекта.    
Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте.    
Конструктивная деятельность умственно отсталых дошкольников.    
Особенности речевого развития детей при умственной отсталости.        
Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников.        
Особенности коммуникативной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте.        
Формирование психологической готовности к школьному обучению у умственно отсталых детей.        
  ИТОГО:  

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Наши рекомендации