Охарактеризуйте профессиональное становление учителя, определите его этапы и уровни владения профессиональной деятельностью.

Основу профессиональной компетентности педагога составляют его педагогиче-ские умения. Педагогическое умение – это совокупность последовательных действий, основанных на теоретически знаниях, педагогических способностях и направленных на решение педагогических задач. Дадим краткую характеристику основных педагогиче-ских умений. Аналитические умения – умения анализировать педагогические явления, теорети- чески их обосновывать, диагностировать, формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы и решения. Прогностические умения – умения представить и сформулировать диагностируе-мые цели и задачи своей деятельности, отобрать методы их достижения, предвидеть возможные отклонения при достижении результат; выбрать способы их преодоления, умения мысленно проработать структуру и отдельные компоненты образовательного процесса, предварительно оценить затраты средств, труда и времени участников образо-вательного процесса, умения прогнозировать образовательные и развивающие возмож- ности содержания взаимодействия участников образовательного процесса, умения про- гнозировать развитие личности, коллектива. Проектировочные, или конструктивные умения – умения планировать содержа-ние и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребно- стей, возможностей, особенностей, умения определять форму и структуру образова- тельного процесса в зависимости от сформулированных задач и особенностей участия ков, умения определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характер- ные для них, умения планировать индивидуальную работу с учащимися, отбирать опти- мальные формы, методы и средства обучения и воспитания, планировать развитие вос- питательной среды и т. д. Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя. (Рефлексия педагога – это деятельность по осмыслению и анали-зу собственной педагогической деятельности.). Организаторские умения представлены мобилизационными, информационно- дидактическими, развивающими и ориентационными умениями. Коммуникативные умения включают три взаимосвязанные группы: перцептивные умения, собственно умения педагогического (вербального) общения и умения (навыки) 5 педагогической техники. Педагогическая техника (по Л. И. Рувинскому) – это комплекс умений, необходи-мых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера). Организаторские умения представлены мобилизационными, информационно- дидактическими, развивающими, ориентационными умениями. Коммуникативные умения включают три взаимосвязанные группы: перцептивные умения, умения педагогического (вербального) общения и умения (навыки) педагогиче-ской техники. Педагогическая техника (по Л. И. Рувинскому) – это комплекс умений, необходи-мых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера). Результатами профессионального становления педагога как субъекта педагогиче-ской деятельности являются его профессионально-педагогическая культура и професси- ональное мастерство. Профессионально-педагогическая культура учителя может быть охарактеризована как синтез профессионально-педагогической направленности, про-фессиональных знаний, педагогических, способностей и педагогических умений. Педагогическое мастерство в свою очередь есть высший уровень развития про-фессионально-педагогической культуры. Мастер – это специалист, достигший высокого искусства в своей профессии. Нередко педагогическое мастерство сочетается с педаго-гическим новаторством, которое понимается как деятельность по внесению и осу- ществлению новых прогрессивных идей, методов, форм, технологий в педагогический процесс и их применение наряду с традиционными подходами. Если же вносимые нов-шества принципиально отличаются от традиционного содержания, методов и форм об- разования, то говорят об инновационной направленности педагогической деятельности или об инновациях в образовании.



Наши рекомендации