Очерк научного творчества л. С. Выготского
Вступительная статья к болгарскому изданию некоторых работ Л. С. Выготского (Виготски Л. С. Мислене и реч. София, 1983); название дано редакторами трудов Д. Б. Эльконина.
Д. Б. Эльконин неоднократно публиковал статьи, посвященные психологическим взглядам Л. С. Выготского; в сжатом виде они представлены в публикуемой статье. При описании жизненного пути Л. С. Выготского дается глубокий анализ основных его работ («Психология искусства», «Исторический смысл психологического кризиса», «История развития высших психических функций», «Мышление и речь» и др.) и подробно раскрывается их вклад в становление методологических основ советской психологии, культурно-исторической теории психического развития человека, в детскую и педагогическую психологию и дефектологию.
Концепция л. С. Выготского о психическом развитии человека
Послесловие к тому 4 Собр. соч. Л. С. Выготского (М., 1984); название дано редакторами трудов Д. Б. Эльконина. В работе развернуто раскрывается подход Л. С. Выготского к движущим силам и условиям психического развития человека, к периодизации этого развития, к своеобразным особенностям его отдельных Периодов. Вместе с тем убедительно показано непреходящее значение концепции Л. С. Выготского для современной психологии.
Д. Б. Эльконин выявил сущность стратегии теоретических работ Л. С. Выготского — стремление к единству генетического, функционального и структурного анализа сознания. Соответствующая концепция была тесно связана с нуждами народного образования. В этой концепции был сформулирован основной закон психического развития — все функции сознания человека первоначально имеют внешнюю форму социальных отношений людей и лишь затем в процессе интериоризации становятся функциями индивидуального сознания.
Л. С. Выготский, как и некоторые другие советские психологи, подошел к идее о связи детства с историей общества, об историческом происхождении периодов детства, выделив при этом два существенно разных типа этих периодов (стабильные и критические периоды). Л. С. Выготскому принадлежит мысль о том, что психическое развитие осуществляется в процессе обучения человека, а в самом обучении должна найти воплощение логика исторического развития той или иной системы способностей.
Некоторые положения концепции Л. С. Выготского нуждаются в современном развернутом экспериментальном обосновании.
Проблема обучения и развития в трудах л. С. Выготского
Статья опубликована в ж. «Вопросы психологии», 1966, № 6, к семидесятилетию Л. С. Выготского. В 1960-е гг. Д. Б. Эльконин со своим научно-исследовательским коллективом интенсивно изучал проблему связи психического развития детей с их обучением и стремился найти теоретические основы своих исследований в работах Л. С. Выготского.
В статье показано, что подход Л. С. Выготского к данной проблеме был неотрывен от его теории исторического развития психических функций, согласно которой их корни нужно искать не внутри, а вне человека. Эта теория отвергала представления о психическом развитии как детерминированным изнутри — процесс развития осуществляется через усвоение человеком исторически сформировавшейся культуры. Усвоение и развитие — единый процесс. Л. С. Выготский, его ученики и последователи разработали оригинальный экспериментально-генетический метод исследования этого процесса (метод восстановления генезиса и развития какой-либо психической функции в специально созданных условиях обучения).
Л.С. Выготский сегодня
Текст опубликован в ротапринтном сборнике «Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология» (М., 1981) как материал к симпозиуму, посвященному его 85-летию. В последние годы своей жизни Д. Б. Эльконин активно изучал историю концепции Л. С. Выготского (см. выше), ее связь с проблемами современной психологии. В этом тексте он высказал положение, что центральная проблема Л. С. Выготского — генезис, функции и структура сознания человека в ее конкретном психологическом содержании. Л. С. Выготский поставил эту проблему и начал ее разрабатывать, но ее решение требует усилий современных исследователей. Основной закон психического развития человека (развитие от интер к интра), сформулированный Л. С. Выготским,— основа неклассической психологии сознания.