Влияние специального обучения на уровень развития речи у слабослышащих детей

Изучая речь слабослышащих детей, мы нередко отмечали случаи, когда вопреки раннему наступлению значительного слухового недостатка наблюдается сравнительно хорошо разви­тая речь. Обычно это бывает в том случае, если лица, окружав­шие ребенка, достаточно рано заметили неполноценность его слуха и приняли соответствующие меры к развитию речи.

При небольшом нарушении слуха для развития речи может оказаться достаточным внимательное отношение к слуху и речи ребенка со стороны окружающих. Если окружающие стараются говорить с ребенком громко, раздельно, оформляя свою речь в ко­роткие, четкие предложения, подбирая доступные ребенку слова, то ребенок при слухе на речь разговорной громкости на рассто­янии 1,5 — 2 м от ушной раковины может накопить значительный запас речевых навыков даже без специального обучения.

Своевременное привлечение специалиста-логопеда или по­мещение ребенка в специальный детский сад нередко обеспе­чивает вполне достаточное развитие речи у ребенка, потеряв­шего полноценный слух в самом раннем возрасте.

К сожалению, часто родители не замечают снижения слуха, а обращают внимание лишь на задержку развития речи у сво­его слабослышащего ребенка.

В нашей консультационной практике 58% родителей (про­анализировано 900 случаев) слабослышащих детей обращались с жалобой только на плохую речь своих детей и с удивлени­ем узнавали от нас, что их дети плохо слышат. Таким обра­зом, недостатки слуха у большинства слабослышащих детей не распознаются окружающими. Поэтому они часто оказыва­ются без той помощи со стороны близких, которая могла бы содействовать компенсации их слухового дефекта и развитию речи.

Примерами замечательной компенсации слухового дефекта под влиянием рано предпринятого специального обучения мо­гут служить следующие дети с рано возникшим тяжелым по­ражением слуха.

Пример 1. Ким 3., ученик IV класса, перенес менингит в возрасте 1 года. После этого у него в качестве резидуально-го явления остался двусторонний неврит слуховых нервов. Мальчик слышит речь разговорной громкости только у самой ушной раковины. В 1,5 года он был помещен в специальный детсад.

Приводим образец его самостоятельной письменной работы, представляющей изложение просмотренного им короткомет­ражного кинофильма «Приключения лисенка»:

Летом лисенок мог уже выходить из норы. Однажды, когда мать лисенка вышла на охоту, он вышел из норы погулять. Погода была хорошая. На цветочке сидел кузнечик и было по­хоже, что он дремал. А на ветке сосны сидела ворона и лени­во каркала. Лисенок лег на солнышко и сладко задремал. Вдруг ворона с громким криком слетела на землю и стала медленно подходить к лисенку и т. д.

Пример 2. Толя Н., ученик III класса, родился с неполно­ценным слухом. В настоящее время слышит речь разговорной громкости на расстоянии 0,75 м от ушной раковины. Воспиты­вался в специальных яслях и в специальном детсаду.

Приводим образец его самостоятельной письменной работы, представляющей рассказ по серии картинок на тему «Летом в лесу».

Это было летом. Однажды ребята пошли в лес за ягодами. Их звали: Коля, Галя и Лена. Они набрали ягод и пошли обратно домой. Тогда им надо перейти через речку. Пошли Галя и Коля. Младшая девочка Лена перешла и вдруг ягоды упали в речку. Лена горько плакала. Тогда ребята вышли на полянку. Коля и Галя поделили ягоды и дали Лене. Лена была очень рада и боль­ше не плакала. Потом ребята пошли домой.






Для сравнения приведем письменные работы учеников III класса, не получивших специальной подготовки до школы.

Пример 1. Саша М., слышит речь разговорной громкос­ти на расстоянии 0,75 м от ушной раковины. Нарушение слу­ха возникло в возрасте 1 года 7 месяцев.

В лесу было тихина. Лес был красивые. На дерево сидит ворона. Лиса вышил из земле. Ворона увидела маленькую лисин-ки. Ворона пролете внис и хотел вхотил лисинку. Лисинку за­кричала ворона улетел на дерево. Лисинку играли, волк услиха-ла, то там кричи лисинку уведала волк побежала в землу, но волк не даскал лисинку. Лисинку пошли изскат зверу. Лисинка тихо ходит и одну утку. Лисинку положила на траве есть утки. Пошла дальше другой лес. Орла увидела маленку лисинку и хватил и улетел. Орлата опусила в низ на землу. Лисинку было ноги болит. Лисинку нашла лиса. Лиса радался лисинку. Они играли друзья.

Пример 2. В а н я Л., нарушение слуха наступило в 1 год 4 месяца. Слух на речь разговорной громкости 0,5 м от уха, ше­пота не слышит.

Начало лес, у лисенка есть норы. Волк увидал что лисенки, лисенки спрятали в норы. Волк ушел и вышли лисенки из норы, и ежик ползет лисенки увидали что ежик ползет. Утки плыву воду. Лисенки ползут кусты, а утки плыли в воду. Одна лиса поймала утку, и побежала в лес. Вдруг орел увидол лису и хва­тила лесу и полетел. Орел бросил лесу. Орел скучивал с орля­там. Крысы испугали Лиса выползла в лесу и сречил в мести лисой. У лисы жарко, и бегают по кусты.

В подтверждение возможности добиться значительных дос­тижений при условии раннего специального обучения слабо­слышащих детей мы приведем данные о запасе слов у учащих­ся IV класса Московской школы слабослышащих, потерявших полноценный слух с двухлетнего возраста (табл. 14). Из табли­цы видно, что все ученики этого класса дали максимальный процент правильных ответов при проверке словаря, вопреки раннему возникновению тяжелого нарушения слуха.

Все дети этого класса были в том или ином виде обеспечены специальным обучением речи с дошкольного возраста. Одни из них занимались дома с логопедом, другие воспитывались в спе­циальном детсаду. Некоторые из них воспитывались с ясельно­го возраста в специальных учреждениях. Именно этим объяс­няется значительное развитие их речи.

Речевое нарушение у слабослышащего ребенка, как мы уже неоднократно указывали, является недостаточностью вторично-

го порядка. Именно поэтому различные условия внешней сре­ды имеют столь большое влияние на возникновение разнооб­разия речевых отклонений при неполноценном слухе.

Благоприятная динамика развития речи ребенка с понижен­ным слухом опровергает существующие утверждения об орга­нической обусловленности речевых отклонений при нарушении слуха. Сохранность мозга слабослышащего ребенка подтверж­дается большой пластичностью развития его речи под педаго­гическим воздействием. Даже минимальная помощь, какую оказывают ребенку близкие, позволяет в значительной мере предупредить отклонения в развитии его речи.

Специальное, целенаправленное, учитывающее особые зако­номерности развития этих детей педагогическое воздействие может дать неограниченный эффект. Выше приведенные факты показывают это с достаточной убедительностью (см. табл. 14). Влияние специального педагогического воздействия на рост словаря детей, на особую динамику в развитии грамматическо­го оформления речи слабослышащего ребенка мы уже имели случай показать выше в специально посвященных этим вопро-

сам разделах. Наблюдения показывают также, что специальное обучение речи приводит слабослышащего ребенка к полноцен­ному овладению устной речью и к полной возможности пони­мать читаемую литературу.

Наши рекомендации