Временной фактор в развитии речи слабослышащих детей
Приведенные выше данные показывают, что при одном и том же состоянии слуха развитие речи у детей находится на различном уровне. Эти данные (см. рис. 18) наряду с фактом зависимости словаря от степени понижения слуха показывают, что развитие словаря ребенка при сниженном слухе определяется не только степенью снижения слуха, но и другими причинами. Это обстоятельство заставило нас исследовать и другие факторы, определяющие уровень речевого развития слабослышащего ребенка.
Обратимся к данным о времени возникновения слухового недостатка у изученных нами детей. При исследовании большого числа слабослышащих детей было обращено особое внимание на тот возраст, в каком ребенок лишился нормального слуха.
В самом деле, представим себе, насколько различны условия развития речи у двоих детей с одинаковой остротой слуха, если один из них потерял нормальный слух на первом году жизни,
а у другого в той же степени снизился слух, например, в трехлетнем возрасте. Первый к моменту возникновения слухового недостатка еще совсем не владел речью, в то время как второй ребенок овладел уже значительным запасом слов, грамматических форм и т. д., т. е. уже имел полную возможность общаться с помощью речи. Мы наблюдали немало случаев, когда дети, частично лишившись слуха в 2 — 2,5 года, сохраняли речь в значительной мере за счет того, что окружающие начинали с ними разговаривать громким голосом.
Возникновение слухового недостатка в более позднем возрасте создает еще более благоприятные условия для сохранения речи, а значит, и для дальнейшего ее развития у ребенка.
Наиболее неблагоприятные условия создаются для развития ребенка, если полноценный слух потерян в так называемом доречевом периоде, т. е. до 1 — 1,5 года. Ребенок, утративший нормальный слух в таком раннем возрасте, еще почти или вовсе не владеет речью и, следовательно, оказывается перед необходимостью заново усваивать речь с помощью своего неполноценного слуха. Данные о времени возникновения слухового недостатка у детей с различной степенью речевого недоразвития указывают на бесспорную зависимость степени сохранности речи от времени возникновения слуховой недостаточности (рис. 19 и 20).
До 1,5 2 3 5 Старше 5лет
Рис. 20. Развернутая речь у детей при поступлении в специальную школу
Наибольший процент детей (49,1%) с глубоким речевым недоразвитием, при котором речь ребенка состоит лишь из отдельных слов, мы наблюдаем среди потерявших полноценный слух до 1,5 года (см. рис. 19). Среди этих детей мы встретили лишь 1,75% случаев,4 когда нарушение слуха произошло после 5 лет.
Иное соотношение возрастных данных мы наблюдаем у детей, поступивших в школу с полной речью, в которой отмечаются лишь небольшие недостатки (см. рис. 20). Только 14% этих детей лишились нормального слуха до 1,5 года. Все остальные имели нормальный слух и в более старшем возрасте, среди них — 40,25% детей, располагавших слухом более 5 лет своей жизни.
Данные о состоянии словаря учащихся специальной школы для слабослышащих и позднооглохших также подтверждают теснейшую зависимость речевого развития слабослышащего ребенка от времени возникновения слухового недостатка.
Анализируя цифровую характеристику словаря учащихся школы для слабослышащих, мы наблюдали крайнее разнообразие состояния словаря у детей с одинаковым слухом. При этом у детей с наибольшей сохранностью речи, т. е. у тех, кто давал при обследовании до 90% правильных ответов, понижение слуха возникло в более позднем возрасте.
Клинический анализ отдельных случаев также показывает что нарушение слуха, наступившее после 2,5 года, т. е. когда
ребенок уже говорит, не имеет столь большого влияния на развитие речи, как при более ранних нарушениях.
У детей, потерявших полноценный слух позже 2,5 года, часто наблюдаем сравнительно сохранную речь. Дети, страдающие недостаточным слухом с более раннего возраста, нередко приходят к школьному возрасту с зачаточной речью. Анализ цифровых данных о состоянии речи, с учетом времени возникновения слухового недостатка, показывает исключительное значение возрастного фактора для развития речи слабослышащего ребенка. Наибольший процент детей с недоразвитой речью падает именно на ранние случаи нарушения слуха. Иначе обстоит дело с детьми, потерявшими слух в более позднем возрасте. Дети с поздно наступившим тяжелым понижением слуха нередко благополучно обучаются в массовой школе и требуют лишь особого внимания со стороны педагогов этой школы. Наиболее сохранную и развитую речь мы наблюдаем у детей, потерявших нормальный слух в том возрасте, когда они уже овладели грамотой.