Общая характеристика нарушений слуха у детей

Основное своеобразие аномального ребенка, страдающего нарушением слуха, обусловлено особенностями протекания процесса отражения действительности. Ограниченный доступ звуковых раздражений, поступающих из окружающей среды, препятствует нормальному развитию его отражательной дея­тельности.

Исходя из положения, что наши ощущения, восприятия, представления, мысли являются образами материального мира, советская психология определяет психическую деятельность как отражательную деятельность мозга.

Разработанное русскими физиологами И.М. Сеченовым и И.П. Павловым учение об анализаторах представляет собой научное обоснование роли ощущения во взаимодействии орга­низма со средой. Анализатор — это прибор, предназначенный для разложения природы на отдельные элементы. Так, напри­мер, оптический анализатор выделяет световые колебания, аку­стический — звуковые и т. д. По мысли Павлова, нервная сис­тема животного представляет собой ряд анализаторов, разлага-телей природы на отдельные элементы. Сетчатка нашего глаза выделяет из природы световые колебания, наш слуховой аппа­рат выделяет звуковые колебания и т. д.

Одновременно с анализирующей те же аппараты исполняют и синтезирующую функцию.

Своей деятельностью синтез-анализаторы обусловливают уравновешивание организма с внешней средой. Законо­мерности познавательной деятельности, реализуемой с помо­щью анализаторов, составляют для нашего исследования важ­нейший аспект рассмотрения материала, так как сущность ано­мального развития у изучаемых нами детей есть результат

выпадения (полного или частичного) одного из важнейших ана­лизаторов.

Чтобы разобраться в наблюдаемой аномалии детского раз­вития, следует прежде всего отдать себе отчет в том, как функ­ционирует и какую роль играет в развитии познавательной деятельности акустический анализатор, поскольку он у интере­сующих нас детей является дефектным.

Для акустического анализатора особенно характерно то, что наряду с анализом и синтезом любых звуковых раздражителей окружающей действительности с его помощью реализуется языковое общение между людьми. На основе же языка разви­вается характерный для человека способ отражательной дея­тельности, связанный со сложным отвлечением и обобщением явлений окружающей действительности.

То обстоятельство, что слух осуществляет важней­шую функцию в период формирования речи ребенка, а затем в языковом общении, придает акустическому анализатору особое значение.

Возникновение языка на определенном этапе развития че­ловеческого общества связано с деятельностью органа слуха; с развитием речи совершенствовалась способность человека к высшему анализу и синтезу в слуховой сфере. Энгельс писал, что «развитие речи неизменно сопровождается соответствую­щим усовершенствованием органа слуха»1.

Сложнейший и тончайший акустический анализ служит ус­ловием возникновения сигнальной функции слова. Процесс связывания реальных явлений действительности с обозначаю­щими их звуковыми комплексами не может обходиться без участия слухового анализатора.

При этом должна осуществляться сложнейшая дифференци-ровочная деятельность слухового анализатора, позволяющая избирательно реагировать на различную частоту колебаний, на изменяющуюся силу звука, на характер течения звуковой вол­ны и т. п. (Мы постараемся более конкретно показать это при рассмотрении условий высшего анализа и синтеза звуков речи.) Без такой дифференцировочнои деятельности невозможна ни правильная реакция на речь окружающих, ни возникновение способности самому производить движения, реализующие ре­чевую деятельность.

Экспериментами физиологов показано, что у животных и у че­ловека пределы анализаторной способности различны.

Ф. Энгельс. Диалектика природы. М., Госполитиздат, 1955, стр. 135.

Раздражимость слухового аппарата собаки звуками идет го­раздо дальше сравнительно с нами. У человека предел в этом отношении 50 000 колебаний в секунду, аппарат же собаки раздражается при 100 000 колебаний.

Вводя во временную связь с организмом то или другое яв­ление, И.П. Павлов определял, какова наивысшая степень дроб­ления внешнего мира с помощью того или иного анализатора животного. Ему удалось установить, что слуховой анализатор собаки различает тончайшие тембры, мельчайшие части тонов, и не только различает, но и прочно удерживает это различение, т. е. она обладает тем, что у людей называется абсолютным слухом. Не менее тонко собака различает звуковой ритм, т. е. длину промежутков или число повторяющихся звуков в едини­цу времени. Если на 100 колебаний метронома в минуту у со­баки выработан условный раздражитель, то даже через сутки она отличает это количество колебаний от 104 и от 96 ударов в минуту. «Наше ухо, — отмечает И.П. Павлов, — без счета, не­посредственно, не может отличить такую разницу в частоте ударов даже на расстоянии минуты»1.

Между тем возможности человеческого слуха неизмеримо глубже и богаче слуха высших животных. Ясно, что решающую роль в этом играет то обстоятельство, что человек владеет речью.

Классическое определение качественной специфики органов чувств человека дано Ф. Энгельсом, который писал, что чело­веческий глаз видит иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, что человеческое ухо слышит иначе, чем грубое ухо, что толь­ко благодаря (предметно) объективно развернутому богатству человеческой сущности получается богатство субъективной человеческой чувствительности, получается музыкальное ухо, глаз, умеющий понимать красоту формы...

«Орел видит значительно дальше, чем человек, но чело­веческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обо­нянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей»2. И далее: «...специальное устройство человеческого глаза не является абсолютной границей для человеческого познания. К нашему глазу при-

1 И.П. Павлов. Полное собрание трудов, т. IV. М. — Л., Изд-во АН
СССР, 1947, стр. 262.

2 Ф. Энгельс. Диалектика природы. М., Госполитиздат, 1955, стр. 135 — 136.

соединяются не только еще другие чувства, но и деятель­ность нашего мышления»1.

Эти положения Ф. Энгельса находят свою конкретизацию в учении о двух сигнальных системах.

Речь и связанное с ней мышление коренным образом изме­нили протекание анализаторной и синтезирующей деятельно­сти коры головного мозга. Особое значение должна иметь речь для развития деятельности слухового анализатора.

Высший анализ и синтез сложнейших звуковых комплексов, входящих в нашу речь, требуют особых условий для своего осуществления.

Известно, что в норме звуки различаются, во-первых, по общим свойствам: силе, продолжительности, сплошному или прерывистому течению, во-вторых, по их чисто звуковым свой­ствам. Такая возможность разностороннего анализа звуков слу­ховым анализатором составляет первичную предпосылку для развития у человека высшего анализа и синтеза слова. Извест­но, что слово и входящие в его состав фонемы имеют чрезвы­чайно сложную звуковую характеристику. Чтобы различить звуки речи (фонемы), недостаточно анализировать и синтези­ровать их, например, только по частотной характеристике ос­новного тона фонемы. Каждая фонема состоит из определен­ного сочетания тонов и обертонов различной высоты. Кроме того, фонемы различаются между собой по характеру звука. Одни из них взрывные, толчкообразные (как, например, п, т, к), другие — проторные, длительно звучащие (например, ф, с, ш). Фонемы различаются также по характеру голосового сопро­вождения. Одни из них звонкие, а другие глухие. Будучи вклю­ченными в слова, одни фонемы оказываются под ударением, другие — нет.

Слово, в целом состоящее из фонем, само по себе также име­ет определенную звуковую характеристику, зависящую не толь­ко от входящих в его состав тонов различной высоты, но и от расположения фонем в слове, от чередования гласных и соглас­ных, определяющих количество слогов в слове, от места располо­жения ударного слога и т. д. Все это должно быть подвергнуто анализу и синтезу при восприятии слова на слух.

Особые условия слухового анализа речи определяются воз­можностями человека привлечь к участию в высшем анализе и синтезе воспринимаемого слова также и кинестетический анализатор.

'Там же, стр. 190.

32
Связи, возникающие между кинестетическими раздра­жениями, идущими в кору от речевых органов, и звуковым эффектом от произносимого слова, подкрепляются в свою оче­редь предметной связью и приобретают тем самым сигнальную функцию. А облеченное сложной сигнальной функцией слово становится таким сильным раздражителем, каким оно не может быть для животного.

Акустическое восприятие речевых звуков у нормальнослы-шащего ребенка тесно связано с деятельностью его артикуля­ционного аппарата. Произнесение слов с одновременным их акустическим анализом, при условии связывания получаемых раздражений с предметами и явлениями, которым эти раздра­жения сопутствуют, создает важнейшее условие для развития речи ребенка.

Сигнальная функция слова возникает для ребенка после того, как возникает возможность опираться на кинестетические раздражения, идущие от его речевых органов1. Это оказывает­ся для него возможным еще и потому, что мышечному анали­затору, так же как и акустическому, доступен анализ во вре­мени. И.М. Сеченов отмечал, что для усвоения речи имеет значение способность слуха производить анализ звуковых раз­дражений во времени. «Слух есть анализатор времени2,— пи­сал он, противопоставляя слух зрению, которое, по его словам, служит анализу пространственных отношений. — В способно­сти уха ощущать тягучесть звука лежат условия для анализа последнего во времени. Анализ этот заключается, в самом деле, в способности сосредоточивать внимание на отдельных фазах звука, то нарастающего, то упадающего в силе, то изменяюще­го периоды или формы колебаний»3.

Подчеркивая нашу способность сосредоточивать внимание на отдельных фазах звука, улавливая его изменчивость во вре­мени, он указывает на значение этой способности для овладе­ния языком. «Но ведь та же способность, — пишет И.М. Сече­нов, — должна, конечно, лежать в основе умения придавать своей речи определенный характер: один слог протянуть дол­го, другой меньше, а третий произнести очень отрывисто. Явно,

1 К первому году жизни ребенок научается правильно реагировать на не­
которые слова окружающих. Как показано многими исследованиями, ребенок
раньше всего различает интонации и на разные интонации соответственно
реагирует. Однако в этот период для ребенка еще не существует вторых сиг­
налов. Он реагирует на диффузное для него звучание некоторых речевых ком­
плексов по принципу реакций в пределах первой сигнальной системы.

2 И.М. Сеченов. Сочинения, т. II, 1908, стр. 60.
33

Таблица 1

что искусство это дается тем же путем, как и вообще артику­лировать слово, т. е. частым повторением рефлекса в одном и том же направлении»1.

Овладение словом коренным образом изменяет условия высшего анализа и синтеза в акустической сфере.

Взаимодействие двух анализаторов (слухового и кинесте­тического) в ходе развития речи ребенка имеет большое прин­ципиальное значение для понимания особенностей функцио­нирования акустического анализатора у детей с недостатками

слуха.

Деятельность акустического анализатора у плохослыша-щих детей поставлена в особые условия не столько тем, что слуховой аппарат препятствует формальному восприятию зву­ков. Задержка развития речевых кинестезии, возникающая у ребенка в результате понижения слуха, усугубляет препятствия к анализу и синтезу речевых звуков. Таким образом, у плохо-слышащего ребенка нарушается реальная связь между основ­ными анализаторами, обеспечивающими нормальное развитие речи. Наряду с этим задержка развития сигнальной функции слов также служит препятствием к использованию ребенком остаточных возможностей слухового аппарата.

В связи с вышесказанным в нашем исследовании мы стре­мились не ограничиваться определением остроты слуха. Мы старались проследить роль второй сигнальной системы в вос­приятии звуковых раздражителей. Без такого анализа мы не смогли бы произвести реальной оценки слуховых способностей детей с недостатками слуха и разграничить отдельные их груп­пы. Мы вели исследование слухового анализатора у интересу­ющих нас детей с разных сторон. Мы исследовали не только способность детей к восприятию тонов различной высоты при помощи аудиометра, но и стремились также определить, в ка­ких пределах и при каких условиях испытуемые способны вос­принимать речь и ее отдельные элементы и как в свою очередь уровень речи влияет на слуховую способность ребенка.

Общие обзорные данные о слухе 3000 учащихся спе­циальных школ для глухонемых и школ тугоухих, полученные при обследовании, проведенном сотрудниками Института де­фектологии АПН РСФСР, представляют достаточно характер­ную картину (табл. 1).

Там же.

Восприятие речи и ее элементов учащимися школ для глухонемых и тугоухих (%)

Состояние слуха Сила голоса
разговорной громкости громкий очень громкий
Слышат речь на расстоянии более 2 м Слышат речь на расстоянии от 0,5 до 2 м Слышат речь у ушной раковины Дифференцируют гласные Реагируют на голос Не реагируют на голос 0,68 1,80 4,24 2,05 2,17 0,06 0,12 7,99 9,00 17,72 2,49 4,74 17,34 29,60

Примечание. Из числа обследованных учащихся 0,92% восприни­мают шепот на небольшом расстоянии от ушной раковины.

Приводимая таблица показывает, что обследованные ученики сохранили слух в самой различной степени. Одни из них сохра­нили реакцию на громкий голос, другие различают некоторые глас­ные звуки, третьи воспринимают хорошо знакомые слова, произ­несенные очень громким голосом, четвертые различают речь раз­говорной громкости на различном расстоянии от ушной раковины. Есть дети, воспринимающие шепот на небольшом расстоянии, есть дети, которые совсем не воспринимают элементов речи.

Таким образом, общие количественные данные о степени сохранности слуховой функции у детей с недостатками слуха могут быть представлены в виде непрерывной шкалы — от полной глухоты (небольшой процент случаев) до значительной сохранности слуха у некоторых учеников. Естественно, нельзя думать, что дети со столь различной степенью слуха могут обучаться в специальной школе в одинаковых условиях. С неизбежностью их развитие (в зависимости от степени слу­ховой недостаточности) должно оказаться различным, а следо­вательно, и условия, в которых должны решаться педагогичес­кие задачи, не могут быть единообразными.

В настоящей главе перед нами стоит задача выделить прин­ципиально разные группы детей только на основе оценки со­стояния их слухового анализатора. В зависимости от степени нарушения слуха мы должны выделить группы детей, в отно­шении которых необходимы различные педагогические меро­приятия. В последующих разделах мы сопоставим эти данные с материалами, отражающими развитие речи у тех же детей.

Обратимся к данным нашего исследования.



Глава 2 ДАННЫЕ ЭЛЕКТРОАППАРАТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Для детального изучения слуха наших испытуемых мы ис­пользовали два метода: электроаппаратурное измерение остро­ты слуха и исследование речью. Электроаппаратурное исследо­вание в связи с ростом современной техники приобретает все большее значение как метод, позволяющий детально изучить слух больного на чистые тоны. С помощью современного аудиометра оказывается возможным определение степени со­хранности слуха на тоны различной частоты при предъявлении их испытуемому с различной интенсивностью.

Аудиометр не только позволяет установить общий диапазон доступных испытуемому тонов, но и проверить возможность ощущения звуков различной высоты по всей частотной шкале. Для измерения остаточного слуха такое качественное исследо­вание имеет большое значение.

Упомянутый нами второй метод — исследование слуха ре­чью — для данной работы имеет основное значение, на нем мы подробно остановимся ниже, а сейчас коротко проанализиру­ем данные аудиометрии наших испытуемых1 (табл. 2).

Таблица 2

Данные о состоянии слуха учащихся школ для глухих, полученные путем электроаппаратурного исследования

Диапазон Всего В том числе при усилении интенсивности
коли­чество % от 60 до 90 дБ от 90 дБ и выше
коли­чество % коли­чество %
Полная глухота До 500 кол/с До 4000 кол/с До 8000 кол/с 3 69 31 41 2,1 47,9 21,5 28,5 i 26 4,3 16,1 163,4 66 26 15 95,7 83,9 36,6
Всего 100,0 24,1 75,9

Как видно из таблицы, составленной на основании резуль­татов аудиометрического исследования, состояние слуха уча­щихся школ для глухих представляет собой весьма разнообраз­ную картину. Незначительное число учащихся (2,1%) не реаги­рует на звук аудиометра.

1 Исследование проведено в лаборатории экспериментальной фонетики и акустики Института дефектологии АПН РСФСР.

Детей, воспринимающих звуковые волны очень небольшой частоты (до 500 колебаний в секунду), в этой школе 47,9%. Из их числа 95,7% детей улавливают тоны такой частоты лишь при интенсивности выше 90 дБ. Такой слух недостаточен для вос­приятия звуков речи. В большинстве случаев дети с таким слу­хом не реагируют даже на громкий оклик.

Известно, что для восприятия только основных тонов, вхо­дящих в состав нашего языка, требуется диапазон от 16 до 20 000 колебаний в секунду.

Наряду со столь глубокими поражениями ушного анализа­тора среди учащихся школ для глухих немало детей со значи­тельно большей сохранностью слуха. Как показано в табл. 2, для 21,5% всех исследованных учащихся предел восприятия со­ставляют тоны с частотой до 4000 колебаний в секунду, прав­да, при очень большой интенсивности звука; 83,9% детей нуж­даются в усилении интенсивности от 90 дБ и выше. Всего 16,1% способны реагировать на тоны указанной частоты при интен­сивности от 60 до 90 дБ. При такой степени сохранности слу­ха дети обычно способны различать на слух некоторые гласные звуки.

Для значительного числа учащихся (28,5%) предел восприя­тия составляют частоты до 8000 колебаний в секунду при от­носительно меньшей интенсивности звука; 63,4% этих детей способны воспринимать указанные звучания при усилении интенсивности от 60 до 90 дБ.

Такие дети в подавляющем большинстве случаев диф­ференцируют 3-4 гласных звука, а некоторые из них узнают отдельные, очень часто встречающиеся в обиходе слова.

Таким образом, электроаппаратурное исследование позво­ляет нам сделать определенные выводы о состоянии слухово­го анализатора учащихся школ для глухих. Особенно важным является тот факт, что полная глухота у детей составляет нич­тожный процент и что 50% всех учащихся школы для глухих обладают способностью реагировать на звуковые волны отно­сительно большой частоты. Это позволяет им, правда, в очень ограниченных пределах, различать элементы речи.

Сопоставление данных о минимальной интенсивности звука, доступной детям при исследовании с помощью аудиометра, с материалами, характеризующими способность этих детей раз­личать элементы речи, представлено в табл. 3.

В каждую графу таблицы занесены данные о детях, способ­ных воспринимать при указанной интенсивности речевую часть частотной шкалы.

 
 


Таблица 3

Наши рекомендации