Общая характеристика нарушений слуха у детей
Основное своеобразие аномального ребенка, страдающего нарушением слуха, обусловлено особенностями протекания процесса отражения действительности. Ограниченный доступ звуковых раздражений, поступающих из окружающей среды, препятствует нормальному развитию его отражательной деятельности.
Исходя из положения, что наши ощущения, восприятия, представления, мысли являются образами материального мира, советская психология определяет психическую деятельность как отражательную деятельность мозга.
Разработанное русскими физиологами И.М. Сеченовым и И.П. Павловым учение об анализаторах представляет собой научное обоснование роли ощущения во взаимодействии организма со средой. Анализатор — это прибор, предназначенный для разложения природы на отдельные элементы. Так, например, оптический анализатор выделяет световые колебания, акустический — звуковые и т. д. По мысли Павлова, нервная система животного представляет собой ряд анализаторов, разлага-телей природы на отдельные элементы. Сетчатка нашего глаза выделяет из природы световые колебания, наш слуховой аппарат выделяет звуковые колебания и т. д.
Одновременно с анализирующей те же аппараты исполняют и синтезирующую функцию.
Своей деятельностью синтез-анализаторы обусловливают уравновешивание организма с внешней средой. Закономерности познавательной деятельности, реализуемой с помощью анализаторов, составляют для нашего исследования важнейший аспект рассмотрения материала, так как сущность аномального развития у изучаемых нами детей есть результат
выпадения (полного или частичного) одного из важнейших анализаторов.
Чтобы разобраться в наблюдаемой аномалии детского развития, следует прежде всего отдать себе отчет в том, как функционирует и какую роль играет в развитии познавательной деятельности акустический анализатор, поскольку он у интересующих нас детей является дефектным.
Для акустического анализатора особенно характерно то, что наряду с анализом и синтезом любых звуковых раздражителей окружающей действительности с его помощью реализуется языковое общение между людьми. На основе же языка развивается характерный для человека способ отражательной деятельности, связанный со сложным отвлечением и обобщением явлений окружающей действительности.
То обстоятельство, что слух осуществляет важнейшую функцию в период формирования речи ребенка, а затем в языковом общении, придает акустическому анализатору особое значение.
Возникновение языка на определенном этапе развития человеческого общества связано с деятельностью органа слуха; с развитием речи совершенствовалась способность человека к высшему анализу и синтезу в слуховой сфере. Энгельс писал, что «развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха»1.
Сложнейший и тончайший акустический анализ служит условием возникновения сигнальной функции слова. Процесс связывания реальных явлений действительности с обозначающими их звуковыми комплексами не может обходиться без участия слухового анализатора.
При этом должна осуществляться сложнейшая дифференци-ровочная деятельность слухового анализатора, позволяющая избирательно реагировать на различную частоту колебаний, на изменяющуюся силу звука, на характер течения звуковой волны и т. п. (Мы постараемся более конкретно показать это при рассмотрении условий высшего анализа и синтеза звуков речи.) Без такой дифференцировочнои деятельности невозможна ни правильная реакция на речь окружающих, ни возникновение способности самому производить движения, реализующие речевую деятельность.
Экспериментами физиологов показано, что у животных и у человека пределы анализаторной способности различны.
Ф. Энгельс. Диалектика природы. М., Госполитиздат, 1955, стр. 135.
Раздражимость слухового аппарата собаки звуками идет гораздо дальше сравнительно с нами. У человека предел в этом отношении 50 000 колебаний в секунду, аппарат же собаки раздражается при 100 000 колебаний.
Вводя во временную связь с организмом то или другое явление, И.П. Павлов определял, какова наивысшая степень дробления внешнего мира с помощью того или иного анализатора животного. Ему удалось установить, что слуховой анализатор собаки различает тончайшие тембры, мельчайшие части тонов, и не только различает, но и прочно удерживает это различение, т. е. она обладает тем, что у людей называется абсолютным слухом. Не менее тонко собака различает звуковой ритм, т. е. длину промежутков или число повторяющихся звуков в единицу времени. Если на 100 колебаний метронома в минуту у собаки выработан условный раздражитель, то даже через сутки она отличает это количество колебаний от 104 и от 96 ударов в минуту. «Наше ухо, — отмечает И.П. Павлов, — без счета, непосредственно, не может отличить такую разницу в частоте ударов даже на расстоянии минуты»1.
Между тем возможности человеческого слуха неизмеримо глубже и богаче слуха высших животных. Ясно, что решающую роль в этом играет то обстоятельство, что человек владеет речью.
Классическое определение качественной специфики органов чувств человека дано Ф. Энгельсом, который писал, что человеческий глаз видит иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, что человеческое ухо слышит иначе, чем грубое ухо, что только благодаря (предметно) объективно развернутому богатству человеческой сущности получается богатство субъективной человеческой чувствительности, получается музыкальное ухо, глаз, умеющий понимать красоту формы...
«Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей»2. И далее: «...специальное устройство человеческого глаза не является абсолютной границей для человеческого познания. К нашему глазу при-
1 И.П. Павлов. Полное собрание трудов, т. IV. М. — Л., Изд-во АН
СССР, 1947, стр. 262.
2 Ф. Энгельс. Диалектика природы. М., Госполитиздат, 1955, стр. 135 — 136.
соединяются не только еще другие чувства, но и деятельность нашего мышления»1.
Эти положения Ф. Энгельса находят свою конкретизацию в учении о двух сигнальных системах.
Речь и связанное с ней мышление коренным образом изменили протекание анализаторной и синтезирующей деятельности коры головного мозга. Особое значение должна иметь речь для развития деятельности слухового анализатора.
Высший анализ и синтез сложнейших звуковых комплексов, входящих в нашу речь, требуют особых условий для своего осуществления.
Известно, что в норме звуки различаются, во-первых, по общим свойствам: силе, продолжительности, сплошному или прерывистому течению, во-вторых, по их чисто звуковым свойствам. Такая возможность разностороннего анализа звуков слуховым анализатором составляет первичную предпосылку для развития у человека высшего анализа и синтеза слова. Известно, что слово и входящие в его состав фонемы имеют чрезвычайно сложную звуковую характеристику. Чтобы различить звуки речи (фонемы), недостаточно анализировать и синтезировать их, например, только по частотной характеристике основного тона фонемы. Каждая фонема состоит из определенного сочетания тонов и обертонов различной высоты. Кроме того, фонемы различаются между собой по характеру звука. Одни из них взрывные, толчкообразные (как, например, п, т, к), другие — проторные, длительно звучащие (например, ф, с, ш). Фонемы различаются также по характеру голосового сопровождения. Одни из них звонкие, а другие глухие. Будучи включенными в слова, одни фонемы оказываются под ударением, другие — нет.
Слово, в целом состоящее из фонем, само по себе также имеет определенную звуковую характеристику, зависящую не только от входящих в его состав тонов различной высоты, но и от расположения фонем в слове, от чередования гласных и согласных, определяющих количество слогов в слове, от места расположения ударного слога и т. д. Все это должно быть подвергнуто анализу и синтезу при восприятии слова на слух.
Особые условия слухового анализа речи определяются возможностями человека привлечь к участию в высшем анализе и синтезе воспринимаемого слова также и кинестетический анализатор.
'Там же, стр. 190.
32
Связи, возникающие между кинестетическими раздражениями, идущими в кору от речевых органов, и звуковым эффектом от произносимого слова, подкрепляются в свою очередь предметной связью и приобретают тем самым сигнальную функцию. А облеченное сложной сигнальной функцией слово становится таким сильным раздражителем, каким оно не может быть для животного.
Акустическое восприятие речевых звуков у нормальнослы-шащего ребенка тесно связано с деятельностью его артикуляционного аппарата. Произнесение слов с одновременным их акустическим анализом, при условии связывания получаемых раздражений с предметами и явлениями, которым эти раздражения сопутствуют, создает важнейшее условие для развития речи ребенка.
Сигнальная функция слова возникает для ребенка после того, как возникает возможность опираться на кинестетические раздражения, идущие от его речевых органов1. Это оказывается для него возможным еще и потому, что мышечному анализатору, так же как и акустическому, доступен анализ во времени. И.М. Сеченов отмечал, что для усвоения речи имеет значение способность слуха производить анализ звуковых раздражений во времени. «Слух есть анализатор времени2,— писал он, противопоставляя слух зрению, которое, по его словам, служит анализу пространственных отношений. — В способности уха ощущать тягучесть звука лежат условия для анализа последнего во времени. Анализ этот заключается, в самом деле, в способности сосредоточивать внимание на отдельных фазах звука, то нарастающего, то упадающего в силе, то изменяющего периоды или формы колебаний»3.
Подчеркивая нашу способность сосредоточивать внимание на отдельных фазах звука, улавливая его изменчивость во времени, он указывает на значение этой способности для овладения языком. «Но ведь та же способность, — пишет И.М. Сеченов, — должна, конечно, лежать в основе умения придавать своей речи определенный характер: один слог протянуть долго, другой меньше, а третий произнести очень отрывисто. Явно,
1 К первому году жизни ребенок научается правильно реагировать на не
которые слова окружающих. Как показано многими исследованиями, ребенок
раньше всего различает интонации и на разные интонации соответственно
реагирует. Однако в этот период для ребенка еще не существует вторых сиг
налов. Он реагирует на диффузное для него звучание некоторых речевых ком
плексов по принципу реакций в пределах первой сигнальной системы.
2 И.М. Сеченов. Сочинения, т. II, 1908, стр. 60.
33
Таблица 1
что искусство это дается тем же путем, как и вообще артикулировать слово, т. е. частым повторением рефлекса в одном и том же направлении»1.
Овладение словом коренным образом изменяет условия высшего анализа и синтеза в акустической сфере.
Взаимодействие двух анализаторов (слухового и кинестетического) в ходе развития речи ребенка имеет большое принципиальное значение для понимания особенностей функционирования акустического анализатора у детей с недостатками
слуха.
Деятельность акустического анализатора у плохослыша-щих детей поставлена в особые условия не столько тем, что слуховой аппарат препятствует формальному восприятию звуков. Задержка развития речевых кинестезии, возникающая у ребенка в результате понижения слуха, усугубляет препятствия к анализу и синтезу речевых звуков. Таким образом, у плохо-слышащего ребенка нарушается реальная связь между основными анализаторами, обеспечивающими нормальное развитие речи. Наряду с этим задержка развития сигнальной функции слов также служит препятствием к использованию ребенком остаточных возможностей слухового аппарата.
В связи с вышесказанным в нашем исследовании мы стремились не ограничиваться определением остроты слуха. Мы старались проследить роль второй сигнальной системы в восприятии звуковых раздражителей. Без такого анализа мы не смогли бы произвести реальной оценки слуховых способностей детей с недостатками слуха и разграничить отдельные их группы. Мы вели исследование слухового анализатора у интересующих нас детей с разных сторон. Мы исследовали не только способность детей к восприятию тонов различной высоты при помощи аудиометра, но и стремились также определить, в каких пределах и при каких условиях испытуемые способны воспринимать речь и ее отдельные элементы и как в свою очередь уровень речи влияет на слуховую способность ребенка.
Общие обзорные данные о слухе 3000 учащихся специальных школ для глухонемых и школ тугоухих, полученные при обследовании, проведенном сотрудниками Института дефектологии АПН РСФСР, представляют достаточно характерную картину (табл. 1).
Там же.
Восприятие речи и ее элементов учащимися школ для глухонемых и тугоухих (%)
Состояние слуха | Сила голоса | ||
разговорной громкости | громкий | очень громкий | |
Слышат речь на расстоянии более 2 м Слышат речь на расстоянии от 0,5 до 2 м Слышат речь у ушной раковины Дифференцируют гласные Реагируют на голос Не реагируют на голос | 0,68 1,80 4,24 2,05 2,17 | 0,06 0,12 7,99 9,00 17,72 | 2,49 4,74 17,34 29,60 |
Примечание. Из числа обследованных учащихся 0,92% воспринимают шепот на небольшом расстоянии от ушной раковины.
Приводимая таблица показывает, что обследованные ученики сохранили слух в самой различной степени. Одни из них сохранили реакцию на громкий голос, другие различают некоторые гласные звуки, третьи воспринимают хорошо знакомые слова, произнесенные очень громким голосом, четвертые различают речь разговорной громкости на различном расстоянии от ушной раковины. Есть дети, воспринимающие шепот на небольшом расстоянии, есть дети, которые совсем не воспринимают элементов речи.
Таким образом, общие количественные данные о степени сохранности слуховой функции у детей с недостатками слуха могут быть представлены в виде непрерывной шкалы — от полной глухоты (небольшой процент случаев) до значительной сохранности слуха у некоторых учеников. Естественно, нельзя думать, что дети со столь различной степенью слуха могут обучаться в специальной школе в одинаковых условиях. С неизбежностью их развитие (в зависимости от степени слуховой недостаточности) должно оказаться различным, а следовательно, и условия, в которых должны решаться педагогические задачи, не могут быть единообразными.
В настоящей главе перед нами стоит задача выделить принципиально разные группы детей только на основе оценки состояния их слухового анализатора. В зависимости от степени нарушения слуха мы должны выделить группы детей, в отношении которых необходимы различные педагогические мероприятия. В последующих разделах мы сопоставим эти данные с материалами, отражающими развитие речи у тех же детей.
Обратимся к данным нашего исследования.
Глава 2 ДАННЫЕ ЭЛЕКТРОАППАРАТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Для детального изучения слуха наших испытуемых мы использовали два метода: электроаппаратурное измерение остроты слуха и исследование речью. Электроаппаратурное исследование в связи с ростом современной техники приобретает все большее значение как метод, позволяющий детально изучить слух больного на чистые тоны. С помощью современного аудиометра оказывается возможным определение степени сохранности слуха на тоны различной частоты при предъявлении их испытуемому с различной интенсивностью.
Аудиометр не только позволяет установить общий диапазон доступных испытуемому тонов, но и проверить возможность ощущения звуков различной высоты по всей частотной шкале. Для измерения остаточного слуха такое качественное исследование имеет большое значение.
Упомянутый нами второй метод — исследование слуха речью — для данной работы имеет основное значение, на нем мы подробно остановимся ниже, а сейчас коротко проанализируем данные аудиометрии наших испытуемых1 (табл. 2).
Таблица 2
Данные о состоянии слуха учащихся школ для глухих, полученные путем электроаппаратурного исследования
Диапазон | Всего | В том числе при усилении интенсивности | ||||
количество | % | от 60 до 90 дБ | от 90 дБ и выше | |||
количество | % | количество | % | |||
Полная глухота До 500 кол/с До 4000 кол/с До 8000 кол/с | 3 69 31 41 | 2,1 47,9 21,5 28,5 | i 26 | 4,3 16,1 163,4 | 66 26 15 | 95,7 83,9 36,6 |
Всего | 100,0 | 24,1 | 75,9 |
Как видно из таблицы, составленной на основании результатов аудиометрического исследования, состояние слуха учащихся школ для глухих представляет собой весьма разнообразную картину. Незначительное число учащихся (2,1%) не реагирует на звук аудиометра.
1 Исследование проведено в лаборатории экспериментальной фонетики и акустики Института дефектологии АПН РСФСР.
Детей, воспринимающих звуковые волны очень небольшой частоты (до 500 колебаний в секунду), в этой школе 47,9%. Из их числа 95,7% детей улавливают тоны такой частоты лишь при интенсивности выше 90 дБ. Такой слух недостаточен для восприятия звуков речи. В большинстве случаев дети с таким слухом не реагируют даже на громкий оклик.
Известно, что для восприятия только основных тонов, входящих в состав нашего языка, требуется диапазон от 16 до 20 000 колебаний в секунду.
Наряду со столь глубокими поражениями ушного анализатора среди учащихся школ для глухих немало детей со значительно большей сохранностью слуха. Как показано в табл. 2, для 21,5% всех исследованных учащихся предел восприятия составляют тоны с частотой до 4000 колебаний в секунду, правда, при очень большой интенсивности звука; 83,9% детей нуждаются в усилении интенсивности от 90 дБ и выше. Всего 16,1% способны реагировать на тоны указанной частоты при интенсивности от 60 до 90 дБ. При такой степени сохранности слуха дети обычно способны различать на слух некоторые гласные звуки.
Для значительного числа учащихся (28,5%) предел восприятия составляют частоты до 8000 колебаний в секунду при относительно меньшей интенсивности звука; 63,4% этих детей способны воспринимать указанные звучания при усилении интенсивности от 60 до 90 дБ.
Такие дети в подавляющем большинстве случаев дифференцируют 3-4 гласных звука, а некоторые из них узнают отдельные, очень часто встречающиеся в обиходе слова.
Таким образом, электроаппаратурное исследование позволяет нам сделать определенные выводы о состоянии слухового анализатора учащихся школ для глухих. Особенно важным является тот факт, что полная глухота у детей составляет ничтожный процент и что 50% всех учащихся школы для глухих обладают способностью реагировать на звуковые волны относительно большой частоты. Это позволяет им, правда, в очень ограниченных пределах, различать элементы речи.
Сопоставление данных о минимальной интенсивности звука, доступной детям при исследовании с помощью аудиометра, с материалами, характеризующими способность этих детей различать элементы речи, представлено в табл. 3.
В каждую графу таблицы занесены данные о детях, способных воспринимать при указанной интенсивности речевую часть частотной шкалы.
Таблица 3