Мои проблемы и проблемы моей семьи.

1. Знакомство с членами группы; с тем, как они харак­теризуют своего ребенка и членов своей семьи (с примене­нием различных психологических игр).

2. Исследование проблем семьи с помощью проективных графических методов. Слушателям выдается бумага, цветные карандаши, фломастеры, и они должны нарисовать следую­щие рисунки:

«Дом—дерево—человек» (на одном листе). «Моя семья в образах животных». «Что бы я хотел(а) выбросить из своей жизни?» «Самое счастливое событие».

«Моя жизнь через 5 лет».

«Карта моей жизни».

«Человек».

«Человек под дождем».

«Самое любимое место на Земле».

И другие тематические рисунки.

На одном занятии рисуется и обсуждается 1—2 рисунка.

3. Формирование образа «желаемой» жизни с примене­нием метода «песочной терапии». Построение членами груп­пы «картин» из песка и мелких фигурок, обсуждение и вы­явление позитивных жизнеутверждающих и созидательных тенденций.

В зависимости от проблем членов группы этой теме по­свящается от 15 до 20 занятий.

Сказочный путь.Теоретический курс возрастной и педа­гогической психологии.

1. Предмет возрастной психологии. Понятие возраста. Психологический, физиологический, духовный возраст. По­нятие личностной зрелости.

2. Проблема сознательного и бессознательного. Разум и интуиция.

3. Понятие нормы и патологии. «Особые» дети — осо­бенности развития.

4. Элементы специальной психологии.

5. Психосоматические заболевания.

6. Основные этапы развития личности и их образное ото­бражение в сказках.

7. Этапы формирования человека — от зачатия до под­росткового периода.

8. Индивидуальные нормы и темпы развития.

9. Психологические и педагогические задачи и приемы воспитания «особых» детей.

10. Поощрения и наказания. Проблема «нормирования» ребенка.

11. Воспитание сексуальной культуры «особых» детей.

12. Детские капризы — их природа, способы преодо­ления.





13. Типичные психолого-педагогические ситуации и ва­рианты их разрешения.

14. Рисунки «особых» детей: о чем они могут говорить.

15. Экзистенциальные проблемы различных возрастов. Модель Э. Эриксона.

16. Развитие социальных навыков у «особых» детей. Ре­комендации родителям.

17. Развитие познавательных функций у «особых» де­тей — что может сделать семья. Обсуждение конкретных ре­комендаций педагогов и психологов.

18. Родители как сценаристы судеб своих детей.

19. Проблема детских страхов и способы их преодоле­ния.

20. Творчество как способ самовыражения и адаптации «особых» детей. Совместное творчество с детьми.

В зависимости от запросов и проблем слушателей семи­наров количество занятий может колебаться от 20 до 30.

Сто вопросов — сто ответов. Тренинг ситуаций.

В ходе этой части курса разбираются конкретные акту­альные для слушателей ситуации; анализируются и проигры­ваются модели и способы поведения. Используются приемы психодрамы, гештальт-терапии, плэй-бэк театра. Количество занятий зависит от запроса и характера проблем участников семинаров.

Тайм нашей души. Тренинг уверенности.

Впрограмму тренинга входит 40-часовой курс телесно-ориентированной терапии, направленный на снятие мышеч­ного напряжения, общую энергетизацию организма. А также 40-часовой курс тренинга уверенности, направленный на ин­теграцию личности, усиление внутренней уверенности в сво­их силах, раскрытие творческих возможностей.

В процессе занятий возникает тесная взаимосвязь роди­телей с педагогами и воспитателями их детей, с детским психологом и психиатром. Таким образом, обеспечивается и развитие «особых» детей, и стабилизация внутреннего состо­яния их родителей.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

К сожалению, многие родители не имеют достаточных знаний о специфике развития и восприятия «особых» детей. Часто именно недостаток знаний приводит к тому, что роди­тели начинают применять «нетрадиционные» методы лечения.

Комплекс знаний по специальной психологии и педаго­гике, психолого-педагогические практикумы необходимы для того, чтобы коррекционная работа продолжалась не только в учебном заведении, но и дома.

В рамках просветительского направления 2—4 раза в ме­сяц проводятся семинарские занятия в «школе для родите­лей». Программу семинаров можно варьировать в зависимос­ти от проблем конкретных родительских групп.

Темы семинаров.

«Особый» ребенок и «особое» отношение. История во­проса.

Типичные трудности взаимодействия с «особым» ребенком.

Теоретические и практические аспекты семейной педаго­гики.

Онтогенез «особого» ребенка.

Система развития представлений об окружающем мире.

Приемы формирования навыков самообслуживания.

Детское творчество.

Эстетическое воспитание ребенка: способы знакомства с шедеврами музыкального, живописного, поэтического ис­кусства.

Сказкотерапия как методология развития представлений об окружающем мире.

Психосексуальное развитие «особых» детей. Роль домаш­него воспитания.

Домашняя юридическая консультация. Правовое обеспе­чение «особых» детей и их родителей.

Постшкольная жизнь «особых» детей: планы и перспек­тивы.

Занятия в «школе для родителей» помогают родителям глубже познакомиться со своим ребенком, подкрепить инту-





итивные знания о нем научными разработками, разрешить сложные ситуации. Кроме того, на занятиях родители пере­стают чувствовать себя одинокими, находят единомышлен­ников, людей с такими же проблемами. Все это делает их более уверенными в себе. Подготовленный родитель уже мо­жет идти рука об руку с творческим педагогом, разделить с ним нелегкий груз социальной реабилитации «особого» ре­бенка.

Сегодня мы знаем немало случаев, когда хорошо подготов­ленная родительская общественность творит чудеса. По ини­циативе родителей проходит множество мероприятий (со­вместный отдых, конференции, закупка медикаментов и пр.).

И главное, родители не чувствуют себя изгоями, они ста­новятся активными общественными деятелями, находят свою социальную «нишу». Таким образом, происходит соци­альная интеграция не только детей с проблемами, но и их родителей.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997.

Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост., вступ. ст. и библиография Т. М. Лифанова. М., 1995.

А. В. Гнездилов / Сб. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.

Если у вашего малыша синдром Дауна. Книга для роди­телей / Ассоциация Даун-синдром. М, 1997.

Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

Замский X. С. Умственно отсталые дети. История их изу­чения, воспитания и обучения с древних времен до середи­ны XX века. М., 1995.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зоди-акалии / Сб. Тренинг по сказкотерапии. СПб., 2000.

Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / Книга для учителя. М., 1993.

Катюхин В. Н., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты. СПб., 1996.

Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.

Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Под ред. Л. Б. Баряевой. СПб., 1996.

Леб-система. Система символов как вступление в комму­никацию с неумеющими говорить или только изучающими язык детьми. Минск, 1997.

Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко ум­ственно отсталых детей. М., 1990.

Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996.

Маллер А. Р. Программа спецкурса «Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с глубокими нарушениями интеллекта». М., 1998.

Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудо­вая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988.

Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. СПб., 1997.

Планы поддержки для умственно отсталых детей. Ин­струкция указаний и советов. Минск, 1997.

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей / Сост. НИИ дефектологии АПН СССР. М., 1983.

Специальное образование в развитии / Под науч. ред. К.ван Рейсвейка, Н.Формана и Л. М. Шипицыной. СПб., 1996.

Человек и общество. Программы по социальной адапта­ции детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.

Человек и природа. Программы по обучению здоровому образу жизни детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., Ш6.

Человек и труд. Программы по трудовому обучению детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.

Шипицына Л.М., Иванов Е. С, Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995.

Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Асикритов В. Н. Социаль­но-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким на­рушением интеллекта. СПб., 1996.

Шипицына Л. М.у Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. СПб., 1998.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................ ...... 3

Особенности коррекционно-развивающей работы........... ...... 8

Психолого-педагогическая диагностика ......................... .... 11

Социально-бытовая адаптация (СБА)................................ .... 38

Специфика логопедической работы................................... .... 52

Трудовое воспитание и развитие сенсорно-перцептивной

сферы.................................................................................... .... 57

Эстетическое воспитание и развитие эмоционально-волевой

сферы.................................................................................... .... 78

Новые коррекционные технологии.................................... ... 102

Система работы с родителями........................................... ... 111

Рекомендуемая литература................................................ ... 125

Методическое издание

Наши рекомендации