Мои проблемы и проблемы моей семьи.
1. Знакомство с членами группы; с тем, как они характеризуют своего ребенка и членов своей семьи (с применением различных психологических игр).
2. Исследование проблем семьи с помощью проективных графических методов. Слушателям выдается бумага, цветные карандаши, фломастеры, и они должны нарисовать следующие рисунки:
«Дом—дерево—человек» (на одном листе). «Моя семья в образах животных». «Что бы я хотел(а) выбросить из своей жизни?» «Самое счастливое событие».
«Моя жизнь через 5 лет».
«Карта моей жизни».
«Человек».
«Человек под дождем».
«Самое любимое место на Земле».
И другие тематические рисунки.
На одном занятии рисуется и обсуждается 1—2 рисунка.
3. Формирование образа «желаемой» жизни с применением метода «песочной терапии». Построение членами группы «картин» из песка и мелких фигурок, обсуждение и выявление позитивных жизнеутверждающих и созидательных тенденций.
В зависимости от проблем членов группы этой теме посвящается от 15 до 20 занятий.
Сказочный путь.Теоретический курс возрастной и педагогической психологии.
1. Предмет возрастной психологии. Понятие возраста. Психологический, физиологический, духовный возраст. Понятие личностной зрелости.
2. Проблема сознательного и бессознательного. Разум и интуиция.
3. Понятие нормы и патологии. «Особые» дети — особенности развития.
4. Элементы специальной психологии.
5. Психосоматические заболевания.
6. Основные этапы развития личности и их образное отображение в сказках.
7. Этапы формирования человека — от зачатия до подросткового периода.
8. Индивидуальные нормы и темпы развития.
9. Психологические и педагогические задачи и приемы воспитания «особых» детей.
10. Поощрения и наказания. Проблема «нормирования» ребенка.
11. Воспитание сексуальной культуры «особых» детей.
12. Детские капризы — их природа, способы преодоления.
13. Типичные психолого-педагогические ситуации и варианты их разрешения.
14. Рисунки «особых» детей: о чем они могут говорить.
15. Экзистенциальные проблемы различных возрастов. Модель Э. Эриксона.
16. Развитие социальных навыков у «особых» детей. Рекомендации родителям.
17. Развитие познавательных функций у «особых» детей — что может сделать семья. Обсуждение конкретных рекомендаций педагогов и психологов.
18. Родители как сценаристы судеб своих детей.
19. Проблема детских страхов и способы их преодоления.
20. Творчество как способ самовыражения и адаптации «особых» детей. Совместное творчество с детьми.
В зависимости от запросов и проблем слушателей семинаров количество занятий может колебаться от 20 до 30.
Сто вопросов — сто ответов. Тренинг ситуаций.
В ходе этой части курса разбираются конкретные актуальные для слушателей ситуации; анализируются и проигрываются модели и способы поведения. Используются приемы психодрамы, гештальт-терапии, плэй-бэк театра. Количество занятий зависит от запроса и характера проблем участников семинаров.
Тайм нашей души. Тренинг уверенности.
Впрограмму тренинга входит 40-часовой курс телесно-ориентированной терапии, направленный на снятие мышечного напряжения, общую энергетизацию организма. А также 40-часовой курс тренинга уверенности, направленный на интеграцию личности, усиление внутренней уверенности в своих силах, раскрытие творческих возможностей.
В процессе занятий возникает тесная взаимосвязь родителей с педагогами и воспитателями их детей, с детским психологом и психиатром. Таким образом, обеспечивается и развитие «особых» детей, и стабилизация внутреннего состояния их родителей.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
К сожалению, многие родители не имеют достаточных знаний о специфике развития и восприятия «особых» детей. Часто именно недостаток знаний приводит к тому, что родители начинают применять «нетрадиционные» методы лечения.
Комплекс знаний по специальной психологии и педагогике, психолого-педагогические практикумы необходимы для того, чтобы коррекционная работа продолжалась не только в учебном заведении, но и дома.
В рамках просветительского направления 2—4 раза в месяц проводятся семинарские занятия в «школе для родителей». Программу семинаров можно варьировать в зависимости от проблем конкретных родительских групп.
Темы семинаров.
«Особый» ребенок и «особое» отношение. История вопроса.
Типичные трудности взаимодействия с «особым» ребенком.
Теоретические и практические аспекты семейной педагогики.
Онтогенез «особого» ребенка.
Система развития представлений об окружающем мире.
Приемы формирования навыков самообслуживания.
Детское творчество.
Эстетическое воспитание ребенка: способы знакомства с шедеврами музыкального, живописного, поэтического искусства.
Сказкотерапия как методология развития представлений об окружающем мире.
Психосексуальное развитие «особых» детей. Роль домашнего воспитания.
Домашняя юридическая консультация. Правовое обеспечение «особых» детей и их родителей.
Постшкольная жизнь «особых» детей: планы и перспективы.
Занятия в «школе для родителей» помогают родителям глубже познакомиться со своим ребенком, подкрепить инту-
итивные знания о нем научными разработками, разрешить сложные ситуации. Кроме того, на занятиях родители перестают чувствовать себя одинокими, находят единомышленников, людей с такими же проблемами. Все это делает их более уверенными в себе. Подготовленный родитель уже может идти рука об руку с творческим педагогом, разделить с ним нелегкий груз социальной реабилитации «особого» ребенка.
Сегодня мы знаем немало случаев, когда хорошо подготовленная родительская общественность творит чудеса. По инициативе родителей проходит множество мероприятий (совместный отдых, конференции, закупка медикаментов и пр.).
И главное, родители не чувствуют себя изгоями, они становятся активными общественными деятелями, находят свою социальную «нишу». Таким образом, происходит социальная интеграция не только детей с проблемами, но и их родителей.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997.
Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост., вступ. ст. и библиография Т. М. Лифанова. М., 1995.
А. В. Гнездилов / Сб. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
Если у вашего малыша синдром Дауна. Книга для родителей / Ассоциация Даун-синдром. М, 1997.
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
Замский X. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зоди-акалии / Сб. Тренинг по сказкотерапии. СПб., 2000.
Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / Книга для учителя. М., 1993.
Катюхин В. Н., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты. СПб., 1996.
Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.
Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Под ред. Л. Б. Баряевой. СПб., 1996.
Леб-система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающими язык детьми. Минск, 1997.
Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 1990.
Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996.
Маллер А. Р. Программа спецкурса «Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с глубокими нарушениями интеллекта». М., 1998.
Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988.
Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. СПб., 1997.
Планы поддержки для умственно отсталых детей. Инструкция указаний и советов. Минск, 1997.
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей / Сост. НИИ дефектологии АПН СССР. М., 1983.
Специальное образование в развитии / Под науч. ред. К.ван Рейсвейка, Н.Формана и Л. М. Шипицыной. СПб., 1996.
Человек и общество. Программы по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.
Человек и природа. Программы по обучению здоровому образу жизни детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., Ш6.
Человек и труд. Программы по трудовому обучению детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.
Шипицына Л.М., Иванов Е. С, Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995.
Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Асикритов В. Н. Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.
Шипицына Л. М.у Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. СПб., 1998.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................ ...... 3
Особенности коррекционно-развивающей работы........... ...... 8
Психолого-педагогическая диагностика ......................... .... 11
Социально-бытовая адаптация (СБА)................................ .... 38
Специфика логопедической работы................................... .... 52
Трудовое воспитание и развитие сенсорно-перцептивной
сферы.................................................................................... .... 57
Эстетическое воспитание и развитие эмоционально-волевой
сферы.................................................................................... .... 78
Новые коррекционные технологии.................................... ... 102
Система работы с родителями........................................... ... 111
Рекомендуемая литература................................................ ... 125
Методическое издание