Физиологические основы психики

На физиологическом уровне функцию интеграции (объединения) живого организма обеспечивает нервная система. Она имеет доступ и выход на внутренние органы, внешнюю среду, управляет органами движения. Нервная система состоит из 2 отделов: периферическая и центральная нервная система. Центральная нервная система включает спинной и головной мозг со всеми его структурами. С высшими психическими функциями человека, мышлением, воображением и сознанием, связана работа коры больших полушарий головного мозга и его подкорковых структур.

Кора каждого полушария образует шесть обособленных долей, раз­граниченных бороздами. В передней части мозга выделяют лобную долю, в верхней - теменную, в боковой - височную, в задней - затылочную; под височной долей, в глубине сильвиевой борозды находится долька, называемая островком, а под мозолистым телом, на внутренней поверхности полу­шария - доля мозолистого тела. Между бороздами коры образуются валики, называемые извилинами, которые в большей или меньшей степени соответствуют областям с определенными функциями. Это могут быть сенсорные, моторные или ассоциативные зоны коры. Наиболее значительную часть коры занимают ассоциативные зоны. Эти зоны, лишенные какой-либо явной специализации, ответственны за объединение и переработку информации и программирование действий. Благодаря этому они составляют основу таких высших процессов, как память, мышление и речь. Сенсорные зоны расположены в разных долях мозга. В восходя­щей теменной извилине находится зона общей чувствительности, кото­рая получает нервные сигналы от рецепторов кожи. Зрительная чувстви­тельность локализуется в затылочных долях, каждая из которых полу­чает информацию из противоположной половины поля зрения. Слуховая чувствительность представлена в двух височных долях, причем каждая из них воспринимает сигналы от обоих ушей. Зона вкусовой чувствитель­ности располагается книзу от зоны общей чувствительности, а обоня­тельную зону образуют обонятельные луковицы, лежащие под полуша­риями мозга. Моторные зоны находятся в восходящей лобной извилине. Эта извилина через выходящие из нее пучки нервных волокон, идущие через головной и спинной мозг вниз, управляет скелетной мускулатурой.

Со всеми органами и тканями организма нервная система связана через нервы. Эту функцию обеспечивает периферическая нервная система, состоящая из соматической системы, регулирующей взаимодействие организма с внешним миром, и из вегета­тивной системы, регулирующей деятельность таких внутренних орга­нов, как сердце, легкие, пищеварительный тракт, почки и т.д.

Элементарная единица центральной нервной системы – нейрон, нейроцит или нервная клетка. Клеточная мембрана нейрона представляет поле, на котором происходит образование нервного импульса. Нервная клетка покрыта плазматической мембраной (плазмолеммой), которая отделяет цитоплазму и органоиды (ядро, митохондрии, аппарат Гольджи) от внеклеточной субстанции. Клетка имеет тело (сома) и отростки (аксон и дендриты). Дендриты выполняют функции восприятия, тело – генерации, аксон – проведение импульсов. Нервные клетки могут быть униполярны (1 отросток), биполярны (2 отростка) и мультиполярны (более 2).

Координирующая функция взаимосвязанных нервных клеток (нервных сетей) помимо усиления (возбуждения) может выражаться и в ослаблении активности за счет торможения – особый нервный процесс, характеризующийся отсутствием способности к активному распространению импульса по нервной клетке.

Клетки контактируют между собой через синапсы. Наиболее распространены химические синапсы, в которых передача медиатора, вырабатываемого пресинаптическим нервным окончанием, осуществляется действием на постсинаптическую клетку. Медиаторы связываются со специфическим рецептором постсинаптической мембраны, в результате повышается ее проводимость для ионов натрия или калия при возбуждении либо для ионов хлора при торможении. Функция передачи нервных импульсов тесно связана с электрическими явлениями на плазматической мембране нейрона. Схема передачи возбуждения в электрическом синапсе подобна проведению потенциала действия в гомогенном проводнике при условии, что передние клетки должны быть меньше по размерам.

Основная форма нервной деятельности – рефлексы. В изучении рефлексов существенный вклад внесли ресские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Рефлекс (от лат. слова «отражение») – это закономерная ответная реакция организма на любое воздействие, которое реализуется в форме последовательного возбуждения элементов, образующих рефлекторную дугу. Она состоит из:

- рецептора (сенсор);

- афферентный путь;

- центральное звено (центральная нервная система);

- эфферентный путь;

- эффектор (рабочий орган).

На периферии тела человека, во внутренних органах и тканях нервная клетка подходит к рецепторам – органическим устройствам, предназначенным для восприятия различных видов воздействия (механическое, химическое и др.) и преобразования их в энергию нервных импульсов. Нервные волокна, поступающие в мозг от рецеп­торов, называются афферентными, из центральной нервной системы к периферии – эфферентными. Эффекторы, участвующие в реакциях организма на возникающие перед ним ситуации, можно разделить на два типа-мышцы и железы.

Различают рефлексы от экстерорецепторов – кожные, зрительные, слуховые, обонятельные, из внутренних органов – интерорецептивные (сердечные, сосудистые, секреторные и др.), с мышц, сухожилий, суставов – проприорецептивные (двигательные).

Рефлексы могут быть моносинаптические и полисинаптические (их больше). По биологической значимости – оборонительные (защитные), пищеварительные, сексуальные, родительские, исследовательские. По наследуемости – врожденные (безусловные) и приобретенные (условные).

Первая сигнальная система человека обеспечивает проявление безусловных рефлексов (инстинкты, влечения, аффекты). Это система восприятий и впечатлений от всех воздействий из внешней среды и внутреннего мира, сигнализирующих непосредственно биологически полезные и вредные для живого организма раздражители. Вторая сигнальная система социально обусловленная, необходимая для общения (речь). Первая и вторая сигнальные системы тесно взаимодействуют между собой, так при преобладании первой формируется художественный тип личности, второй – мыслительный.

Психические явления соотносятся не с отдельными нейрофизиологическим процессом, а сорганизованными совокупностями таких процессов, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Уровни развития психики

Возникновение и развитие психики человека является одной из самых
сложных проблем, встававших когда-либо перед исследованиями,
стремившимися осмыслить законы природы. Ученые материалистического
направления объясняют возникновение психики длительным развитием
материи. Исследуя природу материи, они изучают различные формы движения материи, т. к. движение есть способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. Материи неподвижной, неизменно
прибывающей в абсолютном покое, вообще не существует. В состоянии
движения, изменения и развития находится вся материя во вселенной, вся
неорганическая и органическая природа. Стадии и уровни развития психики представлены в таблице 1.

Таблица 1.Периодизация эволюционного развития психики

(А.Н. Леонтьев -К.Э. Фабри)

Стадии и уровень психического отражения, Виды живых существ, достигших этого уровня развития
1.Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. жесткие врожденные программы поведения - инстинкты.   А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
2. Стадия перцептивной психики. А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно - исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разнымиметодами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей.   А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые. Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие). В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов.

В психике человека также выделяют несколько уровней, отличающиеся друг от друга по степени ясности и осознанности своего содержания: ясное сознание и неосознаваемые процессы - бессознательное, подсознательное и надсознательное:

бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным - это инстинкты, отдельные впечатления малой интенсивности или некоторые, неприятные нам представления. Фрейд считал, что бессознательное – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание – это обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – навыки, привычки, установки, влечения;

надсознательное (интуиция) – те процессы, которые не познаются человеком в момент интуитивного мышления (озарения), характерного тем, что мы осознаем только его результат, а процесс может происходить неосознанно, а иногда и мгновенно (Менделеев)

Наши рекомендации