М. и. теркина, г. с. шукурова
Эффективность преодоления заикания у дошкольников во многом зависит от слаженности работы логопеда и воспитателя. Под влиянием специальных занятий с логопедом у детей возрастает устойчивость внимания, способность к запоминанию элементов ряда, заметно снижается импульсивность реакций, усиливается самоконтроль.
Воспитатель продолжает линию коррекционного воздействия в свободное от занятий время, способствуя тем самым перестройке общего и речевого поведения детей. В этих целях он часто прибегает к игровым приемам, сообразуя их выбор с коррекциовной задачей и с речевым режимом данного периода.
Широко используются как средство воспитания и обучения игры-упражнения и дидактические игры, преследующие прежде всего образовательные цели.
Воспитательное значение дидактических игр состоит в том, что они развивают такие качества, как сосредоточенность, умение быстро сообразить, вспомнить, точно ответить, сообразовывать свои действия с правилами игры.
В сюжетно-ролевых играх при исполнении ребенком той или иной роли формируются положительные привычки поведения, творческая инициатива, способность самостоятельно создавать замысел игры, согласовывать друг с другом свои действия, вести себя в соответствии с взятой на себя ролью.
Л. С. Выготский подчеркивал, что именно в игре ребенок может отказаться от непосредственного импульса, координируя свое поведение, каждый свой поступок с игровыми правилами. Сюжетно-ролевые игры — это самостоятельные игры-импровизации, однако направление развития сюжета намечается и осуществляется взрослыми путем умелого обогащения игры и правильного руководства ею. Руководя игрой, воспитатель упорядочивает инициативу активных детей, следит за тем, чтобы они не подавляли своих товарищей, оказывает помощь робким, застенчивым при вхождении в игру и участии в ней.
На первых порах, когда самостоятельная речь детей допускается лишь на логопедических занятиях, воспитатель использует игры в качестве безречевых упражнений.
Таковы простейшие игры-поручения, направленные на развитие внимания («Подбери по цвету», «Подбери по форме»), отыскивание предмета по словесной инструкции («Принеси ту игрушку, которую я попросила», «Какой предмет загадали?» или «Угадай, что это», «Угадай, что изменилось» и др.).
«Подбери по цвету». На столе воспитателя лежат вперемежку разные по цвету предметы: кружки, флажки, карандаши, кубики. Детям поручается отобрать предметы определенного цвета. Воспитатель обращается к каждому:
— Саша, найди (принеси, дай мне и т. д.) синие флажки.
— Таня, принеси желтые кубики.
— Миша, дай мне красные карандаши.
— Павлик, подбери все предметы зеленого цвета. Более сложный вариант задания: дети выслушивают
до жонца задания для каждого. Например:
— Саша отберет желтые кубики, Дима — красные флажки, Люба — синие карандаши.
После того как дети найдут названные предметы указанного цвета и положат их перед собой, воспитатель обходит столы, проверяет правильность выполнения, т. е. тот ли предмет найден и того ли он цвета. Аналогично дети подбирают предметы по форме:
— Найди (покажи детям, дай мне) треугольники, квадраты, прямоугольники.
С этой же целью может быть использована игра «Геометрическое лото».Воспитатель показывает детям и называет карточки с изображением геометрических фигур и просто предметов. Затем раздает карточки с геометрическими фигурами.
— Саша, тебе я даю кружок, ты будешь отбирать круглые предметы. Тебе, Игорь, треугольник. Отберешь предметы треугольной формы. Тане я дам квадрат, она найдет карточки с изображением квадратных предметов и т. д.
Карточки с рисунками предметов остаются у воспитателя. Он показывает по одной картинке всей группе (например, картинку с мячом); ребенок, который отбирает картинки с изображением предметов круглой формы, поднимает руку и .получает эту картинку.
Так проводятся перечисленные игры на начальном этапе обучения, когда самостоятельная речь детей допускается лишь в ограниченных пределах. На последующих этапах обучения, когда дети уже могут пользоваться речью, ребенок называет предметы, их признаки, действия с ними.
Нахождение предмета по словесной инструкции. В групповой комнате расставляются парные игрушки с небольшой разницей во внешнем облике (кукла в красном платье и кукла в синем ллатье; чашка с цветком и полосатая чашка; мишка в фартуке и мишка без фартука.) Воспитатель предлагает одному ребенку найти куклу в синем платье, другому — чашку с полосками и т. д. «Какой предмет загадали?» («Угадай, что это»).Игра развивает внимание к слову. Воспитатель дает словесное описание предмета: «Красное, круглое, сочное, сладкое. Растет в саду». Дети слушают и по названным признакам угадывают и называют предмет. На первоначальном этапе дети должны только показать соответствующую картинку.
«Угадай, что изменилось».Воспитатель ставит на стол различные игрушки (пять-шесть) в определенной последовательности и предлагает детям запомнить их расположение, а затем закрыть глаза. Одну игрушку (позже — две, три) переставляет на новое место. Дети должны угадать, что изменилось, вновь расставить игрушки так, как они стояли раньше, a последующих этапах рассказать о происшедших изменениях. Можно незаметно убрать или добавить какую-либо игрушку. Тот, кто заметил, что изменилось, поднимает руку и ждет, пока его спросят.
Возможен и такой вариант игры, когда меняется положение игрушки: мишка сидит, стоит; у зайки поднята лапа или вытянута вперед и т. д. В зависимости от уровня самостоятельной речи проведение этих игр варьируется: на начальном этапе вызванный ребенок, заметив изменение, возвращает игрушку в прежнее положение; позднее, когда дети приобретают навыки пользования самостоятельной речью, ребенок объясняет, что же изменилось.
Для развития внимания и памяти можно использовать игру «Посмотри и запомни». Воспитатель кладет на стол пять-шесть хорошо знакомых игрушек или небольших предметов и предлагает детям внимательно посмотреть на них, потом закрывает предметы и просит сказать по памяти, что они видели на столе. Один отвечает, а остальные дополняют; в другом случае каждый должен называть один предмет, не повторяя ответов товарищей. Это требует от детей внимания и умения удержать в памяти ответы товарищей.
Среди игр, направленных на развитие различных свойств внимания, необходимо выделить группу игр, в которых ставятся и осуществляются частные задачи, например развитие слухового внимания. К таким играм относятся «Колпачок и палочка», «Вот лягушка по дорожке...», «Узнай по голосу», «Кто позвал Мишку» и др. Основная их цель состоит в том, чтобы дети по слуху учились различать голоса товарищей. Игры эти неодинаковы по своей сложности. Наиболее интересна игра «Колпачок и палочка»,так как она оснащена атрибутами, вызывающими живой интерес у детей. Водящему на голову надевается красивый колпак, который закрывает лицо, в I руки дается разрисованная палочка. Дети стоят в кругу и говорят слова: «Раз, два, три, четыре, пять — будет палочка стучать». Ребенок стучит палочкой об пол, а затем указывает в любом направлении. Тот, на кого направлена палоч.ка, называет имя водящего, который по голосу должен отгадать, кто его позвал.
Игра «Вот лягушка по дорожке...»сложнее. Водящий прыгает в кругу, подражая лягушке. Дети хором говорят такие слова: «Вот лягушка по дорожке скачет вытянувши ножки. Увидела комара, закричала...» Тот, на кого в этот момент воспитатель укажет, заканчивает фразу: «...ква-ква-ква». Ведущий должен отгадать, кто «проквакал».
У заикающихся детей возникают затруднения при необходимости соблюдать определенную последовательность действий. Для формирования этой способности воспитатель пользуется каждым подходящим случаем, давая те или иные поручения с требованием соблюдать указанную последовательность при выполнении. Для закрепления навыка можно использовать серию дидактических игр с куклой: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Напоим куклу чаем» и др.
«Оденем куклу на прогулку».Воспитатель показывает и поясняет, в какой последовательности надо одевать куклу: сначала ладо кукле надеть рейтузы, затем носки, потом кофту, после кофты — платок и шапку. Дети смотрят, слушают и да заданию воспитателя сами одевают куклу в той же последовательности, молча или обговаривая свои действия — в зависимости от уровня пользования самостоятельной речью без заикания.
Конспект проведения игры «Оденем куклу на прогулку»
Тема игры. Зимняя одежда. Цель игры.
1. Уточнить и закрепить представления детей о зимней одежде.
2. Упражнять в последовательном выполнении действий; упражнять в констатирующей речи и ответах на вопросы ло представлению.
Материал для игры. Дидактическая кукла и комплект зимней одежды. Ход игры.
— Дети, кто знает, какое сейчас время года?
— Зима.
— Правильно, а как вы догадались?
— Потому что холодно.
— Падает снежок.
— Земля покрыта снегом.
1 Игра проводится во втором квартале, поэтому в конспекте приведены примеры детской речи, доступной на данном этапе.
— Молодцы, все по-разному сказали, — поощряет воспитатель. — А как можно сказать, какая сегодня погода?
— Холодная погода.
— Снежная.
— Зимняя.
— Как вы интересно придумали. Скажите, дети, как надо одеваться зимой? Какую одежду мы надеваем?
— Теплую.
— Зимнюю.
— Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла. Воспитатель показывает детям куклу и вместе с ними
рассматривает ее. Дети называют все, что надето на кукле, цвет одежды, назначение.
— Кукла хочет пойти с вами на прогулку, но она не знает, что надо надевать. Давайте ей поможем.
На столе стоит коробка с одеждой куклы. Воспитатель предлагает одному из детей разложить все на столе в той последовательности, в .которой вещи нужно надевать. Затем спрашивает:
— Что же мы наденем на куклу с самого начала?
— Сначала мы наденем рейтузы.
Воспитатель предлагает одному из детей (Наташе, например) надеть на куклу рейтузы.
— Кто скажет полным ответом, что делает Наташа?
— Наташа надевает кукле рейтузы.
— А теперь что надо надеть?
— Кофточку.
— Надели кофточку, а что наденем после?
— Шапку.
— Кто надел кукле шапочку?
— Шапку надела кукле Таня.
— Готова наша кукла на прогулку?
— Нет, еще надо надеть пальто.
— И все?
— Нет, еще шарф и варежки.
— Что же мы наденем кукле сначала?
— Пальто.
— А боти теплое пальто.
— Пальто наденет кукле Сережа.
— Как вы думаете, идти гулять кукла уже может?
— Нет, надо завязать шарф.
— Надо ей варежки надеть.
Дети завязывают кукле шарф и надевают варежки. Воспитатель предлагает посмотреть на куклу и сказать, какие вещи на ней одинакового цвета.
— Шапка, шарф и варежки.
— Какие они?
— Синие.
— Вот и оделась наша кукла. Теперь она не замерзнет и может пойти с вами на прогулку.
Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей отнести куклу в раздевалку. В конце занятия подводится итог:
— Что мы сегодня делали на занятии?
— Одевали куклу на прогулку.
— Какую одежду мы на нее надевали?
— Зимнюю.
Затем дети вспоминают и называют, что и в какой последовательности они надевали на куклу. Далее воспитатель может полученные в игре навыки закрепить при одевании детей на прогулку.
Во время игры «Уложим куклу спать»усваиваются названия постельных принадлежностей и порядок приготовления постели ко сну. Воспитатель ставит игрушечную кроватку, рядом на стул сажает куклу. Около воспитателя лежат постельные принадлежности. Предварительно рассмотрев их с детьми, воспитатель инсценирует последовательность приготовления постели. Для того чтобы дети запомнили и воспроизвели указанную последовательность, им необходимо сосредоточить свое внимание на действиях, производимых воспитателем. В дальнейшем они используют приобретенные навыки в самостоятельных играх с куклами и перед сном. Воспитатель, наблюдая за действиями детей, может помогать им — подсказывать, советовать, напоминать последовательность. Усваивая очередность в раздевании куклы, дети переносят эти навыки и на себя (как надо раздеться для сна): сначала снять платье и повесить его на спинку стула, затем снять носки и повесить их на перекладину стула и т. д. Аналогично проводятся и другие игры с куклой.
Для развития у детей произвольного внимания, выдержки, самоконтроля использовались такие игры, как «Самолеты», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Чье звено скорее соберется» и др. Общее в этих играх то, что дети должны терпеливо дожидаться команды к переходу от одного действия к другому (прыгнуть, убежать, построиться и т. д.), своевременно реагировать на команду, не опережая и не отставая от нее. Покажем это на игре «Самолеты».
«Самолеты».Дети строятся ровными колоннами. По первой команде воспитателя: «Самолеты — в воздух!» — дети одновременно должны «вылететь с аэродрома». По второму сигналу: «На посадку!» — дети временно изменяют направление бега (бегут в различных направлениях) и «летят на аэродром». Для успешного осуществления поставленной задачи необходимо следить за тем, чтобы дети не «летали» близко к своему месту стоянки, не приближались к нему ранее команды, внимательно слушали сигнал и быстро изменяли направление движения.
Для воспитания выдержки у всего коллектива сразу можно использовать и такие игры, как «Караси и щука», «Паук и мухи», в которые кроме быстрой реакции включается момент «замирания». Дети по команде принимают -какую-то позу, стоят не шевелясь. Так, в игре «Караси и щука»ребята (караси) спокойно перемещаются (плавают) по комнате. Щука находится в стороне от карасей. Как только воспитатель скажет: «Щука!» — все дети останавливаются и замирают. Считается, что «щука» поймала того «карася», который пошевелился.
Воспитатель проводит и такие игры, с .помощью которых можно воспитать выдержку у отдельных детей («Хитрая лиса», «Часовой», «Рыболов», «Найди и промолчи») . В них требуется от одного ребенка умение спокойно держаться, не выдать себя лишним движением (например, при исполнении роли лисы). У остальных в это время развивается наблюдательность: заметить лису до сигнала и увернуться от нее. На роль лисы, как правило, назначается ребенок с ярко выраженной импульсивностью.
К описанным выше играм примыкает и сюжетно-ролевая игра. Она также моделирует сложные условия, требующие волевого напряжения, умения управлять своим поведением, находить средства для преодоления препятствий. Игра приучает заикающихся не только согласовывать свои действия с действиями других детей, «о и подчинять свои стремления правилам игры, прислушиваться к мнению товарищей.
На каждую тему («Пароход», «Поезд», «Автобус», «Больница» и др.) проводится серия игр с постепенным развитием (обогащением) содержания и усложнением характера игры за счет увеличения количества ответственных ролей, использования речи.
На начальном этапе обучения, когда дети пользуются речью в ограниченном объеме, целесообразно сюжетно-ролевые игры проводить таким образом, чтобы они проходили как инсценировки. Содержание игры определяется рассказом воспитателя. Активная речь детей исключается, они выступают в роли слушателей и исполнителей того, о чем говорится в рассказе: гуляют по лесу, собирают ягоды, цветы, погружают строительный материал, едут, выходят на остановке и т. д.
На командную роль (капитана, водителя) можно назначить (выбрать) любого ребенка, так как игра еще пока носит безречевой характер. В роли капитана застенчивые дети чувствуют себя иначе, чем в роли пассажира, и благодаря пояснениям воспитателя одни заикающиеся (организаторы) учатся умерять избыточную порывистость и стремление подавлять инициативу остальных детей, другие — робкие, несмелые — быть активнее, держаться свободнее.