Методика проведения занятий в третьем квартале
Основные образовательные (программные) задачи третьего квартала на занятиях по ознакомлению с окружающим и природой и развитию речи состоят в обучении детей рассказыванию, а также в дальнейшем обогощении и активизации словаря. Для этого используютгй сюжетные картины. Дети учатся выделять в картале главное и второстепенное, объясняют причинную зависимость.
На занятиях по изобразительной деятельности дети овладевают навыками изображения сюжета. Они учаш правильно располагать предметы на бумаге, собл пропорции, подбирать цвет, проявляют элементы творчества в рисунках, лепке и других видах деятельности.
Коррекционные задачи этого этапа состоят в дальнейшем закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью.
В прцессе упражнений в контекстной речьи в третьем квартале значительное место отводится работе над составлением рассказов. Она включает в себя следующее: составление рассказа по наглядной опоре и по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа по наглядной опоре без вопросов, рассказа по представлению (выход за пределы наглядной опоры) с помощью вопросов, а затем и без вопросов, развертывание рассказа, пересказ.
Наряду с этим продолжается работа над фразой и словарная работа, начатая ранее.
В этот период проводятся упражнения во фразовых ответах и в составлении рассказов без наглядной опоры, хотя в процессе занятий и однословные ответы имеют место.
При построении ответов дети опираются на конкретные и общие вопросы логопеда и его рассказ о предстоящей работе, на представления, полученные ими на предыдущих занятиях; самостоятельно сравнивают наглядные предметы, делают обобщения, выводы.
В третьем квартале все меньше места отводится наглядности, которая постепенно заменяется объяснением логопеда. К концу третьего квартала дети самостоятельно описывают, планируют, поясняют предстоящую работу без опоры на рассказ логопеда. Их речь строится по представлению о предмете, его изображении, местонахождении, пользе и т. п.
Вопросы в это время относятся (на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим и природой) но только к изображенному на картине событию, но и к тому, что предшествовало или будет происходить как продолжение изображенного, и к процессу предстоящей работы на занятиях по изобразительной деятельности.
Для изучения программного материала используются следующие занятия: рассматривание сюжетных картин, пересказ прочитанного текста, составление рассказа по кнртине, беседы, изображение сюжета сказок, рассказов, картин природы в лепке, аппликации, рисовании, занятий пo замыслу детей.
Следовательно, для изучения в третьем квартале подпирается более сложный материал, чем в предыдущих кварталах. Усложнение его идет за счет включения сюжета. Если в первом квартале дети овладевают навыками изображения простых предметов, во втором- более сложных, то в третьем они уже учатся объединять отдельные разрозненные предметы, учатся правильно располагать их на бумаге, соблюдать пропорции, передавать в рисунке движение предметов.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим и природой используются новые виды занятий — беседа, анализ работ, которые не могли быть включены раньше, пока дети не были подготовлены к пользованию контекстной речью. Беседа строится по представлению. В ответах на вопросы без наглядной опоры дети закрепляют те навыки отдельных высказываний, которыми они овладели, и полностью переходят к упражнениям в контекстной речи.
Более высокие речевые навыки детей позволяют включать в план по изобразительной деятельности занятия по замыслу, а также приступить к развитию элементов детского творчества. Так, при изучении животных на каждом последующем занятии дети не только знакомятся с новыми животными, но и передают их видовые различия (лепка различных животных в процессе одного занятия по сказке «Колобок»). Изображая характерные признаки животных в рисовании, лепке, аппликации, дети отвечают на вопросы логопеда о предстоящих действиях, отражают свои наблюдения в речи.
В третьем квартале выбранная тема изучается таким образом, чтобы в ней было охвачено как можно больше предметов. В результате проводится итоговое занятое — беседа. Опираясь на полученные представления, дети дают разнообразные полные ответы, путем сравнения подмечают сходство и различие предметов, делают выводы о назначении предметов, их пользе и вреде.
В третьем квартале еще остаются различия в речевых возможностях детей. Испытуемые с более высокими навыками пользования самостоятельной речью переходят к упражнениям в развернутых рассказах о предстоящей работе, составляют самостоятельные рассказы по картинам без вопросов логопеда. Другим детям такой вид упражнений еще недоступен, поэтому они продолжают упражняться в ответах с опорой на наглядный материал и на вопросы логопеда.
На этом этапе развития самостоятельной речи во многих видах занятий по ознакомлению с окружающими природой и развитию речи логопедическая и программная задачи сближаются; но в методике проведения этих занятий имеютсяотличия, если иметь в виду методику массового детского сада. Для обучения, например, развернутым ответам в обычном детском саду воспитатель дает образец построения фразы. Логопед же, кроме того, опирается на умения детей, приобретенные ранее. Распространенных ответов он добивается постановкой разных вопросов, указаниями к построению разнообразных ответов, постоянным поддерживанием интереса к работе над речью, поощрениями и другими приемами. Все используемые им вопросы должны быть направлены на активную работу мышления детей, быструю ориентацию в словарном запасе, что возможно лишь при хорошей собранности детей, их заинтересованности в результатах своей работы, подготовленности в речевом плане.