Методика коррекционной работы
Методика проведения занятий
С заикающимися детьми
В первом квартале
Основные образовательные (программные) задачи первого квартала на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим и природой состоят в знакомстве с простыми предметами, в расширении знаний и представлений о них, в обогащении словаря, а на занятиях по изобразительной деятельности — в обучении навыкам изображения простых предметов, имеющих в основе геометрические формы: круг, овал, треугольник, квадрат, шар.
Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью.
Упражнения в доступной ситуативной речи проводятся на всех занятиях. В ходе упражнений в самостоятельной ситуативной речи в первом квартале значительное место занимает словарная работа. Она включает в себя расширение словаря, уточнение значений знакомых слов и активизацию 'пассивного словарного запаса.
При построении ответов дети опираются на конкретные вопросы логопеда и наглядный материал. В качестве наглядной опоры на занятиях по развитию речи и математических представлений, по ознакомлению с окружающим и природой используются натуральные объекты, картинки, игрушки, а «а занятиях по изобразительной деятельности — весь материал, с которым работают дети: пластилин, 'бумага, карандаши, ножницы, тряпочки, клей, кисточки, краски, подставки для кисточек, тарелочки для раздаточного материалу и т. д., а также изображаемые предметы (овощи, фрукты, грибы и др.) и их отдельные части (например, у ели ствол, иголки, ветки).
В процессе изучения программного материала используются разнообразные занятия: рассматривание картин, осмотр предметов (натуры, игрушки), дидактические игры, счет на конкретном материале, изображение простыx по форме предметов в лепке, аппликации, рисовании, конструировании.
Вопросы логопеда (что предусмотрено и методикой массового детского сада) относятся к названию предметов (Кто это? Что это?), качеств — формы, цвета, размера (Какой?), отдельных частей предметов, состояний или действий, которые изображены на картинках или производятся в данный момент детьми или логопедом.
Для осуществления коррекционной задачи большое значение имеет правильное формулирование вопросов логопедом. Они задаются так, чтобы дети с первых же дней пользовались самостоятельной речью.
Логопе д. Что это? Что нарисовано на этой картинке?
Дети. Мяч, ведро, пальто, шарик.
Логопед. К'ТО ЭТО?
Дети. Белка, ежик, рыбка, курица.
В своих ответах дети пользуются одушевленными и неодушевлёнными именами существительными.
Вопросы, относящиеся к названию качеств предметов, задаются так:
Логопед. Какого цвета помидор?
Дети. Красным.
Логопед. А слива?
Дети. Синяя.
Логопед. Какой формы яблоко?
Дети. Круглое.
Логопед. А слива?
Дети. Овальная.
В ответах на эти попросы используются имена прилагательные.
И наконец, вопросы, относящиеся к действиям или состояниям, звучат так: Логопед. Что я делаю?
Дети. Режете.
Логопед. Что делает Вова?
Дети. Рисует.
Логопед. Что делает кукла?
Дети. Пьет чай.
Л о г о п е д. Что делает медведь?
Д ети. Он рычит.
На эти вопросы заикающиеся отвечают глаголами.
Для успешного упражнения детей в ситуативной речи в первом квартале лучше всего задавать конкретные вопросы, на которые можно дать точный ответ, чаще всего одним словом. Например:
Логопед. Что это?
Дети. Лук (помидор, виноград).
Вопросы, начинающиеся со слова какой (Какое ведро?), могут иметь конкретное и обобщенное значение, При такой постановке вопроса, позволяющей дать большое количество ответов, у детей возникают затруднения в выборе ответа, что влечет за собой трудности в подборе слова для ответа и в его произнесении, т. е. появляется заикание. Чтобы предупредить появление заикания, на занятии в начале учебного года нужно задавать только конкретные вопросы: Какой формы мяч? Какого цвета ведро? Какого размера ведро? и т. п. Кстати, о размере можно спрашивать в том случае, если наглядно представлены два предмета (например, мячи), отличающиеся лишь размером. До постановки вопроса необходимо также уяснить, насколько правильны у детей представления о форме, цвете, размере и т. д. При недостаточно четком понимании слов дети дают неправильные ответы.
Сначала большинство детей отвечают одним словом, но некоторые сразу могут ответить фразой в пределах простейшей ситуативной речи. Такие фразовые ответы должны опираться на заданный вопрос. Например:
— Что я приготовила для занятия?
— Вы приготовили бумагу и краски.
— Что нарисовано на картине?
— На картине нарисована елка.
Поэтому на занятиях допускаются то однословные, то фразовыеответы. Это общее направление работы над речьюв первом квартале. Однако логопед не должен ставить целью упражнять одних детей только во фразовых ответах,других — в однословных. В каждом отдельном случае эторешается индивидуально, в соответствии с возможностью того или иного ребенка пользоваться самостоятельной речью. Но нельзя требовать от детей постоянно только фразовых ответов. Это противоречит естественному характеру разговора-диалога и может привести к выработке механических ответов.
Одновременно необходимо приучать детей к логичности ответа, так как некоторые заикающиеся отвечают не по существу, употребляя много слов, не относящихся к содержанию вопроса. В таком случае с помощью указаний и специально подобранных вопросов нужно научить ребенка ограничивать ответ одним-двумя словами, но конкретными по содержанию. Это приучает заикающихся к более строгому отбору слов для ответаНапример:
- Что это?
- Гриб.
- Как называется эта часть гриба?
- Шляпка.
- Вова, расскажи только о цвете шляпки.
- Шляпка красная.
- А ты Саша, о ее ф ор м е.
- Шляпка круглая.
Постепенно все дети переходят к пользованию фразой. Как уже говорилось, одни дети легко отвечают фразами сразу по просьбе логопеда, другие — нуждаются в специальном обучении. При переходе к упражнениям во фразовых ответах можно использовать сначала короткие предложения, которые ребенок составляет сам из собственных однословных ответов. Например:
- Что это у елки?
- Иголки.
- Какого они цвета?
- Зелёные.
И наконец:
- иголки зеленого цвета.
Позже самостоятельные фразовые ответы строятся иначе. Вопрос строится уже не помогает формулированию фразы, а лишь даёт направление: говорить о цвете, форме, действии. Ответ придумывается ребенком самостоятельно с и вариантами:
-Какой шар формы?
- Круглый.
- Как сказать полным ответом?
- Шар круглой формы.
- А кто придумал иначе?
— Шар круглый.
— А как сказать о цвете?
— Шар синего цвета.
— Синий шар. И т. п.
Самостоятельное формулирование ответов на вопросы требует более высокого навыка пользования самостоятельной речью.
Детей упражняют в умении выражать в одной фразе сразу два качества, что ведет к распространению ее, т. е. к усложнению. Например:
— Расскажи подробно о форме и цвете шара.
— Круглый шар синего цвета.
— Шар круглой формы и синего цвета.
Или более краткие формулировки, но выражающие полностью смысловое содержание вопроса:
— Синий круглый шар.
Когда самостоятельные фразовые ответы становятся доступными для заикающихся, включаются упражнения на подбор однословных ответов, характеризующих разные качества предмета. Это связано с тем, что в первом квартале речевые возможности детей еще ограниченны и они могут подбирать без заикания только однословные ответы. Для этого упражнения как нельзя лучше подходят все вопросы, начинающиеся со слова какой, которые в первые два месяца обучения задавать не рекомендовалось. Например:
— Какой мяч?
— Круглый, — отвечает один ребенок, называя форму.
— Правильно, — поощряет логопед. — Еще какой?
— Большой, — говорит другой, определяя размер, и т. д.
Подбирая ответы на такие вопросы, заикающиеся упражняются в нахождении слов, используя свой активный! словарный запас. Логопед в таких случаях мягко оценивает их ответы: удачно подобрано слово или не совсем или просто не подходит. Например:
— Как можно сказать о погоде? Какая она сегодня? — спрашивает логопед.
— Хорошая, солнечная — отвечают дети.
— Правил мю, — говорит логопед. — Теплая. Это! слово подходит.
— Пасмурная.
- Пасмурная погода бывает, — уточняет логопед. —
......in солнечная погода. Ты верно подобрал слово,
им cci идпишней погоды оно не подходит.
■ ■ образом, упражняясь в подборе слов, дети од-и мин учатся правильно употреблять их по смыслу.
||1И рассматривании натуральных предметов, игру-И|н imcioh, изображенных на картине, вопросы ста-' и чтобы из ответов детей получался простейший п.ими рассказ. Например:
' I 111 ПО?
I1 нрамидка.
'li . находится внутри пирамидки? Illiyrpii пирамидки стержень.
Ч.....адевается на стержень?
I i i горжень надеваются кольца. 1 ц-о цвета кольца? I ||,п,| разноцветные, i hi i> сделана пирамидка? Нрнмидка сделана из дерева.
и < ,и.но, в первом квартале заикающиеся де-
■ i i им научиться: слушать и понимать вопросы ло-
итисчать точными однословными и фразовыми
и.i конкретные вопросы, самостоятельно фор-
II, фразовые ответы, подбирать разные одно-
iiiu'1'ы па один вопрос (как подготовка к вари-
N1 ||>рл юных ответов во втором квартале). Все ви-
.......li речью проводятся с помощью вопросов и
пи наглядной опоры и направлены на развитие
и.....)сга.
мерные занятия направлены на ознакомление
i материалом, с которым им предстоит рабо-
i нот момента речь становится объектом
'.а и кающиеся еще очень мало пользуются
■ и ни' слушают короткие и точные образцы речи
,iикают правила пользования ею и молча
■ | его здания. На пропедевтических занятиях
iч;i научить детей внимательно слушать, за-
п и, и правильно выполнять задания.
i/iiiMii нгикий раз настойчиво, но тактично оста-
iы гкli детей высказываться без разреше-
1л и, моли1! только тот, кого спросят, и только о
II | >< > I - VI I
Конспект занятия
Тема занятия. Знакомство с альбомом, карандашами, пластилином.
Цель занятия. Научить детей слушать рассказ логопеда молча, точно отвечать на вопросы; уточнить значения слов альбом, лист, обложка, лента, коробку крышка.
Материал для занятия. Альбом, коробка карандашей, пластилин.
Ход занятия. Логопед говорит детям о том, что надо сидеть молча, слушать и запоминать все, о чем он рассказывает. Затем показывает альбом для рисования и говорит:
— Дети, это альбом (открывает альбом). В альбоме есть листы. Много листов. А это обложка. Бумага в альбоме белая, плотная. Листы большие.
Чтобы проверить, как дети запомнили названное, логопед спрашивает:
— Саша, покажи обложку.
— Витя, покажи альбом.
Затем вызываются дети с более высокими навыками пользования речью.
— Что это?
— Это альбом (лист, обложка).
— Молодцы, дети. Все запомнили. Смотрите дальше, У альбома есть ленточка, чтобы листы не распадались, Ленточка белого цвета. Ленточку продели в дырочки листов и завязали. Листы не распадаются. Таня, покажи нам, пожалуйста, ленточки (листы бумаги).
— Что это?
— Ленточка.
— А это?
— Дырочки.
— Что скреплено ленточкой? (Указывает на листы)
— Листы (бумага).
— Куда продета ленточка?
— В дырочки.
Логопед еще раз повторяет (показывает и называет) все слова, предлагая запомнить их.
— На следующем занятии я проверю, кто лучше все! запомнил слова. Теперь посмотрим вот это. (Берет кш робку с карандашами и рассказывает короткими фразами).
Это коробка. Это крышка". В коробке лежат карандаши. Карандашей много. Все разные, красивые. Карандаши лежат в коробке. Коробка закрыта крышкой. Кто запомнил, где лежат карандаши?
- В коробке.
- Чем закрыта коробка?
- Крышкой.
- Все запомнили правильно. А вот еще коробка. Она тоже закрыта крышкой. В этой коробке лежит пластилин. Посмотрите внимательно. Что это?
- Крышка.
- А это?
- Коробка.
Правильно. Не путайте эти слова. Коробка и крышка похожи. Это крышка. Это коробка.
Для того чтобы уточнить, правильно ли дети усвоили новые понятия, можно дать несколько поручений: «Положи коробку с пластилином на стол», «Дай Вове красный карандаш», «Отнеси Сереже альбом, а Саше — коробку с пластилином» и т. д.
Требования к речи логопеда на первых занятиях
1. Говорить короткими фразами, повторяя их в разных вариантах.
2. Говорить медленно, четко, чтобы дети успели осознать то, о чём говорится.
3. Рассказ сопровождать показом того, о чем говорится.
4. Вопросы формулировать конкретно, коротко, по следам материала, который только что сообщен детям.
Конспект занятия |
Тема занятия. Рассматривание ножниц, кисточки, клея.
Цель занятия. Научить детей молча слушать рассказ логопеда; точно отвечать на вопросы. Уточнить значение слов: ножницы, кисточка, клей, пузырёк, пробка, железный, блестящий и др.
Материал. Альбом, пластилин, ножницы, кисточка, клей.
Ход занят и я. Логопед напоминает кратко о том, с чем познакомились на предыдущем занятии. Называет альбом, обложку, листы, дырочки, ленточку. Спрашивает детей, запомнили ли они эти слова. Вопросы сопровож-1 даются показом.
— Что это?
— Альбом (лист, дырочки, ленточка и т. д.).
— Правильно, дети. Про альбом все запомнили. Теперь я проверю, как вы запомнили то, что я говорила о пластилине. Где лежит пластилин?
— В коробке.
— Чем закрыта коробка?
— Крышкой.
Можно попросить детей повторить то или иное слово,) чтобы выяснить, все ли понимают его значение. На первых занятиях для устных ответов вызываются только те дети, которые способны пользоваться ситуативной речью без заикания.
Закрепив материал предыдущего занятия, логопед переходит к рассматриванию ножниц и рассказывает! примерно так:
— Это ножницы. У них есть лезвия и колечки. Это винт. Ножницами можно резать. Эти ножницы металли-1 ческие, можно сказать — железные. Ножницы блестящие. Посмотрите, они блестят. Значит, какие эти ножницы?
— Блестящие.
— Что у меня в руке?
— Ножницы.
— А теперь я вам покажу кисточку. Это кисточка. Ею можно намазывать клей. Клей берут ворсом. Это ворс. Это ручка. Ворс белого цвета. Ручка красная. Кисточка нам понадобится для занятий.
После рассказа о каждом предмете логопед просит! детей или показать названные им детали, или назвать их.
— Еще мы посмотрим с вами вот это. Это, дети, клей. Он в пузырьке. Пузырек закрыт крышкой (пробкой), что ы клей не высыхал. Где находится клей?
- В пузырьке.
- Чем закрыт пузырек?
- Крышкой (пробкой).
- А теперь я хочу проверить, что вы запомнили (показывает и спрашивает). Что это?
- Кисточка (ножницы, клей, пузырек, пробка и т. д.).
- Молодцы, - поощряет логопед ответы детей. — Все слова запомнили. Все отвечали правильно. На следующем занятии снова повторим названия этих предметов. А теперь поиграем.
Повторяется игра «Поручения».
Саша, положи кисточку на маленький стол.
Вова спрячь ножницы в ящик большого стола.
Лена, дай Сереже клей. И т. д.
В конце занятия логопед хвалит детей за точное выполнение всех заданий.
К о и с п е к т занятия
Тема заняти я. Рассматривание цветовой гаммы карандашей и пластилина.
Цель занятия. Научить детей молча слушать рассказ логопеда, точно отвечать на вопросы; закрепить названия основных цветов.
Материа л для з а н я т и я. Карандаши, пластилин, кисточки, клей, ножницы.
Ход занятия.
- Сейчас, дети, вспомним, что мы рассматривали на последнем (показывает и спрашивает). Что это?
- Ножницы, — говорит ребенок.
- Кисточка, — отвечает второй.
- Клей называет третий. И т. п.
Отвечать нужно вызывать только детей с высокими речевыми возможностями пользования самостоятельной речью.
Переходя к новому материалу, логопед, чтобы поддержать интерес детей к занятию, говорит:
- А сегодня я проверю, хорошо ли вы знаете разные цвета. (Бетёт карандаши по одному и называет цвет.)
Кто знает, послушайте еще раз и запомните: это красный…
Затем логопед берет карандаши по одному и спрашивает детей, какoro цвета этот карандаш. Проверив все цвета, предлагает так же рассмотреть и пластилин. Так уточняются знания всех детей о цвете. Снова можно повторить игру «Поручения», только задания нужно давать другие: если в перный раз дети относили предметы друг другу или прятали в стол, то на этот раз можно поручить положить их на подоконник, спрятать за дверь, в шкаф и т. д.
В конце занятия логопед подводит итог:
— Все вы, ребята, умеете хорошо слушать, правильно отвечать на вопросы, хорошо запоминаете слова и знаете все цвета. В следующий раз мы будем рассматривать ОВОЩИ.
После ознакомления детей с различным материалом, необходимым на занятиях по изобразительной деятельности, а также после уточнения их знаний об основных цветах, геометрических формах и величинах (длине, ширине, высоте, толщине) начинаются занятия по выбранным темам.
Рассмотрим конспекты занятий по теме «Овощи».
Конспект занятия
(раздел «Ознакомление с окружающим и природой и развитие речи»)
Тема занятия. Знакомство с овощами. Цель занятия.
1. Познакомить детей с овощами (лук, морковь, помидор, огурец) и обобщающим словом овощи. Закрепить названия основных цветов (красный, зеленый, желтый).
2. Научить детей точно отвечать на вопросы логопеда, относящиеся к названию предмета и его цвету.
Материал для занятия. Натуральные овощи (морковь, лук, помидор, огурец), «чудесный мешочек».
Ход занятия.
— Дети, сегодня мы с вами будем рассматривать овощи. Это огурец. Кто из вас скажет, что я держу в руке?
— Огурец.
— А ты, Саша, знаешь, что это?
— Огурец.
— Кто из вас знает, какого цвета огурец?
— Зеленый.
— Я кладу огурец на тарелр:у. А теперь я вам покажу помидор. Что у меня в руке?
— Помидор.
— А какого цвета помидор?
— Красный.
— Я кладу помидор на тарелку. Дети, помидор и Огурец вместе можно назвать одним словом: овощи. И вот что я вам еще покажу. (В руке логопеда лук.) Может быть, вы сами скажете, что это?
- И Света знает?
- Лук.
- Ну, молодцы, все знаете. А какого цвета лук?
- Жёлтый.
- Лук я тоже положу на тарелку. Лук, помидор и огурец можно назвать одним словом: овощи. Посмотрите, что я вам теперь показываю. Кто знает, как это называется?
- Морковь.
- Правильно. Это морковь. А какого она цвета?
- Красная (оранжевая).
- Правильно, дети, про морковь можно сказать, что она красная, но еще точнее — оранжевая. Запомните название этого цвета. Морковь я тоже кладу на тарелку.
Теперь у нас на тарелке много овощей. Посмотрите на них ещё раз внимательно. (Дается время на рассматривание овощей.) А теперь мы все овощи спрячем в «чудесный мешочек». Помогите мне, дети, спрятать овощи в мешочек.
Дети по одному подходят к столу логопеда и кладут овощи в мешочек. При этом возможны такие вопросы:
- Что ты кладешь в мешочек?
- Морковь.
- Куда ты положил морковь?
- В мешочек.
Затем дети ищут овощи в мешочке, продолжая отвечать на вопросы логопеда:
- Что ты нашел в мешке?
- Огурец.
- А какого цвета огурец?
- Зелёный. И т. д.
В конце занятития логопед угощает детей свежими овощами, называя при этом вкусовые качества каждого: морковь сладкая, вкусная, сочная, а лук горький, жгучий.
Подводится итог:
- Дети, сегодня вы познакомились с овощами. Мы рассмотрели огурец, морковь, помидор, лук. Все вместе это называется овощи.
IIпятне должно предусматривать постепенное нарастание сложности речи. Так, в начале занятия логопед сам называет предмет, а затем просит, чтобы дети назвали то, что им показывают:
— Посмотрите, это огурец. Кто из детей знает, что я держу в руке?
Далее логопед показывает предмет, не называя его, и сразу спрашивает детей:
— Теперь я вам покажу вот это (лук). Может быть, вы сами скажете, что это?
В конце занятия зрительная опора заменяется тактильной. Ребенок узнает предмет (ищет в мешочке) на ощупь и показывает его.
— Что ты нашел? — спрашивает логопед.
Необходимо также отметить, что на протяжении всего занятия от детей требуются только краткие ответы, но благодаря небольшому количеству детей в группе у каждого ребенка достаточная речевая практика.
После занятий по теме «Ознакомление с окружающим и природой» целесообразно провести лепку.
Конспект занятия по лепке
Тема занятия. Овощи. Цель занятия.
1. Научиться хорошо разминать пластилин пальцами, скатывать шарики, правильно использовать цвет.
2. Научить детей точно отвечать на вопросы логопеда, называя в ответах предмет, его цвет, свои действия.
Методические приемы. Показ с одновременным объяснением.
Материал для занятия. Пластилин и дощечки.
Ход занятия.
— Дети, сегодня мы будем учиться лепить овощи. Мы будем лепить помидор и лук. Сейчас я вам покажу, как это надо делать.
Объяснение приемов лепки проводится короткими точными фразами, с использованием по возможности многообразия форм слова. Одну и ту же фразу нужно сказать, например, так:
Я отломаю маленький кусок. Я отламываю маленькийкусочек. Я отломила кусок пластилина. Большойкусок положила (кладу) в коробку, меленький кусочек оставила. У меня пластилин крепкий. Я мнуего пальцами, нажимаю сильно. Теперь пластилин стал мягкий. Я кладу (положила) его на ладошку. Закрываю (закрыла) другой ладошкой и катаю по кругу. У меня получился шарик. Шар красного цвета. Это помидор. Теперь вы сделайте так же.
Дети выпополняют эту часть работы, а логопед спрашивает:
- Саша, какой ты взял пластилин?
- Красный.
- Вова, чем ты держишь пластилин?
- Рукой.
- Откуда ты взял пластилин?
- Из коробки.
Как и на предыдущих занятиях, сначала вызываются дети с более высоким уровнем самостоятельной речи, а затем дети со слабыми речевыми возможностями. Детям с более высокими навыками пользования самостоятельной речью вопросы задаются с таким расчетом, чтобы слова вопроса в ответе не повторялись:
- Чем ты отрезаешь пластилин?
- Ножом.
- Какого цвета у тебя пластилин?
- Крнсный.
- Что мы лепим из красного пластилина?
- Помидор.
- Как ты катаешь шарик?
- По кругу.
- Что у тебя получилось?
- У меня получился помидор.
После выполнения всеми детьми этой части работы логопед поясняст, как надо лепить луковицу. Объяснение даётся также подробно, лаконично, конкретно. Каждая фраза произносится одновременно с выполняемым действием или после него. При объяснении можно пользоваться приёмом противопоставления:
- Видите, дети, теперь я беру (взяла) не красный, а жёлтый пластилин.
Таким способом можно с помощью голоса подчеркнуть наиболее значимые слова и отделить их паузой, что усилит смысловую сторону фразы:
- Теперь я беру не красный пластилин (пауза), а жёлтый.
Использование противопоставления при объяснении задания повышает правильность восприятия нового материала, конкретизирует качество (не красный, а черный), предмет (не кисточка, а карандаш) или действие (не мну, а катаю) и способствует выработке точных ответов на вопрос, т.е. логичности речи.
Противопоставление можно использовать и при постановке вопросов, в случае, если требуется облегчить ответ:
— Вова, у тебя красный пластилин? — Нет, желтый.
— Ты все еще мнешь пластилин?
— Нет, катаю шарик.
— Ты сейчас лепишь помидор?
— Нет, я леплю лук. И т. п.
Когда работа выполнена, логопед показывает свое изделие и рассказывает о нем, сообщая детям несколько новых слов, которыми они будут пользоваться на последующих занятиях. Например:
— У меня получился помидор красный, гладкий и круглый, как шарик. А луковица тоже ровная и гладкая, как настоящая.
В конце занятия логопед подводит итог:
— Дети, сегодня вы учились лепить овощи. Теперь вы умеете лепить помидор и лук. Все слепили круглые красные помидоры и желтые красивые луковицы.
Необходимо заметить, что объяснение задания несколько отличается от того, как это делается в массовом детском саду. Отклонения, имеющиеся у заикающихся во внеречевых процессах, как, например, нарушение некоторых свойств внимания и общая импульсивность, не дают возможности удержать все задание в памяти, часть слов, необходимых для ответа, забывается. Учитывая эти особенности, нужно каждое задание делить на части. Количество частей может быть различным. Это зависит от состояния внимания детей и от сложности поделки. Если дети лепят простые предметы, состоящие из одной или двух деталей, то задание может быть разделено на две части, как описано в конспекте. Если же предмет сложнее, то и задание делится на большее количество отрезков.
Кроме того, чтобы обеспечить достаточную речевую практику, с заикающимися детьми ведется разговор на протяжении всего занятия. Разговор организуется с соблюдением условий, необходимых для ситуативной речи: опора на наглядный материал, конкретные вопросы, требования точных ответов и того, чтобы отвечал только тот, кого спросят, и т. д.
Большое значение приобретает образец речи логопеда, так как является примером для подражания.
Объяснение задания используется в целях обучения детей построению коротких и точных фраз, а также умению давать несколько вариантов ответа на вопрос. Рассказ логопеда предельно краток, фразы точны и лаконичны.
В образце допускается повторение новых и малознакомых слов для того, чтобы дети постепенно накапливали словарный запас.
После лепки на ту же тему проводится занятие по аппликации из готовых форм.