Специфические принципы обучения дыханию детей-аутистов
В зарубежных литературных источниках в русле оперантного подхода коррекции эмоционально-волевой сферы встречались указания по формированию социально-бытовых навыков у детей-аутистов и описывались некоторые приемы работы (Carr E.G. Behavioral approaches to language and communication. In E. Schopler, G.B. Mesibov (Eds.), Communication problems in autism. New York: Plenum, 1985. pp. 37-57; Dawson G., Osterling J. Early intervention in autism: Effectiveness and common elements of current approaches. In: Guralnick MJ (ed). The Effectiveness of Early Intervention: Second Generation Research. Baltimore, MD: Paul H. Brookes, 1997. рр. 307-326; Siegel B. World of the Autistic Child: Understanding and Treating Autistic Spectrum Disorders. New York: Oxford University Press, 1996. - 107 р.). Данные приемы были внесены в теоретическую модель.
Нами стали применяться подходы, сформулированные в теоретической модели. Они анализировались, и отмечалась их эффективность в русле облегчения педагогического воздействия на аутичного ребенка и получения стойких педагогических результатов по формированию навыка дыхания. В результате апробации этих специфических приемов было замечено, что без их использования процесс обучения либо был крайне не эффективным, либо вообще невозможным. Выделенные приемы и подходы были обозначены как специфические принципы гидрореабилитации детей-аутистов и оформлены в виде описания. Эти принципы не замещают, но дополняют применение основных дидактических принципов.
Принцип ориентировки на непроизвольное внимание и спонтанно
Выполненное действие.
Обучение аутичного ребенка должно строиться с акцентом на возможности его эмоциональной сферы. Необходимо ориентироваться на непроизвольное внимание и спонтанно выполненные действия и на этой основе строить взаимодействие и обучение. Педагог должен стараться формировать взаимодействие с ребенком в рамках тех активностей и стереотипий, которыми он занимает себя сам.
Принцип добавления и замещения элементов.
Вследствие привязанности к двигательному стереотипу перенос моторных навыков, усложнение, а также их коррекция становятся затруднительными. Поэтому не следует предлагать ребенку разнообразные задания, а использовать метод замещения отдельных элементов движения на новые. На этапе формирования умения следует четко соблюдать привычную последовательность упражнений и стереотипные условия их выполнения.
Принцип учета стереотипной среды.
Преподавателю необходимо учитывать те стереотипные условия среды, в которых формировалось умение и понимать, что при изменении (даже незначительном) стереотипной среды, необходимое действие ребенок может и не воспроизвести.
При наличии такой жесткой привязанности у ребенка необходимо осознанно менять условия среды согласно общим педагогическим принципам, а также специфическому принципу замещения элементов, тем самым, расширяя возможности применения двигательного навыка.
Применение данных принципов способствует устойчивому формированию двигательного навыка, ускоряет процесс обучения и позволяет избежать возможных критических ситуаций
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМНДАЦИИ
В традиционной методике обучению плаванию обычных детей, раздел «Дыхание» включают в начальный этап, который обозначают как, подготовительные упражнения по освоению с водой и, как правило, изучают в самом начале курса. У аутичных же детей процесс обучения занимает длительное время. Процесс погружения головы и выдох в воду является для них порой одним из самых сложных разделов курса обучения. Имеет место практика, когда дети, сначала научились свободно передвигаться способами кроль на спине и брасс и только после этого овладевали техникой погружения головы и выдоха в воду. Также среди аутистов встречаются те, которые, освоив навык выдоха, используют его в качестве стереотипного движения и стимулятора аффективной сферы. Данное действие поглощает все внимание ребенка, и он готов бесконечно выполнять вдохи и выдохи в воду. Ничего другое его не интересует. Ребенка крайне трудно отвлечь от этого занятия. Это обстоятельство, конечно же, тормозит педагогический процесс и отдаляет конечную цель обучения. Поэтому решение о начале изучения дыхания необходимо принимать строго индивидуально, исходя из особенностей ученика. Выбор тех или иных средств зависит, прежде всего, от особенностей аффективной сферы ребенка. На наш взгляд наиболее рационально начинать процесс обучения дыханию, после того как ребенок освоил передвижение с помощью ног в положении на спине и в положении на груди с подвижной опорой. В процессе обучения дыханию необходимо проявлять большую осторожность при переходе от одного этапа обучения к другому, поскольку непродуманные действия могут очень сильно ранить гиперсензитивную психику ребенка. Допущенные ошибки основательно отпечатываются в его памяти, и на их базе формируется негативное отношение к дидактическому процессу. Нарушается доверие и положительная эмоциональная связь. Ребенок начинает связывать полученные негативные ощущения с вами и со всем процессом обучения. Он без интереса приходит в бассейн и если даже как-то и участвует в педагогическом взаимодействии, все его внимание акцентировано на внутренние переживания. Продвижение в освоении навыка основательно замедляется. Иногда, процесс обучения прекращается вовсе. Требуется немало времени, чтобы вновь заслужить доверие ребенка. Поэтому переход от одного упражнения к другому необходимо осуществлять наиболее плавно. Лучше всего в уже освоенное упражнение вводить элементы нового, постепенно, от занятия к занятию, замещая микродозами, старый материал свежим, то есть строить процесс обучения на тех специфических принципах, которые были описаны в данной работе.
Необходимо учитывать, как освещалось в первой главе данной работы, что дети с аутизмом имеют склонность к эпилепсии. Поэтому ребенка необходимо всегда держать в поле зрения, особенно это важно, при изучении погружения и задержке дыхания. Стоит избегать длительных задержек дыхания из-за вероятности спровоцировать приступ.
Также важно помнить, что у аутичных детей возможны проблемы с пониманием речи. Ребенок способен хорошо слышать и говорить, но ретрансляция ваших указаний в символы и образы в его сознании может быть затруднена и заторможена. Поэтому необходимо говорить медленно, повторять задание несколько раз и сопровождать комментарий подробным показом. Показ тоже должен осуществляться многократно. При показе важно отслеживать концентрирует ли ребенок свой взгляд на вас. Если в какой-то момент, ребенок отводит глаза, необходимо дать ему небольшую передышку и продолжить демонстрацию с того места, на котором произошла остановка. Некоторые часто повторяющиеся элементы в процессе обучения, можно сразу связать с определенными жестами и короткими точными командами.
При построении индивидуальной стратегии по формированию дыхания необходимо всегда ориентироваться на предшествующий опыт ребенка, учитывать сильные и слабые стороны его поведенческих реакций, влечений интересов.
В связи с особой сложностью смыслообразования у аутичного ребенка навык стоит формировать, последовательно избегая схожих перекрестных элементов. Для предотвращения механического стереотипного усвоения стоит руководствоваться принципом «от осознания элементов к целостному двигательному акту».
Контрольные вопросы.
1. Раскрыть содержание комплекса упражнений - как основное средство достижения дидактической цели.
2. Привести примеры пассивных упражнений без погружения.
2. Привести примеры активных упражнений без погружения.
3.Привести примеры упражнений с пассивным погружением.
4.Привести примеры пассивных упражнений с физическим участием тренера.
5. Привести примеры пассивных упражнений без участия тренера.
6. Раскрыть критерии оценки владения навыком дыхания детей – аутистов.
7. Дать характеристику специфических принципы обучения дыханию детей – аутистов.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
7. Безотечество, К. И. Гидрореабилитация: Учебное пособие модуля дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» / К. И. Безотечество. – ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Издательство ТГПУ, 2012 – 265 с.
8. Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
9. Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : Учебник / Авторы-составители О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев / Под.ред. С.П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2013. – с. : ил.
10. Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида / Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин // – СПб.: Плавин, 1999. – 91 с.
11. Мосунова, М.Д. Гидрореабилитация ребенка с эпилепсией (Учебно-методическое пособие) / М.Д. Мосунова, А.А.Литвинов // СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, СПб., 2007. - 74 с. По решению Редсовета НГУ им. П.Ф. Лесгафта.
12. Мосунова, М.Д. Оказание помощи при эпилептическом приступе с утратой сознания в воде, умеющего плавать ученика (учебно-методическое пособие) / М.Д. Мосунова // ООИ «Издательство Русь», СПб., 2006. - 1,75 п.л.
13. Погребной, А.И. Двигательная и психическая реабилитация глухих и слабослышащих детей средствами плавания : Методическое пособие / А.И. Погребной, С.А. Мясищев. – Краснодар: КГУФКСТ, 2005. – 84 с.
14. Шпак, С.Л. Гидрореабилитация ребенка с последствиями церебрального паралича : учебно-методическое пособие / С.Л. Шпак, Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев / Под ред. Проф. Д.Ф. Мосунова Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб. : [б.и.], 2007. – 142 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека» (от 19 октября 2005 г., 33-я сессия ЮНЕСКО).
2. «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека» (от 19 октября 2005 г., 33-я сессия ЮНЕСКО).
3. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Нормативно-методический документ ООН» (от 20 декабря 1993, резолюция 48/96).
4. Крившенко, Л.П. Законы, закономерности и принципы обучения / Педагогика: Учебник // Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева ; под ред. Л.П. Крившенко. – М. : ТК Велби, Проспект, 2004. – 254 с.
5. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) /Д.Ф. Мосунов // – СПб.: Плавин, 1996. – 176 с.
6. Пермяков, В.Е. Использование средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей 9-11 лет с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук / В.Е. Пермяков. – Краснодар, 2004. – 207 с.
7. Шпак, С.Л. Индивидуальное обучение плаванию детей с последствиями церебрального паралича : автореф. дис. … канд. пед. наук / С.Л. Шпак ; Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2002. – 24 с.
8. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 386 с.
9. Дружинин, В.Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 1989. - 46 с.
10. Красильников, Г.Т. Феноменология, клиническая типология и прогностическая оценка аутизма при шизофрении: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. - Томск, 1995. - 34 с.
11. Сазыкин, В.Г., Шпак, С.Л., Мосунов, Д.Д. Видео-модели критических ситуаций при организации и обучении плаванию ребенка-инвалида// Сб. тез. докл. международного конгресса “Человек и его здоровье”. - Спб, 1997. - С.193.
ОГЛАВЛЕНИЕ
МЕТОДИКА ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ……………………..…….………...4
Пояснительная записка (проф. Д.Ф. Мосунов)………………………….……4
ЧАСТЬ 1. ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА (к.п.н., С.Л. Шпак)…………………………………………………………………….….7
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… …………7
Глава 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФИКСАЦИИ, СОХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА …………………...…………..11
1.1.Способность как дидактическое свойство активности ребенка …………12
1.2. Эффект тройного отражения – поглощения ……………………………...23
1.3. Взаимоотношение человека и водной среды ……………………………..27
Вывод по 1 главе ………………………………………………………………..31
Контрольные вопросы…………………………….…………...………….…….31
Основная литература…………………………….……………………...………32
Дополнительная литература………………………………….………..……….33
Глава 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В УСЛОВИЯХ ВОДНОЙ СРЕДЫ………………………….………...34
Введение во 2 главу ……………………………..………………………………34
2.1. Дидактические модели двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды …………………………….………………………………..34
2.1.1. Модель двигательных действий ребенка и взаимоотношение с тренером в начальном обучении плаванию (ДЦП - двойная гемиплегия) ………..…..35
2.1.2. Модель двигательных действий ребенка и взаимоотношение с тренером в начальном обучении плаванию (ДЦП – спастическая диплегия)……..…..40
2.1.3. Модель двигательных действий ребенка и взаимоотношение с тренером в начальном обучении плаванию (ДЦП - гемипарез) ……………………..…44
2.1.4. Модель двигательных действий ребенка и взаимоотношение с тренером в начальном обучении плаванию (ДЦП – гиперкинетическая форма) ………46
2.1.5. Модель двигательных действий ребенка и взаимоотношение с тренером в начальном обучении плаванию (ДЦП – атонически-статическая / мозжечковая форма) ……………………………………………………….…..…………..49
2.2. Критерии оценки активности ребенка с тяжелыми последствиями церебрального паралича в условиях водной среды ………………………………..53
2.3. Основные признаки соответствия двигательных действий в условиях водной среды ребенка-инвалида средствам и методам начального обучения плаванию …………………………………………………………………..……55
Выводы по 2 главе …………………………………………………………..…..63
Контрольные вопросы…………………………….…………...………….….….63
Основная литература…………………………….……………………....………64
Дополнительная литература………………………………….………..….…….65
Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ ………………………………………………………………..…67
3.1. Субъективная оценка температурного фактора водной среды …………67
3.2. Мониторинг сердечного ритма с использованием компьютерного комплекса Polar S610 ……………………………………………………….……....77
Выводы по 3 главе ………………………………………………………………77
Контрольные вопросы……………………………………………………….….77
Основная литература…………………………………………………….………77
Дополнительная литература…………………………………………………….78
Глава 4. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВОДНОЙ СРЕДЕ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛОЙ ФОРМОЙ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ..…………….79
Введение в 4 главу ……………….……………………………………………...79
4.1. Анализ внешних условий выполнения двигательных действий ребенком-инвалидом …………………………………………………………..……….….80
4.1.1. Критические ситуации – предвидение и предупреждение …………….80
4.1.2. Особенности двигательных действий детей с тяжелыми последствиями церебрального паралича в плавательном бассейне …………………………...81
4.1.3. Характер двигательных действий детей-инвалидов на первых занятиях по начальному обучению плаванию ……………………………………….….84
4.1.4. Особенности актов дыхания в условиях водной среды ребенка с церебральным параличом ………………………………….……………………….88
4.1.5. Исходная модель усвоения двигательных действий ребенка-инвалида в условиях плавательного бассейна ……………………………………………..89
4.1.6. Предвидение и преодоление развития особо опасной ситуации…….………………………………………………………………….………91
4.2. Активность ребенка с церебральным параличом в форме «спастическая диплегия» через 2 года занятий в условиях водной среды ………………..…94
4.3. Активность ребенка с церебральным параличом в форме «гемипареза» через 2 года занятий в условиях водной среды ………………………………..99
4.4. Активность ребенка с церебральным параличом в форме «гиперкинеза» через 2 года занятий в условиях водной среды ………………………………104
4.5. Активность ребенка с церебральным параличом в форме «атонически-астатической/мозжечковой» через 2 года занятий в условиях водной среды108
Выводы по 4 главе ……………………………………………………….…….114
Контрольные вопросы………………………………………………………….115
Основная литература…………………………………………….……………115
Дополнительная литература……………………………………………….….116
Глава 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ ПО ДАННЫМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ФОРМЕ «ДВОЙНОЙ ГЕМИПЛЕГИИ» ……………………………………………………………..….….118
Введение в 5 главу …………………………………………………..…….118
5.1. Улучшение физического развития учеников с церебральным параличом в форме «двойной гемиплегии» ………………………………………….……118
6.2. Повышение активности учеников через 2 года гидрореабилитации ….123
Вывод по 6 главе ………………………………………………………………126
Контрольные вопросы………………………………………………..….…….127
Основная литература………………………………………………………...…127
Дополнительная литература………………………………………………..….128
ЧАСТЬ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ - АУТИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ (ст. преп. Д.Ю. Казаков)….129
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ АУТИЗМА…………...………..129
1.1. Психолого-педагогические особенности проявления раннего детского аутизма………………………………………………………………………….135
1.2.Дидактическая модель формирования активности аутичного ребенка…139
1.2.1. Влияние движения на познавательные процессы……………………..144
1.2.2. Педагогические подходы в обучении и коррекции поведения
детей с аутизмом……………………………………………………………….152
1.2.3. Оперантный подход, АВА терапия…………………………………….153
1.2.4. ТЕАССН-программа……………………………………………………155
1.2.5. Daily-Life-Therapy………………………………………………………157
1.2.6. Сан-Райз метод………………………………………………………….158
1.2.7. Сенсорно-интегративная терапия………………………………………159
1.2.8. Эмоционально-уровневый подход……………………………………..160
1.2.9. The P.L.A.Y. Project……………………………………………………..160
1.2.10. Холдинг терапия……………………………………………………….161
1.3. Методики формирования акта дыхания в процессе обучения
плаванию………………………………………………………………………..162
Заключение по первой главе…………………………………………………..173
Контрольные вопросы………………………………………………….………175
Основная литература…………………………………………………………..175
Дополнительная литература…………………………………………………..176
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АКТА ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ – АУТИСТОВ………………………………………178
2.1. Первый этап формирования………………………………………………178
2.2. Второй этап формирования…………………………………………..…180
2.3. Третий этап формирования……………………………………………..181
Заключение по второй главе
Контрольные вопросы………………………………………………….……...187
Основная литература………………………………………………………..…187
Дополнительная литература…………………………………………………..188
Глава 3. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ - АУТИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ……………….189
3.1
Практические результаты………………………………………….………..…218
Контрольные вопросы………………………………………………………….220
Основная литература…………………………………………………...………220
Дополнительная литература…………………………………………………...222
Учебное издание
Авторы:
Мосунов Дмитрий Федорович, выпускник кафедры плавания, доктор педагогических наук, профессор по кафедре плавания, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заведующий кафедрой теория и методика гидрореабилитации, руководитель научно-педагогической школы «Педагогическая гидрореабилитация»
Шпак Сергей Леонидович выпускник кафедры плавания – бакалавр физической культуры, магистр физической культуры; кандидат педагогических наук - выпускник аспирантуры кафедры теория и методика гидрореабилитации, инструктор по плаванию государственного бюджетного образовательного учреждения № 120, Санкт-Петербург, член научно-педагогической школы «Педагогическая гидрореабилитация»
Казаков Дмитрий Юрьевич, мастер спорта по плаванию, выпускник кафедры плавания, магистр адаптивной физической культуры - специализация педагогическая гидрореабилитация, старший преподаватель кафедры Теория и методика гидрореабилитации ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», член научно-педагогической школы «Педагогическая гидрореабилитация»