ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ моделЬ формированиЯ
Акта дыхания у детей-аутистов
Первый этап формирования
Известно, что любое плавание – свободным стилем, в том числе лечебным и оздоровительным, или спортивным способом относится к циклическим видам передвижения и предусматривает согласование движений конечностями с актом дыхания. Общеизвестен и цикл согласования положений головы и фаз дыхания при плавании, а также при выполнении обучении упражнений «на дыхание» из раздела подготовительных упражнений по освоению с водой, «азбука дыхания в плавании»:
· выполнить вдох перед погружением головы под воду;
· задержать дыхание на вдохе;
· опустить голову в воду на задержанном вдохе;
· выдержать паузу в положении под водой на задержанном вдохе;
· начинать делать выдох и поднять голову из воды;
· закончить выдох в воздух;
· задержка дыхания при смене фаз «выдох-вдох);
· выполнить вдох.
Здоровому ребенку достаточно несколько раз показать упражнение «на дыхание», и он уже имеет представление и сможет успешно выполнить его через одно – два занятия (Булгакова Н.Ж. Плавание : учеб. для вузов / Н.Ж. Булгакова ; под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 400 с.; Ермилова Т.В. Методика начального обучения плаванию учащихся младших классов общеобразовательных школ. Автореф. дис...канд.пед.наук. — Л., 1982. - С. 24; Казаковцева Т.С. Организационные и педагогические основы обучения плаванию детей дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Л., 1989. – 24 с.; Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Просвещение. - 1991. – 89 с.; Погребной А.И. Научно-педагогические основы начального обучения плаванию в школьном возрасте: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Погребной Анатолий Иванович; Куб. гос. акад. физ. культуры. - Краснодар, 1997. - 419 с.).
В процессе работы с детьми-аутистами нами выявлено, что для аутичного ребенка процесс цикличного акта дыхания при начальном обучении плаванию представляет огромные трудности, и порой чрезмерный фактор страха (92% учеников), который не так-то просто преодолеть. 8% аутичных учеников пришли к нам на занятия уже умея держаться на воде и плавать по своему, но без опускания головы в воду.
Замечено, на первых занятиях в бассейне 100% детей-аутистов, не умеющих плавать, не могут выполнить задержку дыхания на вдохе как «на суше», так и «на воде». Представлялось, что разработка ряда подготовительных упражнений позволит постепенно сформировать у ребенка образ исполнения задержки дыхания и развить умение выполнить необходимые действия.
В процессе многолетней работы выявлено, что первые занятия проходят (выборка 70 детей): со страхом (98% детей), с не пониманием опасности занятий в бассейне (2% детей); с крепким обхватом тренера руками и / или ногами (98% детей); при полном отсутствии эмоций и положительных реакций ребенка (95% детей); с мгновенным переключением внимания с одного предмета на другой, с одного действия на другое (95% детей); отсутствии контакта «глаза в глаза» (95% детей), в условиях периодического контакта «глаза в глаза» (5% детей, старше 11 лет); с криками и воплями (75% детей); с выраженной агрессией или самоагрессией (45% детей).
Подобные условия педагогической деятельности тренера в условиях плавательного бассейна, связанные с трудностью установления педагогического контакта с аутичным ребенком, возможным развитием особо опасных ситуаций с угрозой жизни и здоровья ребенка и тренера, потребовали разработки специальных подготовительных упражнений по освоению, прежде всего навыка дыхания.
При осуществлении работы на первом этапе исследования: анализа литературных данных, бесед со специалистами гидрореабилитологами на предмет использования упражнений по формированию акта дыхания у детей с нарушениями в состоянии здоровья и анализа видеоматериалов была составлена теоретическая модель обучения дыханию детей-аутистов, которая состояла из 23 (двадцати трех) упражнений, а также особенностей их подачи ребенку, способов оценки и контроля, возможных критических ситуаций и методах их предотвращения и преодоления.
Второй этап формирования
В результате проведенного исследования на втором этапе и оценки соответствия выполненного учеником действий выяснилось, что 13 упражнений теоретической модели были не доступны к выполнению детям, 4 упражнения частично соответствовали, их мог выполнить только ребенок 7-ми летнего возраста с большими трудностями. Лишь 6 упражнений соответствовали принципу доступности для обоих детей (Табл. 3).
Таблица 3
Ученик | Соответствует упражнений | Частично соответствует упражнений | Не соответствует упражнений |
Н. С. 4 года | |||
И. М. 7 лет |
К остальным упражнениям теоретической модели разрабатывались дополнительные подводящие упражнения как предполагаемый вариант решения создавшейся конкретной дидактической проблемы. В итоге на момент успешной реализации цели получилось 61 упражнение, которые были систематизированы, исходя из общепедагогических принципов последовательности и доступности. Таким образом, была сформирована практическая модель.
Усвоение материала у детей было не одинаково. Так ребенок 7-ми лет выполнил основную дидактическую задачу на 46-е занятие, а ребенок 4 лет на 62-ое.
Третий этап формирования
На третьем этапе исследования упражнения выполнялись при сформированном устойчивом эмоциональном контакте тренера и аутичного ребенка и включались в программу занятий на произвольном этапе начального обучения, когда ребенок, по мнению тренера, готов к выполнению упражнений на дыхание.
Зачастую, участник педагогических экспериментов научился самостоятельно проплывать более 5 метров в положении «на груди» и до 25 метров в положении «на спине» (6 учеников), но опустить голову под воду не способен.
В результате проведенного исследования получилась следующая модель разработки и оценки эффективности упражнений:
Теоретическая модель