Методики формирования акта дыхания в
Процессе обучения плаванию
Специалисты рекомендуют начинать обучение плаванию в дошкольном возрасте. Разработке методик обучения плаванию детей дошкольного возраста посвящен ряд работ: (Кислов А.А. Организационно-методические основы массового обучения детей и подростков плаванию: Автореф. дис. канд. пед. наук. / А.А. Кислов. - М., 1989. – 12 с.; Кузьменко О.В. Плавание детей первых месяцев жизни в домашних условиях / Физическая культура и здоровый образ жизни : тез. всесоюзн. науч.-практ. конф. – М. : 1990. – С. 102-103.; Осокина Т.И. Как научить детей плавать – М.: Просвещение, 1985. – 80 с.; Петрова Н.Л. Плавание : техника обучения детей с ран. возраста. - М.: Гранд-фаир, 2008. - 119 с.; Чарковский И.Б. Активная адаптация младенцев к водной и наземной среде / И.Б. Чарковский, Л.И. Бурачевский. – М.: Изд-во МАИ, 2004. – 36 с.).
Особенности двигательных действий в воде связаны с подавлением ряда привычных двигательных автоматизмов. Поэтому требуется при обучении коренная перестройка управления двигательными действиями.
Согласно теории построения движений Н.Ф. Бернштейна (Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: 1966. - С. 160–170) и поэтапного формирования действий Г.Я. Гальперина (Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. — М.: Наука, 1966. — С. 236 — 277) освоение необходимо начинать с формирования знания о сущности двигательной задачи и ее реализации. Оно формируется на основе наблюдения за эталоном и показа его сопровождающего. Действия, занимающихся могут им напоминать определенные движения из их практики, но прошлый двигательный опыт отличается по целям и особенностям структуры. Поэтому формируется полноценный образ необходимого действия. Для этого ученик должен приобрести собственные ощущения, чтобы стать обладателем образов конкретных элементов действия. Для этого необходимо выполнять подводящие упражнения, позволяющие выделить нужные ощущения из общего потока и осознать их. Как правило, представления о сущности и условиях двигательной задачи, а также способе ее решения формируется у детей в течение одного или двух занятий. Углубление этих знаний и представлений происходит в дальнейшей работе при формировании умений и навыков (Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с., ил.). В дальнейшем, формирование двигательного навыка за счет совершенствования координации работы мышц и увеличения доли участия, так называемых пассивных сил сопровождается окончательным устранением излишних закрепощений и экономизацией энергетических затрат. По П.Я. Гальперину освоенность двигательного действия оценивается по точности, стабильности, обобщенности при переключении внимания обучаемого на решение сопутствующих задач: умственных - ориентировочных и двигательных, исполнительных и корректировочных, а также задач, не имеющих прямого отношения к исполняемому действию.
На человека, впервые оказавшегося в водной среде действует такое обилие новых, до того не встречавшихся ему при наземном передвижении факторов, что он не в состоянии с ними сразу освоиться. Мозг не способен переработать такое количество незнакомой информации и выработать необходимую программу действий.
Одним из самых трудных этапов является формирование правильного дыхания. (Петрова Н.Л., Баранов В.А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста. –М.: «Издательство ФАИР», 2008. – 120 с.: ил). Это связано с тем, что происходит перестройка дыхания с двухфазного (вдох-выдох) на трехфазное (вдох – задержка на вдохе - выдох) или четырехфазное (вдох – задержка на вдохе – выдох – задержка на выдохе). В связи с сопротивлением воды вдох и выдох затруднены, большой проблемой для не умеющих плавать является боязнь опустить лицо в воду и открыть глаза под водой (Berry W.D. Aquatic Programming for school and community // Journal of Physical education, Recreation and Dance. – 1983. –Vol. 54 – N3. – P.41; Мухортова Е.Ю. Обучение плаванию малышей: Методическое пособие. – М.: Физкультура и Спорт, 2008. – 112 с., ил.).
Чтобы не захлебнуться, начинающие пловцы пытаются приподнять голову как можно выше над водой, что приводит к изменению угла атаки и потере баланса, что приводит активному погружению. Для решения проблемы адаптации к новым ощущениям в непривычной среде разработаны специальные подготовительные упражнения по освоению с водой. Они являются основным учебным материалом первых уроков плавания. Дети учатся постепенно преодолевать неприятные ощущения от попадающей воды в рот, глаза и уши, всплывать и лежать на воде, погружать голову и открывать глаза, делать выдох в воду, скользить по поверхности воды (Мосунов Д.Ф. Проблемы организации начального обучения плаванию детей-инвалидов. Т. и практ. Ф.К. 1998. №1. С. 24-26; Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. – М.: «Издательство ФАИР», 2008. – 120 с.).
Особое внимание при обучении двигательным действиям в условиях водной среды уделяется согласованию движений с дыханием, а именно выполнением вдоха, задержки дыхания на вдохе, выдоха, следующего вдоха и ритма дыхания (Погребной А.И. Научно-педагогические основы начального обучения плаванию в школьном возрасте: Дис. …докт. пед. наук. – Краснодар, 1997. – 419 с.).
Выполнение упражнений на погружение устраняет страх перед водой, дает возможность начинающему пловцу почувствовать выталкивающую силу воды, научить открывать глаза под водой для ориентировки (Н.Ж. Булгакова. Познакомьтесь – плавание. М.: «Издательство ACT»; «Издательство Астрель», 2002. – 160 с.).
Классическое упражнение (Дмитриев А.К. Плавание (плавание, водное поло, прыжки в воду) – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 392 с.) из исходного положения - стоя у борта на дне или выступе бассейна, руки хватом сверху за край слива воды выполнить:
· погружение до уровня плеч;
· погружение до подбородка;
· погружение до уровня носа, рот под водой;
· погружение до уровня глаз, нос под водой;
· погружение до уровня лба, глаза под водой;
· погружение до уровня «макушка головы под водой»;
· погружение «на вытянутые руки».
Каждое упражнение имеет свою целевую направленность. Однако в методической литературе не встречалось описания внутренних ощущений, переживаний человека, изменения его объективных характеристик, например, ЧСС и артериального давления.
Поскольку исследования ученых (Солодков А.С. Методики исследования косвенных показателей физической работоспособности личного состава кораблей ВМФ / Руководство к практическим занятиям по физиологии подводного плавания. Под ред. И.А. Сапова. – ВМА. - Л., 1977. - С. 12-13) показали, что с увеличением глубины погружения происходят изменения указанных параметров, то, вероятно, и на малой глубине возможные их изменения оказывают влияние на состояние начинающего пловца, особенно на ребенка-аутиста, что вероятно влечет и психические изменения в состоянии ученика.
Вполне вероятно, что и при открывании глаз в воде также происходят дополнительные изменения в состоянии сознания, кроме тех, что, широко отмечаются в литературе как неудобства и неприятные ощущения, повышенное давление воды на глазное яблоко, возрастающее механическое раздражение (Ермилова Т.В. Методика начального обучения плаванию учащихся младших классов общеобразовательных школ. Автореф. Дис. …канд. пед. наук. – Л., 1983. – 18 с.), изменение деятельности вестибулярного анализатора, снижение четкости изображения под водой, изменение цветового восприятия (Миргородская Е.В. Некоторые организационно-методические указания при проведении занятий по плаванию с детьми раннего возраста / Проблемы физкультурно-педагогического образования в Уральском регионе: тез. докл. IX региональной науч.-метод. конф. / Уральская гос. акад. физ. культуры. - Челябинск, 2005. - С. 59-60; Меньшуткина Т.Г. Теория и методика оздоровительного плавания женщин разного возраста: дис. … д-ра пед. наук / Т.Г. Меньшуткина. – Л., 2000. – 332 с.).
Упражнения для дыхания являются важнейшей группой подготовительных упражнений для освоения с водой и основным средством обучения выдоху в воду. Обучаясь основам дыхания, занимающиеся осваивают навык задержки дыхания на вдохе, умение выполнять выдох-вдох и затем задержку дыхания, выдохи в воду (Никитский Б.Н., Васильев В.С. Плавание. Учеб. Пособие для учащихся отд. физ. воспитания пед. училищ. – М.: Просвещение, 1975. - 208 с.).
Выполнение упражнений на дыхание возможно у неподвижной опоры, с использованием относительно неподвижной позы. В практике начального обучения плавания Д.Ф. Мосунов (Мосунов Д.Ф. Проблемы организации начального обучения плаванию детей-инвалидов // Т. и практ. Ф.К. 1998. №1. С. 24-26) обращает внимание на обязательное разучивание окончания выдоха в воздух. Подобное окончание выдоха позволяет удалить изо рта случайно попавшие частички воды и выполнить последующий вдох.
Известно, что выполнение любых двигательных действий человека происходит благодаря формированию в организме функциональной системы адаптации к конкретному виду деятельности (Солодков А.С. Адаптационно-компесаторные реакции организма инвалидов при занятиях физической культурой // Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие / СПБГАФК им П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1996. – С. 81-89). Причем восприятие воздействия внешней среды происходит во взаимосвязи всех афферентных систем, в результате изменяется не только тот анализатор, который находится в зоне возбуждения, но и другие сенсорные системы (Тригуб Н.И. Влияние физичских нагрузок на взаимоотношения функций сенсорных систем человека: автореф. дис. канд. биол. наук: Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта СПб., 1997. - 24 с.).
Эту особенность используют в процессе обучения и тренировки пловцов, организуя занятия «на суше» при начальном обучении так и в тренировочном процессе (Хорольская И.Р. Методика применения традиционных и нетрадиционных средств в процессе занятий плаванием: дис. ... канд. пед. наук. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1996. – 155 с.; Bory E. Teach your child to swim: an instructional quite to the basics of swimming – New York, 1993. – 142 p.; Councilman J.E. The science of swimming / J.E. Councilman. – New Jersey, 1968. – 457 p. Clevenger C. Baby-Schwimmen – spielend im Wasser lernen : ein Ratgeber zur Furderung der korperlichen und geistigen Entwicklung / C. Clevenger. – Munchen, 1988. – 152 р.).
Однако учет выявленного положительного переноса умений выработанных на суше не всегда приводит к положительному результату, благодаря специфике воздействия водной среды на организм человека (Ивченко Е.В. Определение рациональных соотношений упражнений силовой подготовки в совершенствовании техники движений в тренировке юных пловцов 13-14 лет : автореф. дис. … канд. пед. наук – Л., 1989. – 19 с.; Мельков Ю.В. Исследование координационной структуры силовых упражнений в специальной подготовке пловцов и обоснование их применения: Автореф. дис. …канд. пед. наук. – Тарту, 1975. – 27 с.;Синев Б.В.Влияние антропометрических и силовых показателей на темп и шаг при плавании с помощью ног кролем на груди // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П.Ф. Лесгафта за 2007 г. (Санкт-Петербург, 26 фев. - 18 марта 2008 г.) / С.-Петерб. гос. ун-т. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2008. - С. 109).
Тем более, сложно добиться необходимого переноса имитации двигательных действий в воде на первых занятиях при начальном обучении плаванию, прежде всего у детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере. Процесс начального обучения, в том числе простое погружение в воду для этого рода детей становится большой проблемой и требует специальных исследований по разработке педагогических средств и методов (Мосунов Д.Ф. Проблемы организации начального обучения плаванию детей-инвалидов. Т. и практ. Ф.К. 1998 №1 с. 24-26; Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида / Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин // – СПб.: Плавин, 1999. – 91 с.).
Наиболее простым и доступным для изучения упражнений требующих относительно неподвижных положений тела выделяются два основных: стоя и лежа.
Положение стоя фиксируется при выполнении в воде упражнений у борта бассейна, в висе на разделительной дорожке, стоя на мелком месте с различным положением рук. Этому требованию соответствуют комплекс упражнений на погружение и на дыхание.
Положение лежа, относительно горизонтальное – является основным при продвижении пловца вперед во всех спортивных и бытовых способах плавания позволяет зафиксировать позицию на груди или на спине с различным расположением рук и ног относительно тела. В этом положении возможно выполнение упражнений на задержку дыхания и выдоха в воду в период всплывания и лежания.
С.В. Колмогоров (Колмогоров С.В. Особенности обучения детей плаванию в период адаптации к водной среде: Автореф. дис... канд. пед. наук. – М., 1973. – 27 с.), изучая особенности обучения плаванию в период адаптации к водной среде, показал, что формирование целесообразной системы плавательных движений возможно только с учетом адаптивных изменений, происходящих в условиях водной среды в системе координации движений. Основные адаптивные перестройки в этой системе происходят в течение первого месяца занятий плаванием и, начиная с 5 - 6 недели, показатели координации движений относительно стабилизируются (трехразовые занятия в неделю). Данный процесс у детей 7 - 8 лет развивается несколько быстрее, чем у детей 10 - 11 лет. Полученные функциональные зависимости описывают характер процесса адаптации и позволяют прогнозировать его протекание в системе координации движений.
В.П. Пономарев (Пономарев В.П. Специфические заболевания при подводном плавании. Пособие для слушателей факультета: ВДКФКиС. – Л., 1971. – 46 с.) приводит обобщенную ссылку на советских и зарубежных исследователей по расходу кислорода в л/мин в состоянии относительного покоя на суше 0,25 и в воде при температуре 35о – 0,53, при 24о – 0,77. Ученые Дюффнер и Ланвье, сообщает исследователь, подсчитали, что 1 л потребленного кислорода позволяет подводному пловцу преодолеть 1/5 или 1/6 расстояния, необходимое пешеходу. Изменения происходят и в восприятии слуха. Звуковые колебания в водной среде распространяются с большей скоростью (1500 м/с), чем в воздухе (330 м/с), что затрудняет ориентировку по направлению к исходящему источнику звука. Кроме того, указывает В.П. Пономарев, колебания воды возбуждают колебания тканей тела, прежде всего костей черепа. Поэтому создается ощущение, что звук идет со всех сторон.
Выполняя оксигемометрические исследования пловцов-подводников (Пономарев В.П. Оксигеометрические исследования пловцов-подводников в условиях двигательной деятельности в воде. - В кн.: Материалы УП научной конференции по вопросам морфологии, физиологии и биохимии мышечной деятельности. Тарту, 1962, С. 225-227) ученый приходит к выводам, которые следует учитывать при изучении упражнений по обучению дыханию детей-аутистов.
Первое, при выраженной способности выполнять двигательную деятельность в условиях резкого снижения оксигенации крови, точность определения приближения к допустимому пределу необходимости выходить на поверхность, у разных взрослых испытуемых неодинакова.
Отмеченное различие индивидуально и должно учитываться при разучивании упражнений на погружение и задержку дыхания.
Второе, по мнению ученого, следует предусмотреть постепенную осторожную адаптацию к выраженному колебанию газового состава крови и совершенствованию самооценки этих сдвигов, как в покое, так и в процессе двигательной деятельности. Для наших исследований в состоянии покоя эти положения также важно учитывать, а значит определять и фиксировать изменения, происходящие в организме ученика.
В.И. Кебкало (Кебкало В.И. Обмен газов при различных режимах дыхания и двигательной деятельности человека под водой на малой глубине: Автореф. дис. … канд. биол. наук. – Л., 1972. – 18 с.), изучая различные режимы дыхания человека под водой на малой глубине, выявил, что, если в состоянии относительного покоя на суше показатели легочной вентиляции, газообмена и частоты сердечных сокращений (76 уд. / мин.) не отличались от обычных средних величин, то в покое под водой минутный объем дыхания (МОД), потребление кислорода и выделение СО2 увеличились более чем в 1,5 раза, а частота сердечных сокращений снизилась на 12 ударов в минуту. При этом давление газового потока в условиях суши на вдохе равнялось 41 мм водного столба и на выдохе – 52 мм, под водой соответственно – 74 и 99 мм водного столба.
Автор зафиксировал, что во время выполнения дозированной работы частота сердцебиения в течение всего времени работы под водой значительно не менялась (113-117 уд./мин.). Тогда как при работе на суше частота постепенно возрастала от начала нагрузки и до ее окончания (129-167 уд./мин.). Он определил, что вертикальное перемещение под водой груза весом 10,7 кг со скоростью около 0,7 м/с по сравнению с эквивалентной работой, выполняемой в обычных условиях воздушной среды, протекает при меньшей легочной вентиляции и частоте сердцебиений, меньшем кислородном запросе и кислородном долге. По мнению автора это объясняется снижением затрат энергии на перемещение отдельных звеньев собственного тела при работе в воде.
Во время 40-секундной задержки дыхания на вдохе в покое под водой на фоне незначительного гипоксимического сдвига (до 90,5% к концу пробы) также наблюдается резкая брадикардия, частота пульса к окончанию задержки дыхания становится ниже исходной. Возобновление дыхания сопровождается возрастанием частоты сердечных сокращений, близким к величинам исходного уровня.
Проведенные исследования возникновения брадикардии во время ныряния позволили В.И. Кебкало обратить внимание на данные насыщения артериальной крови кислородом и частоты сердечных сокращений, полученные при задержке дыхания в покое под водой. Возникновение брадикардии при мало выраженной гипоксемии, по мнению ученого, обусловлено рефлекторным влиянием с рефлексогенных зон кожных покровов тела в связи с погружением в воду и ваготропным эффектом, возникающим при переходе задержки дыхания в натуживание. Развитие брадикардии при работе можно представить как результат преобладания ваготропного влияния над симпатикотропным. Относительно небольшие величины кислородного долга после ныряния объясняются, по-видимому, перестройкой кровообращения, направленной на снижение кислородного запроса неработающих скелетных мышц. Современные данные приводят к выводу, что реакция рационального использования кислорода при нырянии имеется у всех позвоночных на всех стадиях жизни.
В частности Кебкало В.И., Мосунов Д.Ф. (Совершенствование согласования локомоторных и дыхательных движений в спортивном плавании: Учеб. Пособие. – Л.: ГДОИФК, 1985. – 29 с.) указывает, что на работу дыхания при положении лежа на спине, прежде всего, оказывает влияние увеличение МОД, а также снижение эластических свойств легких в связи с перераспределением крови при переходе из вертикального в горизонтальное положение. При каждом вдохе приходится преодолевать компрессионное действие воды, равное 10-15 кгс, что и выражается в дополнительной нагрузке на дыхательную мускулатуру.
Лежание на спине на поверхности воды несколько снижает резерв дыхания (РД) на единицу вентиляции. Очевидно, что это связано с распределением более равномерного давления на грудную клетку и живот. Резкое увеличение РД при выдохе в воду обусловлено ростом положительного внутригрудного давления во время фазы изгнания воздуха из легких, против повышенного сопротивления дыханию. Особенно это заметно при погружении на глубину 0,5 м.
Автор указывает, что в практике спортивного плавания часто выполняются упражнения на дыхание. Даже выдающиеся спортсмены используют этого упражнение для ускорения восстановления после выполненной нагрузки. Выдох в воду сопровождается резким повышением внутригрудного давления, что способствует раскрытия спавшихся альвеол и увеличению диффузионной поверхности легких. Последующий вдох и падение с ним внутригрудного давления вызывает присасывающее действие грудной клетки, которое улучшает условия кровенаполнения малого круга кровообращения. Особенно эффективным является погружение под воду с головой на глубину около 0,5 м для выдоха. При этом более активно сокращается выдыхательная мускулатура, что способствует выработке взрывного выдоха, а последующий за ним короткий вдох тренирует умение пловца делать его продуктивно за непродолжительный отрезок времени.
И.И. Мешконис (Мешконис И.И. Динамика функций кровообращения под влиянием различных режимов спортивной тренировки: Автореф. Дис. … докт. мед. наук. – Тарту, 1975. – 46 с.), изучая динамику функций кровообращения под влиянием различных режимов спортивной тренировки, в частности определил, что с ростом работоспособности спортсменов минутный объем кровообращения и частота сердцебиений в покое волнообразно уменьшаются. Систолический объем крови изменяется разнонаправлено у разных лиц. Это обуславливается преимущественной мобилизацией различных компонентов регуляции сердечного выброса (длительность периода изгнания, мощность систолы и др.).
Заключение по первой главе
В представленном обзоре литературы достаточно широко рассмотрены вопросы развития детей-аутистов, получившие признание педагогические и психологические средства и методы коррекции психофизического состояния. Рассмотрены педагогические и физиологические нюансы обучению дыханию, которые учтены при формировании первичной теоретической модели обучения правильному дыханию в процессе педагогической гидрореабилитации.
На научно - теоретическомуровне подтверждена актуальность исследования, которая связана с тем, что в современной практике коррекции аутистического синдрома внимание исследователей направлено на коррекцию поведения, коррекцию внимания, коррекцию речевых дисфункций, в которых ведущее место занимают медикаментозные и психолого-педагогические методы. Мало исследованным остается вопрос разработки содержания и организации коррекции двигательных нарушений у детей-аутистов, а также формирование специфических двигательных владений, таких как плавание.
В связи с этим можно утверждать, что выявлены следующие несоответствиямежду:
потребностью в достижении аутичными детьми уровня развития двигательной сферы, приближенного к норме, и недостаточной научно-методической разработанностью содержания и организации педагогической работы, в общем, и в педагогической гидрореабилитации в частности;
практической востребованностью технологий педагогической гидрореабилитации детей с расстройством аутистического спектра и их недостаточной теоретической и содержательной разработанностью;
имеющимися компенсаторными возможностями адаптивной физической культуры в развитии детей с аутизмом и недостаточной разработанностью соответствующих технологий коррекционно-развивающей направленности с использованием средств и методов педагогической гидрореабилитации.
Насущной потребностью в формировании акта правильного дыхания и отсутствие разработанных средств и методов обучения дыханию аутичных детей в процессе педагогической гидрореабилитации.
Данные несоответствия подтвердили проблему исследованиякак поиск, выявление и обоснование эффективных форм организации, методов и средств формирования акта дыхания у детей-аутистов в процессе педагогической гидрореабилитации.
Гипотеза исследования: предполагается, что определение основных педагогических направлений в разработке средств, методов и форм начального обучения дыханию в условиях водной среды у детей-аутистов возможно с учетом индивидуальных особенностей протекания заболевания и дидактических условий выполнения двигательных действий в водной среде. Ожидается, что формирование дыхания в процессе педагогической гидрореабилитации не отягчает общий тонус, двигательную и психическую активность, не усилят их социальную изоляцию.
Предполагается также, что исследования педагогического процесса в формировании дыхания позволит выявить типичные затруднения, возникающие у педагога в процессе обучения и разработать средства решающие дидактическую проблему формирования дыхания.
Контрольные вопросы
1.Раскрыть психолого-педагогические особенности проявления раннего детского аутизма
2. Объяснить дидактические особенности модели формирования активности аутичного ребенка
3. Оценить влияние двигательной активности ребенка на познавательные процессы
4. Раскрыть основные педагогические подходы в обучении и коррекции поведения детей с аутизмом
5. Показать характерные особенности оперантного подхода, АВА терапия
6.Показать характерные особенности применения ТЕАССН-программы
7. Раскрыть возможности применения Daily-Life-Therapy программы
8. Раскрыть возможности применения Сан-Райз метода
9. Раскрыть возможности применения сенсорно-интегративной терапии
10 Раскрыть возможности применения эмоционально-уровневого подхода
11. Раскрыть возможности применения The P.L.A.Y. Project
12 Раскрыть возможности применения Холдинг терапии
13 Раскрыть основные особенности методики формирования акта дыхания в процессе обучения плаванию
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
6 Безотечество, К. И. Гидрореабилитация: Учебное пособие модуля дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» / К. И. Безотечество. – ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Издательство ТГПУ, 2012 – 265 с.
7 Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
8 Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида :учебно-методическое пособие / Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин // – СПб.: Плавин, 1999. – 91 с..
9 Мосунова, М.Д. Гидрореабилитация ребенка с эпилепсией : учебно-методическое пособие / М.Д. Мосунова, А.А.Литвинов // СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, СПб., 2007. - 74 с. По решению Редсовета НГУ им. П.Ф. Лесгафта.
10 Шпак, С.Л. Гидрореабилитация ребенка с последствиями церебрального паралича : учебно-методическое пособие / С.Л. Шпак, Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев / Под ред. Проф. Д.Ф. Мосунова Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб. : [б.и.], 2007. – 142 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
9. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Нормативно-методический документ ООН» (от 20 декабря 1993, резолюция 48/96).
10. «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека» (от 19 октября 2005 г., 33-я сессия ЮНЕСКО).
11. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) /Д.Ф. Мосунов // – СПб.: Плавин, 1996. – 176 с.
12. Пермяков, В.Е. Использование средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей 9-11 лет с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук / В.Е. Пермяков. – Краснодар, 2004. – 207 с.
13. Петрухин, А.С. Эпилептология детского возраста : руководство для врачей / А.С. Петрухин ; под ред. А.С. Петрухина. – М. : Медицина, 2000. – 624 с.
14. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов // Элементы мысли. – СПб. : Питер, 2001. – С. 404.
15. Семенова, С.А. Коррекция режимов двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях экологического загрязнения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 26 с.
16. Станкин, М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 222 с.
ГЛАВА 2.