Сенсорно-интегративная терапия
Метод был разработан американским трудотерапевтом Джин Айрес (Jean Ayres). Метод сенсорной интеграции занимается решением проблем с интерпретацией мозгом сигналов поступающих от нервной системы. Данная методика с помощью специальных сенсорных упражнений учит ребенка интерпретировать сенсорные реакции и постепенно адаптироваться к ним на новых и более новых сенсорных уровнях. Упражнения даются на все основные виды восприятия: тактильное, зрительное, обонятельное, вестибулярное, вкусовое, проприоцептивное, слуховое (Айрес Э. Джин Ребенок и сенсорная интеграция: понимание скрытых проблем развития: с практ. рекомендациями для родителей и специалистов]. - 2-е изд. - М.: Теревинф, 2010. - 268 с.).
Эмоционально-уровневый подход
По данным отечественных специалистов дети с нарушением развития нуждаются в коррекционном развитии, без которого они могут оказаться совершенно неприспособленными к жизни в обществе (Маллер А.Р., Цикото Г.В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми // Дефектология. - 1984. - №1. - С. 34-43).
В рамках отечественного подхода коррекционно-педагогическая работа направлена, прежде всего, на развитие эмоционального взаимодействия со средой и окружающими людьми (Лебединская К.С. Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение 1. Дефектология. 1987. № 6. С. 10-16). По словам Выготского (Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: «Просвещение», 1995. - С. 71-97) компенсация дефекта связана, прежде всего, с появлением у ребенка социального опыта и приближение его к адекватным формам поведения. Повышение уровня социальной адаптации происходит через аффективное развитие и формирование внутренних адаптивных механизмов. Деятельность используется для построения эмоционального контакта. При этом характерно длительное обучение в тесном физическом сопровождении взрослого с использованием эмоционально-смыслового комментария в совместных действиях.
Для освоения прикладных навыков отечественный подход рекомендует следовать основным принципам систематичности и последовательности.
The P.L.A.Y. Project
Проект был основан в 2001 году в Америке (Энн-Арбор, штат Мичиган) доктором медицинских наук Ричардом Соломоном(www.playproject.org). Он разработал этот метод в связи с отсутствием эффективных интенсивных методик раннего вмешательства для детей с расстройствами аутистического спектра. Метод предусматривает обучение и поддержку для родителей специалистами в домашних условиях. Родителей обучают применять специальные игровые методы и приемы, которые они могут использовать в повседневной жизни с целью вовлечь ребенка во взаимодействие. Данный метод эффективен с детьми от 1,5 до 5 лет.
Холдинг терапия
Данный метод разработан доктором Мартой Велч (Welch M. Holding Time N.Y.: Simon Schuster. 1988. - 254 р.). Называемый также, методом форсированной поддержки. Суть метода состоит в удержании ребенка. Мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает его к себе. Ребенок удерживается у на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у нее была возможность смотреть ему в глаза, и несмотря на сопротивление ребенка, говорить о чувствах и своей любви к ребенку и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему. Ребенок удерживается до полного физического и эмоционального расслабления. Обоснованием такого удержания является противопоставление обычному для аутичного ребенка поведению, направленному на избегание контакта).
Либлинг М.М. в своей статье «Холдинг - терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка» (Дефектология. - 1996. - №3. - С. 56-66) основание для холдинг терапии комментирует следующим образом: «Для психолога очевидно, что нормальное, полнокровное развитие ребенка невозможно без установления тесной связи, в первую очередь, с матерью. От контактов с матерью ребенок гармонично переходит к контактам с обществом. Об этом наиболее ярко свидетельствует опыт культур, где близость ребенка к матери является ценностью, как, например, у эфиопов или у североамериканских эскимосов. Из-за того, что ребенок постоянно находится на спине у матери, она очень скоро научается различать основные потребности младенца, устанавливая тесный контакт с ним. Нарушение связи с матерью чревато тяжелыми физическими и психическими последствиями для ребенка, что доказано многочисленными исследованиями по депривации».
Все описанные методы имеют свои несомненные плюсы и минусы. К сожалению, в доступной нам литературе не выявлено специфических фундаментальных методик коррекции с помощью воздействий на сознание аутичного ребенка упражнений и деятельности в водной среде, которые позволяют эффективно корректировать состояние ребенка. Что позволяет обозначить проблему разработки средств и методов педагогического воздействия на аутичного ребенка в условиях водной среды и средствами водной среды.