Психолого-педагогические особенности проявления
Раннего детского аутизма
Отечественные специалисты выделяют 4 типичные группы психолого-педагогических особенностей проявления раннего детского аутизма (Никольская О.С. Особенности психического развития и психологической коррекции детей с ранним детским аутизмом: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1985. - 22 с.).
1-я группа: Дети с отрешенностью от окружающей среды.
Аутизм проявляется как полная, максимально глубокая отрешенность от происходящего. У такого ребенка нет избирательного отношения к миру. Отсутствуют активные формы целенаправленного моторного и речевого воздействия.
(Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд. моек, ун-та, 1990. - 197 с.). Дети условно относящиеся к этой группе, как правило слабо реагируют на болевое воздействие, не чувствуют голода и холода, не проявляют испуга и не получают явного удовольствия. Для них характерно состояние умиротворения и выбор безопасной позиции в «психологическом поле». У них весьма грациозные движения, присутствует способность вписываться безошибочно в любое пространство, точно соразмерять расстояние для прыжков. Но, тем не менее, при изучении какого-либо двигательного навыка обнаруживается нарушение мышечного тонуса как в крупных движениях, так и в мелкой моторике. Двигательные владения практически не закрепляются и не используются в повседневной жизни без внешнего побуждения. У ребенка отсутствует речь, мимика и жестикуляция.
(Freeman S., Dake L. Teach me language. A language manual for children with autism, Asperger's syndrom and related developmental disorders, SKF Books. 1997. - 410 р.). Некоторые специалисты высказывают мысль о том, что ребенок не использует речь лишь потому, что не осознает ее как средство коммуникации и порой просто плохо понимает значение слов (Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 192 с.).
2-я группа: Дети с отвержением окружающей среды.
Характеризуется группа уже большей активностью в контактах. Ребенок способен устанавливать избирательные контакты со средой, что позволяет ему достичь некоторых гарантий безопасности и удовлетворения некоторых физических потребностей организма. Такие дети уже могут оценить качественно и внешние воздействия и внутренние соматические ощущения. Дети с данным повреждением аффективной организации не способны адаптироваться к неожиданным изменениям. Они испытывают страх перед окружающим и агрессией реагируют на любое нарушение привычного в обиходе. Для таких детей характерна сверхизбирательность в еде, в одежде, фиксированном маршруте прогулок, пристрастия к определенным занятиям, предметам, особый строгий ритуал в отношениях с близкими, многочисленные требования и запреты, невыполнение которых влечет за собой срывы в поведении ребенка, воспринимается им как катастрофа. Внешне это наиболее страдающие аутичные дети: лицо их обычно напряжено, искажено гримасой страха, характерна для них скованность в движениях. Для них типичны эхолаличные ответы, речь напряжена, скандирована, характерен небольшой набор стереотипных коротких фраз, штампов и цитат, услышанных где-либо и которые способны проимитировать реальную ситуацию. О себе ребенок, как правило, говорит во втором или в третьем лице. По сравнению с детьми других групп эти дети в наибольшей степени отягощены страхами, вовлечены в моторные и речевые стереотипии, у них возможны проявления несдержанных влечений, импульсивные действия, генерализованная агрессия, тяжелая само агрессия. Неприятные воздействия извне активно заглушаются аутостимуляцией, приятными сенсорными ощущениями, впечатлениями: надавливание на глазные яблоки и ушные раковины, прыжки, прослушивание одних и тех же пластинок, шуршание бумаги, застывание в необычных позах и т.д. Все это может входить в арсенал аутостимуляционных средств ребенка аутиста. Постоянная аутостимуляция дает переживание аффективного комфорта, заглушает травмирующее воздействие извне, а также дает возможность таким детям решать задачу аффективной адаптации.
Моторное развитие таких детей представляется на первый взгляд гораздо более нарушенным, чем у детей первой группы. У таких детей отсутствуют грациозные пластические движения, своеобразная ловкость в освоении пространства. Наоборот, движения напряженно скованны, механистичны, движения рук и ног плохо скоординированы. Пространство помещения преодолевают, согнувшись, перебежками, как будто чего-то опасаясь. Двигательные навыки вырабатываются у таких детей с трудом, но все же легче чем у детей первой группы, также очень неловки. Однако они все же способны усваивать форму движения и использовать в конкретных обстоятельствах. Навык у таких детей усваивается с трудом, но весьма прочно и затем ребенок может быть достаточно ловок в границах усвоенного, хотя трансформировать навык, приспособить его к новым условиям он не способен. У ребенка данной группы не возникает целостного представления об объекте, целостной картины предметного мира, как не складывается и целостного восприятия своего собственного тела, как инструмента целенаправленного действия. Для такого ребенка значительны, прежде всего, отдельные тактильные и мышечные ощущения.
Умственное развитие таких детей также ограничено коридорами стереотипов и не направленно на выявление общих соотношений и закономерностей, на понимание причинно-следственных связей, процессов, изменений, преобразований в окружающем мире. Ограниченность, узость понимания, жесткость и механичность в восприятии взаимосвязей между событиями, буквальность мышления, затрудненность символизации в игре, т.е. все те признаки, которые в настоящее время признаются наиболее характерными для аутистического, в наибольшей степени проявляются именно у детей этой группы.
3-я группа: Дети с аутистическим замещением окружающей среды.
Характеризуется группа «сверхзахвачеными» стойкими интересами. Для них характерна экстремальная конфликтность. Лицо хранит выражение энтузиазма: блестящие глаза, застывшая улыбка. Такие дети способны уже развернуть для себя цель и выработать программу для ее достижения. Но не способны приспосабливать программу к изменяющимся обстоятельствам. Моторно-неловкие дети. Имеются нарушения мышечного тонуса, слабая координация движений туловища, рук и ног, тяжелая походка, нелепо растопыренные руки. Такие дети часто налетают на предметы, вообще часто неудачно вписываются в свободное пространство. Трудности проявляются и в грубой, и в тонкой моторике. Их почти невозможно произвольно сосредоточить. Как правило, дети данной группы владеют развернутыми формами речи, но они не способны вести диалог. Они не слышат собеседника, ожесточенно цитируя целые страницы любимых книг или рассуждая на излюбленную тему. При этом характерны нарушения произношения. Ребенок часто говорит, смазано, торопливо, нечетко, иногда, интонация может не соответствовать смыслу произносимого текста.
4-я группа: Дети со сверхтормозимостью в отношениях с окружающей средой.
Характеризуется группа высокой ранимостью, снижением его активности в контактах с окружающими, неразвитостью самих форм общения, трудности сосредоточения и организации. Этим факторы способствуют формированию патологической зависимости от близких, постоянной нужды в их побуждении, одобрении, защите. Такой ребенок, как правило, трудно усваивает новые образцы поведения, стремиться к стереотипному использованию уже усвоенных форм. Он педантичен в привычках, склонен к закреплению ритуалов в поведении. Кроме того, для них характерна и своеобразная задержка речевого, моторного и интеллектуального развития. Они долго сохраняют неловкость и машинообраность движения. Ребенок теряется, подражает без особого успеха, не схватывает движения. Речь их аграмматична, замедленна, бедна, смазана. Мимика, жестикуляция, интонация тоже могут быть несколько утрированны и скандированы. Характерна тенденция ограничивать восприятие смысла события той ситуацией, в которой аутичный ребенок уже с ним встречался, и сопротивляться осознанию его новых аспектов. Слово в этом случае имеет тенденцию использоваться как ярлык, определяющий этот единственный ситуативный смысл. Дети плохо ориентируются в отношении людей, воспринимая все буквально, не чувствуют подтекста.