Глава 1. характерные признаки аутизма
Аутизм это общее нарушение развития, проявляющееся в различных формах, при котором, наблюдается прежде всего расстройство процессов коммуникации и неадекватное социальное поведение
Общепринятыми клиническими критериями являются (Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. - СПб.: 1994. - С. 178-186, 248-254):
· экстремальное одиночество, отсутствие или слабая эмоциональная связь даже с близким окружением ребенка;
· крайняя стереотипность в поведении, которая проявляется как консерватизм в отношениях с окружающей средой, страх изменений в ней, как обилие однотипных аффективных действий (стереотипных движений, манипуляций с одними и теми же объектами, влечений, интересов)
· Недоразвитие речи и интеллекта, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций.
В социально-педагогических рамках аутизм рассматривается как особый тип развития и как социально-конструируемый феномен.
Выделяют ряд концептуальных моделей аутизма.
Считается, что аутизм как психопатологический синдром (Черняева Т.И., Герасимова Е.Ю. Аутизм: особенности социального конструирования и пути социальной поддержки аутичных детей и их семей. [Текст] : учеб. пособие для вузов / М-во образования РФ Сарат. гос. техн. ун-т. - Саратов: Б.и., 1999. - 62 с.) сформировался в рамках шизофрении и связан с именем ученого Е. Блейера. У больного шизофренией происходит доминирование внутренней жизни, которое сопровождается активным уходом из внешнего мира. Индивид уклоняется от реальных закономерностей социума и живет в ирреальном мире, лишенной связи с жизнью. Аутический отказ от реальности проявляется у шизофреника в активном неприятии требований окружающего мира, в ненависти ко всему реальному.
В контексте этологического подхода (Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М. МГУ. 1985. – 167 с.; Лебединская К.С., Никольская О.С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма // Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей: НИИ дефектологии. - М.: АПН СССР, 1988. -188 с.) были систематизированы различные проявления аутизма, определены базовые проблемы лежащие в их основе и предложены модели социальной компенсации.
Ученые рассматривающие аутизм как средство социальной депривации, считают главной причиной развития не потерю связи с реальным миром, а недостаток контакта с людьми. Анализ социально психологической сущности аутизма указывает на то, что ведущей ролью в его депривации является снижение потребности индивида в общении.
Аутизм, как результат нарушения связи ребенка с матерью представлен в зарубежных исследованиях посвященных проблеме раннего детского аутизма. В формировании синдрома значительная роль отводится психотравмирующей ситуации, вызванной нарушением аффективной связи ребенка с матерью, ее холодностью, деспотичным давлением, которое парализует эмоциональную сферу и активность ребенка и затрудняет формирование устойчивой константной картины мира, что в норме является результатом когнитивного и эмоционального развития. Данный феномен был назван «Синдромом холодных матерей» (Bettelheim B. The Empty Fortress. Infantile autism and the birth of the self. NewYork, Free Press, 1967. - 523p.).
В ряде теорий в качестве основной причиной развития аутистической направленности выделяется патологическая фиксация симбиотической связи «мать - ребенок», изолирующая ребенка окружающего мира и мешающая формированию адекватного представления о нем.
В качестве причины аутизма выделяют недостаточность развития средств общения (Hermelin В., O'Connor N. Psychological experiments with autistic children. Oxford: Pergamon Press, 1970. - 142 p.).
По данным других специалистов «ведущим поражением» является нарушение бодрствования (Коган В.Е. Аутизм у детей М. Медицина. 1981. – 190 с., отсутствие спонтанной интеллектуальной активности (Wing L. Early childhood autism. Oxford. Pergamon Press. 1976. – 342 p).
Значительное число исследований посвящено патологии восприятия, его общей дезорганизации (Goldstein K. Notes on the development of my concepts. Journal of Individual Psychology, 1959. рр.15, 5-14), ослабленности реакции на зрительную стимуляцию и повышению на слуховую, визуальной агнозии, нарушению координации между сенсорной и моторной сферами, сверхсензитивности к раздражениям всех модальностей (Rimland B. Infantile autism. The syndrome and its implications for neural theory of behavior. Appleton-Century-Crofts. New York, 1974. – 282 p.), в затруднении преобразования сигналов координирования введения в систему опыта всех видов перцепции (Hermelin В., O'Connor N. Psychological experiments with autistic children. Oxford: Pergamon Press, 1970. - 142 p). Исследование аутизма с этологических позиций (Tinbergten N., Tinberger E. Autistic children. L. 1983. – 362 p.) обнаружило особую сверхчувствительность, и даже непереносимость восприятия человека: его лица, взгляда, голоса.
Ведущую роль в формировании аутистического синдрома часто отводится патологии аффективной сферы (Башина В.М. Аффективные расстройства (синдромы) в клинике шизофрении у детей // Журн. невропатол. и психиатр. - 1981. —Т. 81, вып. 10. - С.1514-1518), качественному своеобразию и задержке эмоционального развития (Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Изд. моск., ун-та, 1985. 167 с.), непониманию эмоций окружающих (S. Baron-Cohen, P. Bolton. Autism: The Facts (Oxford University, 1993. - 113 p.), и общего смысла происходящего (Frith U. Autism and Asperger Syndrome Cambridge:Cambridge University Press, 1991. - 247p).
Описывается ряд нарушений когнитивной сферы: замедление интеллектуального развития с фиксацией на ранних фазах онтогенеза, «сверхизбирательность внимания», ввиду затруднений переключения (Rutter M. Diagnostic and definition of childhood autism // Journal of Autism and Childhood Schizophrenia. - 1978. - Vol.8. - pp. 139 - 161).
Указывается на трудности создания системы опыта (Blakemore-Brown L. Reweaving the autistic tapestry - Autism, Asperger's Syndrome and ADHD Jessica Kingsley Publishers, 2001. - 224 p.), но отмечается и акселерация формирования операционной стороны мышления (Bauman M.L, Kemper T.L.The Neurobiology of Autism (Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1994. - 257 p.).
Значительную роль в патогенезе раннего детского аутизма придается патологии речи (Морозова С.С. Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии. Аутизм: Методические рекомендации по коррекционной работе / Под ред. С.А. Морозова. - М., 2002. - С. 120-151). Указывается на ее сходство с сенсорной афазией, но подчеркивается и специфичность, обусловленная нарушением коммуникативных функций (Башина В.М., Симашкова Н.В. К вопросу о восстановительной коррекции речевых расстройств у больных с синдромом раннего детского аутизма// Исцеление: Альманах. - М., 1993, вьш 1. – С. 154-160; Додзина, О.Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом / О.Б. Додзина // Дефектология. – 2004. – N 6. – с. 44-52; Wing L. Language, social and cognitive impairments in autism and severe mental retardation // Journal of Autism and Developmental Disorders. - 1981. 11. - рp. 31-33).
Сам аутизм ряд исследователей (Clements J., Zarkowska E. Behavioral Concerns and Autistic Spectrum Disorders: Explorations and Strategies for Change (Jessica Kingsley Pub, 2000. - 288 pp.) рассматривают как защитный механизм, цель которого отстранится от внешнего мира, травмирующего гиперсензитивную психику аутичного ребенка. Как защитная расценивается и одержимость определенными влечениями, двигательными и речевыми стереотипами, заглушающие чрезмерные, болезненные для аутичного ребенка сигналы извне (Asperger H. 1944. "Die 'Autistischen Psychopathen' im Kindesalter." Archiv fur Psychiatrie und Nervenkrankheiten 117: рр. 76-136).
Синдром аутизма описывается при ряде метаболических заболеваний (Autism and Pervasive Developmental Disorders.Cambridge University Press, 1998. - 220 p.): церебральном липидозе, мукополисахаридозе, нарушениях пуринового обмена. С низкой активностью дофаминергических систем связывается ряд клинических особенностей: маскообразность лица, гипо- и брадикинезия, отсутствие содружественных движений при ходьбе, психическая аспонтанность.
Некоторые из этих нарушений обнаруживаются лишь возрасте до 3 - 4 лет, поэтому речь идет о резидуальном состоянии, рубеолярной энцефалопатии. Представляется вероятной связь аутизма с хромосомной патологией: болезнью Дауна. В настоящее время большое внимание уделяется наличию ломкой Х-хромосомы. Такие аутистические симптомы как страхи, тревога, боязнь перемен обусловлены отсутствием выносливости к стрессу ввиду слабости приспособительной системы гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников.
Крупные достижения в области изучения форм умственной отсталости привели к описанию аутистических симптомов в круге умственной отсталости (Маринчева Г.С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. М. Медицина, 1988. - 256 с.). Согласно ряду исследований, люди с диагнозом аутизм имеют умственное недоразвитие, IQ менее 70 имеют 80% больных. У остальных 20% показатели IQ варьируются от 70 до 100. Отмечается, однако, что связь между низким уровнем интеллекта и аутизмом является сложной диагностической проблемой.
По данным C. Gillberg, T. Peeters, (Gillberg C., Peeters T. Autism medical and educational aspects. University of Goteborg. 1995. - 108 p.) приблизительно у одного ребенка на шесть детей с аутизмом дошкольного возраста имеется эпилепсия. Эпилептические приступы развиваются в течение первых лет жизни. У 20% эпилептические припадки начинаются в предподростковом возрасте. Около 30 - 40% взрослых с аутизмом имели когда-либо или имеют эпилептические приступы.
По меньшей мере, у одного из пяти детей-аутистов имеется нарушение зрения. Двое из пяти детей с аутизмом имеют косоглазие в дошкольном возрасте.
Также частыми являются нарушения слуха. У одного из четырех детей имеется значительные нарушения слуха, некоторые абсолютно глухие.
У 50% детей отмечаются дисгенетические нарушения: неправильной формы череп и ушные раковины, нарушения роста зубов, диспигментация кожи (Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. - СПб.: Фолиант, 1996 – 155 с.).
В связи с неоднозначностью подходов и оценки аутистических расстройств в разных странах, распространенность аутизма у детей колеблется от 4 до 60 случаев на 10 000 детского населения. Результаты анализа литературных данных выявили многочисленные направления и признаки определения понятия ранний детский аутизм, включающие: педиатрические, психиатрические, психологические, биохимические, соматические, физиологические, морфологические, биохимические, социальные, коммуникативные.
Однако все выше рассмотренные признаки имеют один общий, который их объединяет в единое целое – дидактический. Все исследователи, раньше или позже, в зависимости от постановок диагноза, приходят к заключению о необходимости индивидуального обучения ребенка. Не только его адаптации к окружающей природной и социальное среде, но и окружающую среду адаптировать к ребенку.
Последнее направление, по нашему мнению, имеет ведущее значение для обучения и воспитания погруженного ребенка-аутиста в условиях водной среды, при которых вся окружающая среда непосредственно прилипает к телу, взаимодействует с ним и в этой связи оказывает первостепенное влияние. Учитывая утверждения И.М. Сеченова (Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Элементы мысли. СПб.: Питер, 2001. - С. 69 - 178) о том, что «все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению», представляется целесообразным выявить в специальной литературе особенности проявления и формирования двигательных проявлений ребенка и с учетом этого разработать дидактическую модель формирования правильного дыхания ребенка-аутиста в процессе педагогической гидрореабилитации.