Повышение активности учеников через 2 года
Гидрореабилитации
Анализ оценки умений детей с тяжелой формой церебрального паралича в форме двойной гемиплегии от исходного первого занятия и после двухлетнего курса гидрореабилитации и обучения плаванию показал достоверное (p<0,001) повышение двигательной активности в каждой возрастной группе (табл. 14).
Показанные в таблице 14 результаты оценки умений выполнять двигательные действия свидетельствуют о большой возможности занятий в условиях водной среды повышать двигательную активность ребенка-инвалида с тяжелыми формами детского церебрального паралича. Из них выделим основные умения.
Так, в результате сравнительного анализа исходных и заключительных показателей нами было установлено выполнение захватов кистью во всех возрастных группах: пальца тренера в группе 1,5-3 года: доски для плавания в других группах. Данный показатель «захват» является жизненно необходимым в условиях пребывания ребенка в воде, поскольку неумение его выполнить, например, по причине сильного спастического состояния мышц кисти может являться причиной погружения ребенка под воду и создания особо опасной ситуации с угрозой для жизни.
Столь же важны умения движений в локтевом и плечевом суставах. Данное умение связано с возможностью удержания головы у поверхности воды и ее подъема или поворота в сторону для выполнения вдоха.
Однако, педагогические наблюдения за детьми 1,5-3 года позволили выявить возможность некоторых детей переворачиваться из положения - лежа на груди лицом вниз, в положение на спине или на боку для выполнения вдоха. При этом руки у ребенка располагались в воде вдоль тела («по стойке смирно»), либо были согнутыми в локтевых суставах.
Таблица 14
Повышение двигательной активности учеников с двойной гемиплегией
после 2-х летнего курса начального обучения плаванию
Оценка умения, баллы | Возрастные группы, лет | ||||||
1,5-3 (n=8) | 7-9 (n=9) | 10-12 (n=12) | |||||
до | после | до | после | до | после | ||
Движение в суставах | Кисти | 1,0 | 3,2 ± 1,7 | 3,2 ± 1,6 | 4,5 ± 0,5 | 2,5 ± 1,2 | 3,1 ± 1,0 |
локтевом | 2,3 ± 1,0 | 4,3 ± 0,7 | 3,6 ± 1,4 | 4,9 ± 0,1 | 3,1 ± 1,0 | 3,5 ± 0,9 | |
плечевом | 2,3 ± 1,0 | 4,5 ± 0,5 | 3,4 ± 1,3 | 4,7 ± 0,3 | 2,0 ± 0,8 | 3,6 ± 0,8 | |
Лежать «на суше» | 4,3 ± 0,7 | 4,5 ± 0,5 | 3,0 ± 0,4 | 5,0 | 1,9 ± 0,3 | 3,8 ± 1,0 | |
Лежать «на воде» | 4,1 ± 0,4 | 4,8 ± 0,2 | 2,5 ± 0,8 | 5,0 | 4,3 ± 0,6 | 4,8 ± 0,2 | |
Сидеть | 2,3 ± 1,1 | 4,2 ± 0,5 | 3,6 ± 1,0 | 4,7 ± 0,3 | 3,1 ± 0,6 | 3,6 ± 0,8 | |
Стоять | 1,8 ± 0,8 | 4,2 ± 0,6 | 2,3 ± 1,4 | 4,3 ± 0,7 | 2,6 ± 0,8 | 4,1 ± 0,9 | |
Встать на стопу | 2,5 ± 1,1 | 4,5 ± 0,4 | 2,3 ± 1,4 | 5,0 | 3,3 ± 0,9 | 4,3 ± 0,6 | |
Ходить | 1,0 | 4,0 ± 0,5 | 2,0 ± 1,6 | 3,3 ± 1,0 | 1,6 ± 0,4 | 3,7 ± 1,0 | |
Захват палки | 3,5 ± 1,1 | 4,0 ± 1,6 | 3,2 ± 1,1 | 5,0 | 2,3 ± 1,8 | 3,8 ± 0,6 | |
Захват трапа | 1,0 | 2,7 ± 1,3 | 2,3 ± 1,4 | 5,0 | 2,3 ± 1,8 | 4,0 ± 1,0 | |
Захват борта (в т.ч. ванны) | 1,8 ± 0,8 | 4,0 ± 0,5 | 3,2 ± 0,7 | 5,0 | 2,3 ± 1,9 | 4,0 ± 1,0 | |
Захват доски | 1,0 | 1,0 | 1,8 ± 0,1 | 5,0 | 2,3 ± 1,8 | 4,0 ± 1,0 | |
Задержать дыхание | 1,0 | 3,5 ± 1,1 | 1,0 | 5,0 | 1,0 | 5,0 | |
«Поплавок» | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 3,4 ± 0,9 | 1,0 | 2,0 ± 1,8 |
Продолжение таблицы 14
«Лежание на груди» | 1,0 | 4,0 ± 0,5 | 1,0 | 5,0 | 1,0 | 5,0 |
«Стрелка на груди» | 1,0 | 1,5 ± 0,4 | 1,0 | 3,0 ± 0,0 | 1,0 | 2,0 ± 1,8 |
«Стрелка на спине» | 1,0 | 1,5 ± 0,5 | 1,0 | 2,3 ± 1,0 | 1,0 | 2,5 ± 0,9 |
«Плавание на груди – одними ногами» | 1,0 | 2,5 ± 1,1 | 1,0 | 5,0 | 1,0 | 5,0 |
«Плавание на спине – одними ногами» | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 3,4 ± 0,9 | 1,0 | 3,8 ± 1,0 |
Плавание 3 м | 1,0 | 2,0 ± 0,9 | 1,0 | 3,2 ± 2,1 | 1,0 | 5,0 |
Плавание 10 м | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 3,2 ± 1,1 | 1,0 | 3,0 ± 1,8 |
Плавание 25 м | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 2,7 ± 1,1 | 1,0 | 3,0 ± 2,0 |
Важным является умение «лежать на воде», особенно в положении на спине. При этом, с позиции здорового ребенка, появляется возможность выполнять вдох и выдох без погружения головы под воду.
Однако, для большинства больных гемиплегией в начале занятий характерным положением тела в воде является поза «эмбриона», при которой лежать на спине с согнутыми к животу ногами невозможно. Для того чтобы избежать данной порочной позы выполнялся на протяжении 10-20 занятий, ряд специальных упражнений для разгибания ног в тазобедренных и коленных суставах.
Другой, отмеченной нами порочной особенностью ребенка, являлось неумение, страх и нежелание лежать в воде в положении на спине. В процессе бесед с родителями выяснилось, что дома ребенок не может спать или лежать в положении на спине, предпочитая положение на груди либо на боку. Продолжительные до 15-30 занятий выполнения подводящих упражнений позволили не только научить ребенка лежать в воде на спине и продвигаться в ней, но, по свидетельству родителей, спать на спине. Это служит важным доказательством переноса навыка развиваемого у ребенка-инвалида в воде на умение выполнять подобное движение или принимать позицию «на суше».
Умением самостоятельно проплывать дистанцию вольным стилем 3, 10 или 25 метров овладели в своих возрастных группах большинство учеников. В целом для преодоления дистанции учениками характерно большое разнообразие двигательных действий, как по форме, так и по скорости их выполнения, времени преодоления дистанции. Все движения объединяло одно принципиальное условие, – ребенок самостоятельно перемещался на поверхности воды.
В наших естественных экспериментах из 29 детей с двойной гемиплегией в начале занятий могли самостоятельно стоять и ходить 4 ребенка, 25 детей перемещались по службам и помещениям бассейнов на руках тренера или с использованием коляски. В процессе усвоения умения выполнять попеременные движения ногами в водной среде научились самостоятельно стоять 20 детей, в том числе, самостоятельно ходить - 13, ходить с поддержкой тренера – 7. По свидетельству родителей у всех детей прошедших курс гидрореабилитации и обучения плаванию улучшилось состояние физического, психического и интеллектуального развития (приложение 3).
За двухлетний период наших исследований не смогли научиться самостоятельно стоять и ходить 5 детей с тяжелой формой детского церебрального паралича (4 ребенка с атонически-астатической или мозжечковой формой, 1 – с двойной гемиплегией). Однако самостоятельно преодолевали дистанцию вольным стилем до 3 метров в положении на груди с опущенным лицом в воду.
Вывод по 6 главе
Технологии гидрореабилитации и обучения плаванию детей-инвалидов с последствиями детского церебрального паралича обеспечивает достоверное (p<0,05) повышение уровня физического развития учеников от исходного, по показателям: роста – в возрасте от 1,5 до 3 лет на 28,5%, от 7 до 9 лет на 33,2%, от 10 до 12 лет на 14,4%; веса – в возрасте от 1,5 до 3 лет на 78,6%, от 7 до 9 лет на 54,6%, от 10 до 12 лет на 78,2%; окружности грудной клетки - в возрасте от 1,5 до 3 лет на 19,7%, от 7 до 9 лет на 19,7%, от 10 до 12 лет на 23,2%.
Контрольные вопросы.
1. Уровень отклонения в состоянии физического развития детей с ДЦП - двойной гемиплегией в начале занятий.
2.Как изменился уровень отклонения в состоянии физического развития учеников с двойной гемиплегией после 2-х летнего курса гидрореабилитации и обучения плаванию.
3.Как изменился уровень двигательной активности учеников с двойной гемиплегией после 2-х летнего курса гидрореабилитации и обучения плаванию.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Безотечество, К. И. Гидрореабилитация: Учебное пособие модуля дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» / К. И. Безотечество. – ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Издательство ТГПУ, 2012 – 265 с.
2. Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
3. Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида / Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин // – СПб.: Плавин, 1999. – 91 с.
4. Мосунова, М.Д. Гидрореабилитация ребенка с эпилепсией (Учебно-методическое пособие) / М.Д. Мосунова, А.А.Литвинов // СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, СПб., 2007. - 74 с. По решению Редсовета НГУ им. П.Ф. Лесгафта.
5. Погребной, А.И. Двигательная и психическая реабилитация глухих и слабослышащих детей средствами плавания : Методическое пособие / А.И. Погребной, С.А. Мясищев. – Краснодар: КГУФКСТ, 2005. – 84 с.
6. Шпак, С.Л. Гидрореабилитация ребенка с последствиями церебрального паралича : учебно-методическое пособие / С.Л. Шпак, Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев / Под ред. Проф. Д.Ф. Мосунова Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб. : [б.и.], 2007. – 142 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Нормативно-методический документ ООН» (от 20 декабря 1993, резолюция 48/96).
2. «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека» (от 19 октября 2005 г., 33-я сессия ЮНЕСКО).
3. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) /Д.Ф. Мосунов // – СПб.: Плавин, 1996. – 176 с.
4. Пермяков, В.Е. Использование средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей 9-11 лет с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук / В.Е. Пермяков. – Краснодар, 2004. – 207 с.
5. Петрухин, А.С. Эпилептология детского возраста : руководство для врачей / А.С. Петрухин ; под ред. А.С. Петрухина. – М. : Медицина, 2000. – 624 с.
6. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов // Элементы мысли. – СПб. : Питер, 2001. – С. 404.
7. Семенова, С.А. Коррекция режимов двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях экологического загрязнения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 26 с.
8. Станкин, М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 222 с.
ЧАСТЬ 2.