Активность ребенка с церебральным параличом в форме

«спастическая диплегия» через 2 года занятий в условиях водной среды

Результаты наших педагогических экспериментов и наблюдений, выполненных в период 1996 – 2001 гг., экспериментально подтверждены основные модели предполагаемых двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды, апробированы средства и методы повышения активной деятельности ребенка и методика индивидуального обучения для самопередвижения в водной среде. На основании экспериментально выявленного количества занятий необходимого для решения или не решения учеником поставленной тренером двигательной задачи впервые получены исходные данные необходимые для составления другими исследователями примерного планирования индивидуальных уроков для ребенка с церебральным параличом в форме «спастическая диплегия - тетрапарез» (табл. 5).

Общая характеристика на первом занятии в бассейне. Мышцы тела ребенка находятся в состоянии повышенного тонуса, проблемы координации движений глаз, головы, сгибания разгибания рук и ног, голова непроизвольно поворачивается в противоположную сторону от объекта внимания ребенка (например, предложенной доски). Передвижение «на суше» возможно с помощью костылей, возможно на носках с приподнятыми пятками.

Таблица 5

Активность ребенка со спастической диплегией (тетрапаретической) формой

церебрального паралича в условиях плавательного бассейна

(первое занятие - через 2 года)

  Форма проявления дидактической задачи   Ребенок нормального развития (n= 133) Ребенок со спастической диплегией (n= 39) 1 занятие Оценка решения дидактической Задачи (через 2 года)
контакт с тренером имеется отсутствует решена за 1 занятие
передвижение в коляске не требуется требуется решена за 1 занятие
в раздевалке самообслуживание требуется помощь Частично решена
в туалете самообслуживание требуется помощь Частично решена
в душе самообслуживание требуется помощь решена за 10 занятие
при спуске в воду самостоятельно требуется помощь решена за 8 занятие
выход из воды самостоятельно требуется помощь решена за 25 занятие
стойка на дне выполняется не выполняется решена за 1 занятие
передвижение по дну выполняется не выполняется решена за 3 занятия
захват твердой опоры есть нет решена за 5 занятие
захват подвижной опоры есть нет решена за 10 занятие
удержание за тренера не требуется самостоятельно не может решена за 2 занятие
удержание тренером не требуется требуется не требуется через 5 занятий
удержание у поверхности воды нет нет решена за 1 занятие
самостоятельно проплывать 25 метров нет нет решена за 40 занятий
выполнение вдоха через рот не умеет не умеет решена за 4 занятия (на груди)
выполнение вдоха через нос умеет умеет умеет
выполнение вдоха под водой не выполняет выполняет вдох под водой не выполняет
«захлеб» отсутствует есть «захлеб» не выполняет
выполнение выдоха через рот в воду не умеет не умеет решена за 10 занятий
выполнение выдоха через нос в воду не умеет не умеет решается с трудом
выполнение задержки дыхания на вдохе не умеет не умеет решена за 10 занятий
ритмичное дыхание отсутствует отсутствует решена за 10 занятий
неконтролируемое погружение головы в воду отсутствует отмечается в 100% отсутствует
отказ от выполнения задания нет есть нет


Продолжение таблицы 5

состояние тревоги у ученика есть есть есть
состояние тревоги у тренера нет есть есть
неудобная поза положение ученика нет есть есть
опасное для жизни положение ученика есть есть есть
охлаждение ученика есть есть есть
«рефлексзапрещающая позиция» нет есть решается с трудом
передвижение на руках тренера нет есть прекращается на 15 занятии
неконтролируемые ребенком движения головой нет наблюдаются прекращаются на 6 занятии
необходимость поддержания тренером головы ребенка нет необходимо прекращается на 2 занятии
спастически зажатые пальцы рук нет наблюдаются решается с трудом
удержание в воде тренером ребенка: на руках, лицом, спиной, боком нет необходимо Необходимо для специальных упражнений
упражнения для самозахвата руками ребенка лестничного трапа нет необходимо решена за 10 занятий
упражнения на пассивное сгибание-разгибание конечностей ребенка с помощью тренера и гидродинамического сопротивления движению нет необходимы необходимы


Наши рекомендации