Предвидение и преодоление развития особо опасной ситуации.

1. Тренер контролирует безопасный уровень подъема ребенка над поверхностью воды, удерживая его тело в вертикальном положении, при котором рот ребенка находится на одном уровне со своим ртом.

2. Обеспечить непрерывный визуальный и контактный контроль. При «захлебе» ребенка необходимо тренеру: поднимая его в вертикальное положение и удерживая на согнутых руках, развернуть лицом к себе, – выполнять кашлеобразные движения, тем самым, показывая ребенку необходимое для него действие.

3. Тренер, прижимая руки ребенка к доске своими руками, удерживает доску.

Взаимное расположение тренера и ребенка в воде на первом занятии. Тренер, стоя на дне, удерживает ребенка в вертикальном положении в воде, лицом к себе. Вначале занятий – одна рука тренера располагается в области подмышечной впадины ребенка и прижимает его тело к туловищу. Голова ребенка удерживается над водой приподнятым кверху плечом тренера, а свободной рукой со стороны затылка.

Реализация дидактических моделей. В процессе многолетних педагогических экспериментов по гидрореабилитации и начальному обучению плаванию детей-инвалидов с двойной гемиплегией нами уточнялись условия реализации дидактических моделей предполагаемых двигательных действий, адаптирование методик их усвоения нашими учениками.

Упражнения.

Разнообразные совместные покачивания, стоя на месте.

Перемещения по дну с ребенком на руках, изменяя свободной рукой положения тела ученика.

Выполнение упражнений на разгибание под водой пальцев ученика тренером.

Выполнение упражнений на захват под водой пальцами ученика доступных предметов - игрушек.

Выполнение руками тренера движений ногами ребенка: одной ногой, попеременно обеими ногами, одновременно двумя ногами с пересечением поверхности воды.

В педагогических экспериментах выявлялись возможности и условия выполнения упражнений «начальной школы плавания», направленных на ознакомление с физическими свойствами водной среды и подготовительных упражнений по освоению с водой, прежде всего связанных с выполнением в условиях гидроневесомости простейших движений и принятием необходимых позиций тела.

В результате наших экспериментов с детьми-инвалидами с двойной гемиплегией выявлено:

- передвижение в толще воды ученика с двойной гемиплегией возможно только с помощью тренера, находящегося в воде. Самостоятельное усвоение двигательных действий происходит медленно.

Так, самостоятельное плавание в положении на груди (кроль без выноса рук) на дистанции 25 метров усвоили 3 ученика из 9 детей с тяжелой формой поражения за 2,5 года занятий. Остальные проплывали до 10 метров.

Начальное упражнение на «погружение» ребенка - выполняется с помощью тренера, находящегося в воде и удерживающего ребенка в вертикальном положении в последовательности:

- мокрой рукой, проводить по лицу ученика со словами «ныряем», на 2-3 занятии;

- поливать лицо ученика из ладони, детского ведерка, игрушки, на 2-3 занятии. Выполнять до усвоения ребенком умения не захлебываться и не пугаться;

- опускать лицо ребенка на мгновение до положения «рот под водой»;

- опускать лицо ребенка на мгновение до положения «нос под водой»;

- опускать лицо ребенка на мгновение до положения «глаза под водой»;

- опускать лицо ребенка на мгновение до положения «голова под водой»;

-периодически опускать ребенка под поверхность воды в положении на груди и поднимать над поверхностью. Выдерживать паузу для последующего погружения, наблюдая готовность ученика к погружению. Опасная ситуация: торопливость в выполнении упражнения приводит к «захлебу» ребенка;

- после усвоения упражнения «погружения», выполнять упражнение «лежание на груди», удерживая ребенка со стороны спины. Помогать подъему головы ребенка для вдоха: тренер, увидев движение головы ребенка под водой в направлении подъема к поверхности, погружает под воду с помощью предплечья одной своей руки спину и ноги ребенка, одновременно, приподнимая над водой голову для вдоха. Выдерживает паузу для последующего выполнения.

Опасная ситуация: упражнение «лежание на спине» ребенком с двойной гемиплегией не отмечалось в наших 7-ми летних исследованиях и педагогических наблюдениях

Наши рекомендации