Занятиях по начальному обучению плаванию
Невозможно начинать любой процесс обучения без проведения первого занятия. Именно на первом занятии двигательные действия ребенка с тяжелыми последствиями церебрального паралича в плавательном бассейне представляют принципиальные особо опасные трудности, связанные с угрозой жизни и здоровья ребенка-инвалида. Но именно они до настоящего времени не находят свое отражение в специальной литературе.
Возникает проблема обучения тяжелобольного ребенка двигательным действиям в условиях государственного учреждения плавательного бассейна, бассейна типа «лягушатник» и обычной ванны. Поставленная проблема решалась в условиях глубокого плавательного бассейна НГУ им. П.Ф. Лесгафта (25х15х1,50 – 5,00 м), бассейна Атлантида города Пушкин Ленинградской области (25х12х1,2 м). Общей особенностью работы тренерского состава в условиях погружения в воду являлось удержание ребенка на руках до начала его самостоятельного плавания. При этом в двух последних бассейнах тренер имел возможность стоять на дне бассейна, но при работе в бассейне НГУ им. П.Ф. Лесгафта педагогу можно было стоять лишь на мелкой части, а на большей части – 23 метра, тренер поддерживал ребенка, находясь на плаву.
Проведенные шести летние педагогические наблюдения за тренерско-преподавательским составом, а также в процессе авторской работы тренером по плаванию с детьми-инвалидами с последствиями церебрального паралича, позволяют выявить характерные условия выполнения двигательных действий на первых занятиях. Безусловно, каждый тяжелобольной ребенок проявляет индивидуально целый комплекс двигательных, зачастую и интеллектуальных, отклонений в состоянии здоровья, однако, наши педагогические наблюдения с использованием видеозаписи и последующим анализом позволили, выявить, общие характерные факты проявления двигательных действий каждого больного, общие черты, характерные для таких детей.
При нахождении в чаше бассейна ребенок находится в состоянии крайне неустойчивого психического и двигательного равновесия, при этом отмечаются пять характерных положений тела в пространстве: сидя на скамейке, стоя или в движении на борту бассейна, вход в воду, стоя у лестницы спуска в воду, лежа в воде.
В любом из выделенных пяти характерных условий движения ребенок-инвалид находится в состоянии повышенной тревожности и готовности к формированию критических ситуаций.
Сидя на скамейке рядом с родителем или у него на руках, при ожидании приглашения тренера для входа в воду у ребенка отмечается напряженное выражение лица, скованность позы тела, резкость движений рук, у некоторых детей – испуг, озноб и «гусиная кожа», перебирание полотенца или спортивного халата, цепкое удержание родителя за руку. Отмечается, что доброжелательное мягкое общение тренера в этот период снимает или ослабляет возникшее напряжение ребенка.
Стоя или в движении на борту бассейна. Выявлены затруднения с подъемом со скамейки в положение стоя. Ребенок «как бы приклеивается» к скамейке или к родителю, если находится у него на руках. Проявляется страх первого шага на пути к лестничному трапу (в случаях умения ходить). У детей с ДЦП отмечается неустойчивость сохранения равновесия на борту бассейна как в положении стоя, так и при передвижении. Обеспечение поддержки тренера за одну или две руки ребенка придает ученику уверенность в передвижении. В тяжелых случаях тренер берет ребенка на руки.
Вход в воду вызывает подчас большие трудности.
Так, дети с ограничением в выполнения движений руками не могут выполнить захват поручня, – кисти не слушаются: не разгибаются пальцы, не сжимаются из-за сниженного тонуса мышц, руки или одна рука выполняет беспорядочные неконтролируемые движения. Ограниченная подвижность ног не позволяет ребенку выполнять шагающие движения по лестничному трапу при спуске или подъеме. Ребенок не может принять положение «спиной к воде» в начале спуска по лестничному трапу. Спонтанные движения головой не позволяют ориентироваться в подходе к трапу при спуске в воду или при подъеме из воды.
Организация входа в воду требует от тренера повышенного внимания и усиленной страховки. Опасность возникновения и развития критической ситуации на занятиях в чаше бассейна может произойти: при спуске и попадания ног между лестницей и бортом бассейна; при отпускании ребенком рук от лестницы и последующем падением в воду; удара тренера какой-либо частью тела при спуске в воду; отталкивания и отпускания рук от лестницы, находясь спиной к тренеру; захват спереди руками за шею и ногами за тело тренера.
Стоя у борта бассейна. На первых занятиях возникают затруднения с захватом руками борта бассейна и самостоятельного удержания возле него. Ребенок стоит на выступе полупогруженный в воду. При этом на туловище возникают особые условия выполнения двигательных действий в виде постоянного перехода из воздушной среды под воду и наоборот. Непрерывно изменяется гидростатический и гидродинамический режим взаимодействия, тепловой режим взаимодействия организма с окружающей средой, изменяются условия опасности захлебнуться водой, отпустить руки, удариться о бортик бассейна головой.
Лежа в воде. Положение тела в воде, лежа на спине или на груди в условиях глубокого бассейна выполняются при нахождении тренера в воде. Как правило, тренер удерживает ребенка на руках. При изучении упражнения «лежа на спине» большие проблемы возникают в принятии горизонтального положения тела. Отмечается сильное сгибание туловища до положения «сидя в воде».
Особые затруднения вызывает опускание головы до линии погружения ушей в воду. Часто мешает резиновая шапочка большого размера. Она постоянно западает на глаза или сваливается с головы. Это раздражает ребенка, отвлекает его, мешает тренеру, который вынужден постоянно поправлять шапочку. Вода, набираясь под шапочку, вызывает у ребенка неприятные ощущения в области ушных раковин, он непрерывно старается вылить воду. По выражению ребенка, он боится, что вода останется под шапочкой и попадет в ухо.
Отметим особые условия, возникающие при принятии положения «лежа на спине» такие как: боязнь лежать на спине (подобные дети спят только в положении на груди или на боку), потеря визуальной ориентации и в этой связи невозможность контроля своего пространственного местонахождения, погруженность тела и головы в воду, попадание воды на лицо, в глаза, в уши, восприятие потери веса тела, отсутствие чувства твердой опоры, колебание тела у поверхности воды, волнообразование, брызги, непривычные для ребенка звуки, температура воды.