Начального обучения плаванию
Выбор дидактических признаков предполагаемых двигательных действий и условий их усвоения в водной среде ребенком-инвалидом по их соответствию средствам и методам начального обучения плаванию в настоящей работе выполнялся с учетом выдвинутой И.М. Сеченовым концепции о развитии двигательной и интеллектуальной деятельности.
Предложенная И.М. Сеченовым концепция развития двигательной и интеллектуальной деятельности сохраняет, анализирует и обобщает многовековой опыт, открывает новые направления научных исследований и практической деятельности не только в физиологии, но в педагогике физического воспитания и развития человека Мысли, убежден И.М. Сеченов (1866), соответствует предшествующее чувственное впечатление. «Насколько мысль представляет членораздельную группу в пространстве и во времени, связке в чувственной группе всегда соответствует двигательная реакция упражненного органа чувств, входящая в состав акта восприятия. При сопоставлении зрительного, осязательного и других форм чувствования, мышечное чувство придает, с одной стороны, впечатлению членораздельность, с другой – связывает звенья его в осмысленную группу».
Следует отметить, важное значение тесной взаимосвязи двигательной и интеллектуальной деятельности для физического и умственного развития больного ребенка, а именно, замечание И.М. Сеченова (1963) об акте сопоставления предметов мысли по сходству. При этом «деятелями являются органы памяти. Говорю не орган, а органы потому, что для физиолога это суть центральные придаточные снаряды к органам чувств и всем заучиваемым человеком сложным движениям».
Иначе говоря, современным дидактическим языком, за «органами» выявляются дидактические средства учения человека.
П.Ф. Лесгафт (1908), анатом, педагог, человек широкой эрудиции в продолжении идеи заложенных в концепции И.М. Сеченова показал, что двигательная деятельность при выполнении физических упражнений укрепляет не физическое, но умственное состояние человека, развивая как дух, так и тело.
Последующие работы ученых показали важнейшую роль действия и «обратной афферентации» в управлении речевой функции, поведением и психическими процессами. Наконец, на основе экспериментальных данных А.В. Запорожец (1963, 1967) и другие авторы выдвинули теорию кольцевой зависимости в формировании восприятия и действия (М.М. Кольцова, 1967).
Большое значение в развитии восприятия и интеллекта ребенка придается деятельности. Первые экспериментальные и клинические исследования в этом направлении связаны с именами Л.С. Выготского (1934),.
Отклонения или отставание в состоянии здоровья, деятельности органов и систем ребенка приводит к задержке нормального развития. У ребенка с церебральным параличом в силу двигательной недостаточности формирование сенсорного восприятия может быть нарушено на самых ранних этапах его становления. Так нарушение моторного аппарата глаз, а также недоразвитие статокинетических рефлексов способствует ограничению поля зрения у таких детей. В тоже время доказана связь развития поля зрения с формированием произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов (М.Б. Эйдинова, 1959; Б.Г. Ананьев 1964).
«Патология двигательной функции у детей с церебральными параличами является одним из важнейших факторов, замедляющих и искажающих интеллектуальное и психическое развитие. Патологическое состояние зрительного и слухового восприятия в результате поражения рецепторных систем также может приводить к недоразвитию познавательной деятельности, речи и интеллекта этих детей. Развитие активной деятельности в конечностях, особенно в дистальных отделах, по функции наиболее сложных, возможно лишь тогда, когда для этого создаются определенные предпосылки, – развивается кинестезия, обуславливающая нормальную афферентацию» (К. А. Семенова, 1968).
У детей с церебральными параличами не возникает непонимания схемы своего тела в таком масштабе и в таком смысле, как это наблюдается у взрослых больных, при соответствующей локализации процесса. Дети с сохранным интеллектом знают расположение своих конечностей, хорошо различают правое и левое. Однако многие из них «забывают» пользоваться своими пораженными конечностями даже в тех случаях, когда парезы конечностей у них не значительны. Дети игнорируют свою пораженную руку и редко пользуются ею, что отмечается очевидностью и в случае умеренного поражения.
Подавление деятельности кинестетического анализатора затрудняет, а в некоторых случаях, по-видимому, и исключает выработку тех условно рефлекторных связей, на основе которых строится чувство собственного тела, чувство позы и, наконец, тонкая моторика (С.Ф. Семенов, 1964). Ребенок с церебральным параличом никогда не умел пользоваться конечностью, поскольку соответствующие связи между кинестетическими и двигательными клетками коры у него не выработаны.
Таким образом, кинестезия является существенным фактором в организации сложных форм, формировании активной моторики, имеющей целенаправленный характер. У детей с церебральным параличом стимуляция дефектного афферентного звена двигательного анализатора может значительно перестроить его деятельность и способствовать развитию моторных возможностей парализованных возможностей.
В основе терапии начальной восстановительной стадии лежит стремление привести моторное развитие ребенка, страдающего церебральным параличом, в той или иной степени в соответствие с двигательными возможностями, присущими здоровому ребенку его возраста. Именно это положение лежит в основе всех терапевтических мероприятий предлагаемых различными авторами.
Принципиально следует отметить, что все медицинские мероприятия по развитию статокинетических рефлексов (Huth, 1964), либо направленные на восстановление утраченных двигательных функций больных детей (С.Ф. Семенов, 1964) включают средства и методы обучения ребенка тем или иным движениям, т.е. используют, прежде всего, дидактический подход.
Водная среда и ее соединения открывают большие возможности в преодолении многих тяжелых поражений и заболеваний (Ю.К. Миротворцев, Н.А. Белая, 1970), в том числе, средствами лечебной физической культуры в воде, средствами гидрореабилитации и гидропедагогики (Д.Ф. Мосунов, 1992; С.Л. Шпак, 2002).
Наибольшая эффективность в повышении двигательной активности ребенка-инвалида будет достигнута тогда, когда при обследовании удастся выяснить и правильно определить ведущие причины двигательных нарушений и наметить пути их преодоления на данном этапе гидрореабилитации, а также дальнейшую последовательность и взаимосвязь других методов в комплексном применении. Это может быть решено только при помощи специальных знаний и опыта.
Восстановительное лечение при детском церебральном параличе – длительный процесс, который охватывает годы, ибо пока идет формирование организма, то возможна компенсация. Особенно если идет речь о детях с тяжелыми формами поражениями опорно-двигательного аппарата, которые имеют возможность, обучатся только на дому по резко сокращенной общеобразовательной программе (К. А. Семенова, 1968).
Л.П. Матвеев (1991), раскрывая основные аспекты обучения двигательным действиям с позиции методики физического воспитания, отмечает две стороны двигательно-координационных способностей: первая, - координировать согласовывать, соподчинять, организовывать в единое целое при построении и воспроизведении новых действий; вторая, - перестраивать координацию движений в соответствии с требованиями меняющихся условий. Отмечая важное значение для оптимизации двигательных действий соразмерности и регулирования пространственных, временных и динамических характеристик ученый выделяет ведущее качество напряженности (скованности) поддерживать позу и выполнять двигательные действия, различая тоническую и координационную напряженность. Л.П. Матвеев (1991) полагает, что способности во многом определяются возможностями центральной нервной и периферической систем, сенсорных систем, состоянием нервно-мышечных механизмов регулирования функций двигательного аппарата.
Имеющиеся в литературе проявления двигательных действий в условиях водной среды представлены в общей форме типа: «ноги работают, производя удары от колена», «работают преимущественно здоровой рукой и немного здоровой ногой» и т.п. (К.А. Воронов, Б.В. Жиромский, В.М. Ребик, 1972), что не позволяет создать даже приблизительное представление о форме и характере двигательных действий основного движителя - пловца кисти и стопы. При этом описания носят общий характер и не показывают степень поражения и форму детского церебрального паралича, что делает невозможным использовать данные не только для практики обучения, но и для сравнительного анализа. Не содержат качественных и количественных характеристик техники плавания, рекомендаций по методике обучения в зависимости от форм заболеваний, температурного режима воды.
Аналогичные описания двигательных действий широко приводятся в специальной литературе по обучению плаванию здоровых детей, оцениваются как ошибочные и нуждаются в исправлении (Н.Ж. Булгакова, 2001).
Известные положения об оздоровительном влиянии водной среды на развитие ребенка накопленный положительный опыт гидрореабилитации детей-инвалидов (Д.Ф. Мосунов, 2002) свидетельствует, что при необходимой организации работы с тяжелобольными детьми, даже простое погружение в воду служит дидактическим средством для повышения эффективности развития двигательных действий ребенка и на этой основе улучшения его физического и интеллектуального развития.
Основные упражнения, которые служат эффективной моделью для разработки индивидуальных средств начального обучения плаванию детей с тяжелой формой церебрального паралича.
Во-первых, изучение литературных источников, с целью выявления соответствия выделенного нами признака, исходного для любой формы церебрального паралича - самоудержание позы ребенка (в горизонтальном и вертикальном положении) средствам, опубликованным в специальной литературе для здоровых детей, показало:
- наиболее близкими по критериям формы тела ребенка и возможностями тренера удержания ребенка у поверхности воды является упражнения «лежание на груди»;
- приближаются, по этим же критериям, упражнения само выполнения ребенком положения «лежа на груди в упоре руками о дно на мелком месте» и «упор сзади, сидя на мелком месте в воде» (Т.И. Осокина, 1985);
- упражнения на поддержку здорового ребенка грудного возраста в положении «на груди» и «на спине» (З.П. Фирсов, 1978);
- оценку подобных упражнений у здоровых детей следует выполнять по времени удержания ног у поверхности воды, от принятия неподвижной позы «на груди» или «на спине» до начала погружения (Т.В. Ермилова, 1983).
При этом об осуществлении поддержки и помощи тренера в случае – с детьми грудного возраста.
Во-вторых, определяющие признаки соответствия методики – выполнение двигательных действий ногами, отражают упражнения для здоровых детей:
- связанные с удержанием вертикальной позы тела, стоя на мелком месте бассейна или естественного водоема с различной глубиной погружения;
- упражнения с захватом неподвижной опоры – борта бассейна, разделительной дорожки, дна бассейна;
- упражнения с удержанием подвижной опоры – доски, круга, поплавка;
- упражнения с поддерживающей опорой – наплечными поплавками, надувными и плавающими матрасами.
В-третьих, определяющие признаки соответствия методики – двигательные действия пальцев, отражают упражнения плавания с доской, с удержанием неподвижной опоры – борта бассейна, поручня лестничного трапа в воду, разделительной дорожки бассейна.
При этом сгибание или разгибание пальцев в условиях водной среды в упражнениях для здоровых детей встречается как при вертикальном положении тела, так и при горизонтальном, в том числе при переходе из воздушной среды в воду и обратно.
Зачастую встречаются упражнения, при которых руки выполняют захват неподвижной или подвижной опоры и, одновременно, сами служат опорой для удержания тела у поверхности воды или его продвижения вперед, когда ноги выполняют активные двигательные действия.
Данные упражнения для рук могут быть апробированы в качестве модели двигательных действий при начальном обучении плаванию детей с тяжелыми поражениями церебральным параличом.
В-четвертых, упражнения на дыхания. Соответствие методики по данному признаку кажется вполне естественным и простым для здорового ребенка, но для больного, подчас, координация дыхательных движений в зависимости от изменяющейся двигательной деятельности представляет значительные затруднения. Выполнение актов дыхания крайне затруднено в условиях водной среды: погружения грудной клетки под воду вызывает резко изменяющееся гидростатическое и гидродинамическое сопротивление дыханию, приводит к частичной утрате привычной для ребенка координации дыхательных движений в воздушной среде при относительно постоянном атмосферном давлении.
Степень качественного соответствия предполагаемых двигательных действий в условиях водной среды ребенка-инвалида средствам и методам начального обучения плаванию детей определялась нами, с учетом позиции жизненной необходимости – сохранения жизни и здоровья ребенка, по опубликованным данным в доступных литературных источниках.
Основной посылкой выбора главной оценки по признаку - сохранения жизни являлись: результаты практической деятельности многих поколений специалистов по обучению плаванию, обеспечивающих безопасность проведения занятий в водной среде; вместе с тем, не прекращающиеся трагические случаи утопления человека в условиях плавательного бассейна; огромное число утоплений на естественных водоемах в России и за рубежом.
Аналогичный критерий «опасность для жизни и здоровья ребенка» был эффективно использован В.Г. Сазыкиным (2001) в фундаментальных исследованиях опасных и особо опасных критических ситуаций при обучении плаванию детей-инвалидов и разработке методики их предупреждения и преодоления. Практические результаты современных ученых, работающих с детьми инвалидами в водной среде, также отмечают реальность формирования тяжелых несчастных случаев на воде и необходимость их предупреждения.