Модель двигательных действий ребенка и взаимоотношение с тренером в начальном обучении плаванию
(ДЦП – атонически-статическая / мозжечковая форма)
Мозжечковая форма. Форма детского церебрального паралича, которая характеризуется отсутствием с момента рождения рефлекса опоры, ползания, автоматической походки, слабо выражены или отсутствует защитный и хватательный рефлексы, снижен тонус мышц (К.А. Семенова, 1968).
Мозжечковую форму зачастую называют атонически-астатической, так как, по свидетельству В.М. Бехтерева (1923), очень сложно на основании только клинического обследования достаточно обосновано разграничить поражения мозжечка или же любых долей мозга. Такие больные дети начинают самостоятельно сидеть к 1-2 годам, ходить к 6 годам. Характерными симптомами являются атаксия, гипертермия, интенционный тремор. При поражении лобных долей наблюдается эйфория, суетливость, расторможенность, олигофрения (Т.Г. Шамарин, Г.И. Белова, 1999).
Кроме позотонических рефлексов, двигательные нарушения у детей с церебральным параличом сопровождаются ограниченностью подвижности движений, отсутствием или слабой реакцией равновесия, координации движений, координации движений и дыхания, ослаблением ощущений движений. Например, искажено восприятие движения пальцев по прямой, которое ощущается ими как движение по окружности или в сторону (Е.М. Мастюкова, 1991). Встречается также, отставание умственного и психического развития, комплекс различных поражений и заболеваний (Д.Ф. Мосунов, 1998).
При данной форме заболевания может происходить нарушение реципрокной иннервации, которая выполняет функцию ограничителя движения, делает его более экономным и управляемым, а не диффузным (Е.М. Мастюкова, 1991). В осуществлении этой регуляции большую роль играет мышечно-суставной контроль. Специалисты отмечают, что постоянная спастичность мышц антагонистов вызывает сильное расслабление мышц агонистов, слабость которых, в свою очередь, делает невозможным выполнение движений. Е.М. Мастюкова (1991) отмечает, что при устранении этой патологии необходимо использовать приемы расслабления мышц-антагонистов. Поскольку слабость мышц агонистов является мнимой и упражнения для их укрепления к положительному эффекту не приводят.
Вполне вероятно, что разработка и использование упражнений на расслабление в теплой водной среде будет способствовать выработке у ребенка необходимого мышечно-суставного контроля и на этой основе снижения спастического состояния напряженных мышц и расширения возможности укрепления силы мышц агонистов. Стабилизация и управление мышечным напряжением в свою очередь приведет к успешному усвоению умения ребенка с церебральным параличом не только плавать, но и управлять бытовыми двигательными действиями – за обеденным столом, в общественных местах, туалете, и т.п.
Ограничение произвольных движений сопровождается снижением мышечной силы. О мышечной силе судят по сопротивлению, которое оказывает ребенок в суставах и по общему объему активных движений. Е.М. Мастюкова (1991) оценивает силу по пяти бальной системе:
Модель двигательных действий ребенка с диагнозом мозжечковая форма ДЦП и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию построена на результатах обобщения нашего 10-ти летнего практического опыта работы.
Модель двигательных действий в условиях водной среды ребенка с «гемипаретической формой ДЦП и взаимоотношений с тренером включает в качестве исходной - модели для «двойной гемиплегии», «спастической диплегии», «гемипаретической формы ДЦП», «гиперкинетической формы ДЦП».
Дополнительно включает:
разработку нового ряда упражнений с использованием активной помощи тренера, путем создания большого гидродинамического сопротивления на поверхности кисть и стопы, с целью пассивного само разведения пальцев рук и ног за счет гидродинамического сопротивления движению.
Качественное построение частных моделей двигательных действий ребенка и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию, с учетом основных форм развития детского церебрального паралича позволяет наглядно представить исходную обобщенную модель начального обучения плаванию (рис. 1).
Обобщенная модель начального обучения плаванию включает модели для разных форм церебрального паралича и тем самым характеризует комплекс возможностей ребенка и трудности методики начального обучения плаванию ребенка с тяжелой формой церебрального паралича.
К.А. Семенова (1976), Е.М. Мастюкова (1991), отмечают, различные отклонения и задержки в развитии статических и двигательных функций детей с церебральным параличом определяют структуру аномального моторного развития. Это естественное развитие нарушено, проявляется на определенном возрастном этапе развития и закрепляется или прогрессирует, если не предпринимается необходимых мероприятий. Учет онтогенетических особенностей при последовательной стимуляции моторного развития на основе преодоления качественных специфических нарушений и
двойная гемиплегия |
гемипаретическая форма |
атонически – астатическая форма |
исходная обобщенная модель начального обучения плаванию ребенка с церебральным параличом |
мозжечковая форма |
гиперкинетическая форма |
спастическая диплегия |
Рисунок 1 - Обобщенная модель двигательных действий ребенка
и взаимоотношений с тренеромв процессе гидрореабилитации иобучения плаванию детей с различными формами церебрального паралича
степени их сформированности позволяет провести подбор упражнений для поэтапного преодоления патологических и формирования нормальных двигательных действий или создания необходимых для этого базовых условий.
Данное убеждение ученых позволяет полагать, что организация и проведение занятий по начальному обучению плаванию детей с тяжелой формой церебрального паралича в принципе возможно. При этом тяжелобольной ребенок сможет усвоить жизненно необходимое двигательное действие – плавание, что существенно расширит его функциональные возможности и сможет привести к качественно новому более высокому жизненному само обеспечению.