Гидрореабилитация и обучение плаванию детей

С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

ВВЕДЕНИЕ

Проблема способности формирования двигательных действий является ведущей в процессе обучения и физического воспитания подрастающего поколения. Дидактические истоки решения проблемы заложены в педагогических суждениях И.М. Сеченова (1863) «Человек никогда бы не додумался до умения плавать, если бы не было воды на свете» и П.Ф. Лесгафта (1905), о том, что «человек должен научиться сосать, сидеть, ходить, говорить, точно так же он должен научиться плавать, что плавание как способ передвижения у него не является врожденным».

В настоящее время в области теории и практики гидрореабилитации, спортивного и адаптивного плавания, оздоровительного плавания, адаптивной физической культуры происходит активный поиск и разработка новых средств и методов обучения двигательным действиям, совершенствование имеющихся. Определяющим критерием разработки эффективных средств и методов является их доступность и посильность усвоения в соответствии возрастным периодам развития и физической подготовленности ребенка. Особый учет в выборе дидактических средств необходим для организации и проведения занятий с детьми-инвалидами, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья, проявляющиеся в двигательных действиях, в том числе в водной среде, несущую потенциальную опасность для жизни и здоровья.

Своевременность и важность разработки проблемы гидрореабилитации и обучения плаванию детей-инвалидов дошкольного и школьного возрастов обоснована, с одной стороны, многолетней практикой педагогов в процессе формирования и совершенствования двигательных действий в условиях водной среды и на этой основе повышения эффективности развития физических, интеллектуальных и психических качеств ребенка; с другой стороны, результатами научных разработок специалистов в которых отмечается ухудшение состояния здоровья детей, увеличение детской инвалидности, особенно с неврологическими заболеваниями, в том числе детским церебральным параличом; возникших различных синдромов, ухудшающих функцию клеток мозга, соматических и вегетативных систем; нарушений генетического кода последовательного преодоления сил гравитации.

Анализ результатов эффективности индивидуального обучения плаванию показывает, что за основу формирования исходной модели для обучения плаванию детей-инвалидов принимают адаптированные средства и методы заимствованные из методик обучения здоровых детей, либо полученных в результате поисковых педагогических экспериментов. Подобное снижает степень их соответствия и сравнительной оценки, поскольку двигательные действия здорового ребенка принципиально отличаются от неустановившихся двигательных действий инвалида с различными поражениями мозга, контрактур и деформаций.

Применяемые на практике методики обучения плаванию ребенка-инвалида разрешают, прежде всего, проблемы лечебной физической культуры. Однако, не могут быть напрямую использованы для организации занятий в воде с детьми при тяжелых поражениях церебральным параличом, поскольку не учитывают: комплексного проявления в условиях погружения в воду для плавания сложности и характера последствий заболеваний; возможности утраты освоенного умения плавать больным ребенком; жизненной необходимости оперативного, подчас мгновенного, планирования, формирования и контроля двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды; возможностей оперативного творческого создания системы условий формирования и оперативной разработки адекватных моделей эффективного индивидуального обучения плаванию детей с тяжелыми последствиями церебрального паралича; не известных ребенку подчас с рождения, а потому и не усвоенных двигательных действий, либо утраченных в отличии от нормального развития; приобретенных, в силу особенностей формы и синдромов заболевания, непроизвольно выполняемых двигательных действий ученика; особенностей индивидуального обучения с учетом условий воспитания «домашнего ребенка», или при совместном пребывании в разных возрастных группах детского сада здоровых детей и детей с последствиями заболеваний.

Особая важность решения проблемы обучения плаванию тяжело больных детей обусловлена оздоровительным влиянием, экологически чистым, без медикаментозным воздействием водной среды на развивающийся организм, активизирующим способности ребенка.

В настоящем издании рассматриваются характерные особенности проявлений на первых занятиях двигательных действий в водной среде ребенка-инвалида с тяжелыми последствиями церебрального паралича.

Обоснована возможность не только обучения плаванию ребенка с тяжелой формой церебрального паралича, но и достижения им качественно нового более высокого от исходного уровня двигательной и социальной активности, путем организации совместных с тренером занятий в воде.

Разработана методика индивидуальной гидрореабилитации и обучения плаванию ребенка с тяжелой формой церебрального паралича, включающая:

· изучение особенностей проявления двигательных и интеллектуальных способностей ребенка в условиях совместного погружения тренера и ребенка в воду;

· опознание спонтанно выполненного движения, как аналогичного какому-либо элементу системы движений пловца;

· предупреждение формирования и развития особо опасных критических ситуаций при обучении плаванию;

· оперативную разработку и реализацию индивидуальной педагогической модели обучения плаванию, в процессе формирования умений ребенка, обусловленное повторением изучаемой системы движений с помощью тренера, а затем самостоятельного выполнения с образованием собственной манеры проявления двигательных действий.

Предложена «гидродинамическая проба» на базе синхронного применения видеосъемки и компьютерного мониторинга сердечного ритма по системе Polar для педагогического контроля за ребенком - инвалидом в возрасте от рождения до 16 лет в условиях пребывания и перемещения из воздушной среды в воду и обратно, что предоставляет возможность выполнять оценку двигательной активности специальных упражнений, управлять физической нагрузкой в условиях водной среды.

Наши рекомендации