Фгбоу впо «национальный государственный
ФГБОУ ВПО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
Имени П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
С.Л. ШПАК, Д.Ю. КАЗАКОВ
МЕТОДИКА ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ
Санкт-Петербург
УДК 796.015.43
ББК 75.714.5
М81
Рецензенты:
Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физического воспитания Политехнического Университета
О.В. Новосельцев;
Заслуженный мастер спорта СССР, чемпион Олимпийских игр, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики плавания ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
А.И. Крылов;
Кандидат педагогических наук, профессоркафедры теории и методики плавания ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Е.В. Ивченко
Шпак Л.С., Казаков Д.Ю. Методика гидрореабилитации : Учебное пособие для бакалавров / Под общей ред. проф. Д.Ф. Мосунова – СПб. : НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2014. 230 с.
ISBN…
Издание подготовлено согласно требованиям государственного образовательного стандарта и соответствует дисциплине «Методика гидрореабилитации» образовательной программы «Гидрореабилитация», обучающихся по направлению 49.03.02 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) – бакалавр.
Учебное пособие раскрывает дидактические решения некоторых сложных задач гидрореабилитации ребенка с последствиями церебрального паралича и раннего детского аутизма. Определяет общие и индивидуальные подходы, с учетом новых знаний о взаимоотношении бакалавра и ученика при совместном погружении в водную среду. Показывает авторские новаторские средства и методы, доступные как для специалистов, так и родителей.
Содержание учебного пособия ориентирует читателя на возможности собственного построения индивидуальных моделей, как предполагаемых двигательных действий конкретного ребенка, так и проверки их действия.
Может быть использовано для аспирантов, преподавателей, научных работников, специалистов и заинтересованных лиц в оказании педагогической помощи в области адаптивной и оздоровительной физической культуры.
УДК 796.015.43
ББК 75.714.5
© Коллектив авторов
ISBN
МЕТОДИКА ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ
Пояснительная записка
Издание подготовлено согласно требованиям государственного образовательного стандарта и соответствует дисциплине «Методика гидрореабилитации» образовательной программы «Гидрореабилитация», обучающихся по направлению 49.03.02 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) – бакалавр.
Методика гидрореабилитации – изучает системы цели и задач (образовательные, развивающие, воспитывающие, практические), взаимоотношение деятельности специалиста и деятельности ученика в условиях водной среды, принцип обучения, содержание обучения, средства обучения, формы обучения, методы обучения, общие методы обучения, специфические методы обучения.
Цель методики гидрореабилитации – обучение и воспитание человека с отклонением в состоянии здоровья в условиях водной среды и средствами водной среды, в процессе формирования качественно нового более высокого от исходного уровня физического и социального развития человека, и обусловлено повышением активности взаимоотношений деятельности специалиста и деятельности ученика в решении образовательных, развивающих, воспитывающих и практических задач.
Пособие написано по результатам двадцатилетних теоретических и экспериментальных исследований авторов, обобщает опыт практической работы по гидрореабилитации и обучению плаванию детей-инвалидов с тяжелыми последствиями церебрального паралича и раннего детского аутизма.
Использованы также опубликованные результаты, полученные учеными и представляющие интерес для выбора новых направлений, обобщений и интерпретаций, для выработки новых подходов к решению проблем гидрореабилитации детей-инвалидов, поиску оригинальных подходов к обучению и воспитанию ребенка-инвалида в условиях водной среды и средствами водной среды.
Настоящее учебное пособие стимулирует бакалавра заставляет задуматься и перейти к самостоятельному решению задач по работе с учениками, в нем предлагается педагогическое видение некоторых социальных проблем больного ребенка, которые ранее являлись прерогативой разрешения только медицинскими работниками. Однако, многолетние положительные результаты по обучению плаванию детей-инвалидов с любой степенью тяжести заболевания и различной патологией, их гидрореабилитации, отраженной в повышении двигательной и социальной деятельности своих учеников, подтвержденной лечащими врачами и родителями, результатами тестовых испытаний, систематическими видео наблюдениями, обязывают поделиться накопленным опытом.
Убеждены, что ни какой армии специалистов не хватит для практического оказания помощи родителям в воспитании своего ребенка-инвалида, тем более научить его жизненно необходимому навыку – умению плавать, т.е. подарить новый уровень жизни, подарить радость и удовольствие безбоязненно общаться с водой и уже на этой основе и параллельно решать проблемы гидрореабилитации. Необходима разработка методик, средств и приемов начальной школы гидрореабилитации, доступных для родителей, доступных для выполнения любому желающему оказать помощь нуждающемуся ребенку.
Вам поможет научить ребенка плавать вера в свои силы, в свои возможности. Помните, что одного ребенка можно научить 25 метров за одно занятие, другому потребуется 2-2,5 года, чтобы самостоятельно преодолеть эту дистанцию. Продолжительность усвоения умения плавать индивидуальна.
Опыт обучения плаванию 25 метровой дистанции детей с тяжелыми последствиями заболеваний и поражений свидетельствует, что после 2-3 месячного перерыва занятий, умение плавать у некоторых детей может исчезать совсем. Приходится все обучение плаванию начинать сначала.
Учебное пособие позволит овладеть педагогическим подходом к решению сложных задач гидрореабилитации тяжелобольного ребенка с последствиями церебрального паралича и детского раннего аутизма, обозначив общие неизвестные ранее подходы на основе новых знаний о взаимоотношении человека погруженного в водную среду, разработанных дидактических средств и методов, доступных как для специалистов, так и родителей. Содержание издания ориентирует читателя на возможности собственного построения индивидуальных моделей как предполагаемых двигательных действий конкретного ребенка и проверки ее действия в условиях ванной комнаты, естественного водоема, плавательного бассейна.
Особо рассматривается двигательная активность ребенка в условиях водной среды на первом занятии, дальнейшее повышение двигательной и интеллектуальной активности «на воде» и «на суше» учеников с тяжелыми последствиями церебрального паралича и раннего детского аутизма в процессе овладения дыханием - азбукой плавания.
ЧАСТЬ 1
ВВЕДЕНИЕ
Проблема способности формирования двигательных действий является ведущей в процессе обучения и физического воспитания подрастающего поколения. Дидактические истоки решения проблемы заложены в педагогических суждениях И.М. Сеченова (1863) «Человек никогда бы не додумался до умения плавать, если бы не было воды на свете» и П.Ф. Лесгафта (1905), о том, что «человек должен научиться сосать, сидеть, ходить, говорить, точно так же он должен научиться плавать, что плавание как способ передвижения у него не является врожденным».
В настоящее время в области теории и практики гидрореабилитации, спортивного и адаптивного плавания, оздоровительного плавания, адаптивной физической культуры происходит активный поиск и разработка новых средств и методов обучения двигательным действиям, совершенствование имеющихся. Определяющим критерием разработки эффективных средств и методов является их доступность и посильность усвоения в соответствии возрастным периодам развития и физической подготовленности ребенка. Особый учет в выборе дидактических средств необходим для организации и проведения занятий с детьми-инвалидами, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья, проявляющиеся в двигательных действиях, в том числе в водной среде, несущую потенциальную опасность для жизни и здоровья.
Своевременность и важность разработки проблемы гидрореабилитации и обучения плаванию детей-инвалидов дошкольного и школьного возрастов обоснована, с одной стороны, многолетней практикой педагогов в процессе формирования и совершенствования двигательных действий в условиях водной среды и на этой основе повышения эффективности развития физических, интеллектуальных и психических качеств ребенка; с другой стороны, результатами научных разработок специалистов в которых отмечается ухудшение состояния здоровья детей, увеличение детской инвалидности, особенно с неврологическими заболеваниями, в том числе детским церебральным параличом; возникших различных синдромов, ухудшающих функцию клеток мозга, соматических и вегетативных систем; нарушений генетического кода последовательного преодоления сил гравитации.
Анализ результатов эффективности индивидуального обучения плаванию показывает, что за основу формирования исходной модели для обучения плаванию детей-инвалидов принимают адаптированные средства и методы заимствованные из методик обучения здоровых детей, либо полученных в результате поисковых педагогических экспериментов. Подобное снижает степень их соответствия и сравнительной оценки, поскольку двигательные действия здорового ребенка принципиально отличаются от неустановившихся двигательных действий инвалида с различными поражениями мозга, контрактур и деформаций.
Применяемые на практике методики обучения плаванию ребенка-инвалида разрешают, прежде всего, проблемы лечебной физической культуры. Однако, не могут быть напрямую использованы для организации занятий в воде с детьми при тяжелых поражениях церебральным параличом, поскольку не учитывают: комплексного проявления в условиях погружения в воду для плавания сложности и характера последствий заболеваний; возможности утраты освоенного умения плавать больным ребенком; жизненной необходимости оперативного, подчас мгновенного, планирования, формирования и контроля двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды; возможностей оперативного творческого создания системы условий формирования и оперативной разработки адекватных моделей эффективного индивидуального обучения плаванию детей с тяжелыми последствиями церебрального паралича; не известных ребенку подчас с рождения, а потому и не усвоенных двигательных действий, либо утраченных в отличии от нормального развития; приобретенных, в силу особенностей формы и синдромов заболевания, непроизвольно выполняемых двигательных действий ученика; особенностей индивидуального обучения с учетом условий воспитания «домашнего ребенка», или при совместном пребывании в разных возрастных группах детского сада здоровых детей и детей с последствиями заболеваний.
Особая важность решения проблемы обучения плаванию тяжело больных детей обусловлена оздоровительным влиянием, экологически чистым, без медикаментозным воздействием водной среды на развивающийся организм, активизирующим способности ребенка.
В настоящем издании рассматриваются характерные особенности проявлений на первых занятиях двигательных действий в водной среде ребенка-инвалида с тяжелыми последствиями церебрального паралича.
Обоснована возможность не только обучения плаванию ребенка с тяжелой формой церебрального паралича, но и достижения им качественно нового более высокого от исходного уровня двигательной и социальной активности, путем организации совместных с тренером занятий в воде.
Разработана методика индивидуальной гидрореабилитации и обучения плаванию ребенка с тяжелой формой церебрального паралича, включающая:
· изучение особенностей проявления двигательных и интеллектуальных способностей ребенка в условиях совместного погружения тренера и ребенка в воду;
· опознание спонтанно выполненного движения, как аналогичного какому-либо элементу системы движений пловца;
· предупреждение формирования и развития особо опасных критических ситуаций при обучении плаванию;
· оперативную разработку и реализацию индивидуальной педагогической модели обучения плаванию, в процессе формирования умений ребенка, обусловленное повторением изучаемой системы движений с помощью тренера, а затем самостоятельного выполнения с образованием собственной манеры проявления двигательных действий.
Предложена «гидродинамическая проба» на базе синхронного применения видеосъемки и компьютерного мониторинга сердечного ритма по системе Polar для педагогического контроля за ребенком - инвалидом в возрасте от рождения до 16 лет в условиях пребывания и перемещения из воздушной среды в воду и обратно, что предоставляет возможность выполнять оценку двигательной активности специальных упражнений, управлять физической нагрузкой в условиях водной среды.
Вывод по 1 главе
Установлено дидактическое свойство способности человека как общественного объекта обеспечивать активность посредством реализации приема, сохранения, изучения и передачи общественного опыта субъективно проявлять его в процессе зарождения, формирования и функционирования органов и систем во взаимосвязи и взаимозависимости с физической и общественной средой, в том числе, с использованием биоэлектромагнитогидродинамических (БЭМГД) полей.
Контрольные вопросы.
1. Высказывание И.М Сеченова и П.Ф. Лесгафта о воде.
2. Раскрыть, что включает методика гидрореабилитации и обучение плаванию ребенка.
3. Что отражают носители социального опыта.
4. Способность как дидактическое и психическое свойство активности личности.
5. Основные стороны характеризующие понятие двигательный навык.
6. Совершенствование как педагогический процесс.
7. Механизм эффекта тройного отражения-поглощения электромагнитных излучений человека.
8. Основные этапы взаимоотношений человека и воды.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Безотечество, К. И. Гидрореабилитация: Учебное пособие модуля дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» / К. И. Безотечество. – ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Издательство ТГПУ, 2012 – 265 с.
2. Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
3. Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида / Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин // – СПб.: Плавин, 1999. – 91 с.
4. Мосунова, М.Д. Гидрореабилитация ребенка с эпилепсией (Учебно-методическое пособие) / М.Д. Мосунова, А.А.Литвинов // СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, СПб., 2007. - 74 с. По решению Редсовета НГУ им. П.Ф. Лесгафта.
5. Погребной, А.И. Двигательная и психическая реабилитация глухих и слабослышащих детей средствами плавания : Методическое пособие / А.И. Погребной, С.А. Мясищев. – Краснодар: КГУФКСТ, 2005. – 84 с.
6. Шпак, С.Л. Гидрореабилитация ребенка с последствиями церебрального паралича : учебно-методическое пособие / С.Л. Шпак, Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев / Под ред. Проф. Д.Ф. Мосунова Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб. : [б.и.], 2007. – 142 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Нормативно-методический документ ООН» (от 20 декабря 1993, резолюция 48/96).
2. «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека» (от 19 октября 2005 г., 33-я сессия ЮНЕСКО).
3. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) /Д.Ф. Мосунов // – СПб.: Плавин, 1996. – 176 с.
4. Патрашев, А.Н. Прикладная гидромеханика / А.Н. Патрашев, Л.А. Кивако, С.И. Гожий // М. : Военное издательство МО СССР, 1970. - С. 648- 677.
5. Пермяков, В.Е. Использование средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей 9-11 лет с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук / В.Е. Пермяков. – Краснодар, 2004. – 207 с.
6. Першин, С.В. Основы гидробионики. – Л., Судостроение, 1988. – 264 с.
7. Петрухин, А.С. Эпилептология детского возраста : руководство для врачей / А.С. Петрухин ; под ред. А.С. Петрухина. – М. : Медицина, 2000. – 624 с.
8. Пригожин, И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. Пер. с англ. / Под ред., с предислов. и послесл. Ю.Л. Климентовича. – Изд. 2-е, доп. – М.: Евдиториал УРСС, 2002. - 288с.
9. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов // Элементы мысли. – СПб. : Питер, 2001. – С. 404.
10. Павленко, Т.П. Педагогические основы социальной адаптации подростков с отклонениями в развитии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 19 с.
11. Семенова, С.А. Коррекция режимов двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях экологического загрязнения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 26 с.
12. Станкин, М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 222 с.
13. Фирсов, З.П. Плавать раньше, чем ходить. : Физкультура и спорт, 1980. - 143 с.
В УСЛОВИЯХ ВОДНОЙ СРЕДЫ
Введение во 2 главу
В настоящей главе рассматриваются дидактические модели двигательных действий ребенка-инвалида с последствиями основных форм церебрального паралича: двойной гемиплегией, спастическая диплегия, гемипареза, гиперкинеза, атонически-астатической / мозжечковой.
Специалисты в области физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры, гидрореабилитации в последние 15 лет занимаются в условиях водной среды с детьми-инвалидами, готовят педагогические кадры способные к самостоятельному принятию решений в построении индивидуальной гидрореабилитации, обучения плаванию, повышения эффективности их физического и интеллектуального развития. Дидактические модели представленные в общей форме частично отражают многообразие индивидуального проявления движений ребенка-инвалида и служат исходной позицией для тренера.
Выводы по 2 главе
Разработанные модели двигательных действий ребенка и взаимоотношений с тренером в процессе гидрореабилитации и начального обучения плаванию при различных формах церебрального паралича: - двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипарез, гиперкинез, атонически-астатической формы, позволяют представить в общих чертах исходное состояние двигательной активности ученика-инвалида, которое специалисту придется учитывать при выборе и разработке средств и методов индивидуального обучения и воспитания в условиях «суши» и «воды».
Контрольные вопросы
1. Дать краткую характеристику основных форм детского церебрального паралича
2. Раскрыть модель характерных двигательных действий ученика и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию (форма ЦП – двойная гемиплегия).
3. Раскрыть модель характерных двигательных действий ученика и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию (форма ЦП – спастическая диплегия).
4. Раскрыть модель характерных двигательных действий ученика и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию (форма ЦП – гемипаретическая форма).
5. Раскрыть модель характерных двигательных действий ученика и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию (форма ЦП – гиперкинетическая форма).
6. Раскрыть модель характерных двигательных действий ученика и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию (атонически – астатическая / мозжечковая форма).
7. Критерии активности ребенка с тяжелыми последствиями церебрального паралича в условиях водной среды.
8. Основные признаки соответствия двигательных действий в условиях водной среды ребенка-инвалида средствам и методам начального обучения плаванию.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Безотечество, К. И. Гидрореабилитация: Учебное пособие модуля дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» / К. И. Безотечество. – ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Издательство ТГПУ, 2012 – 265 с.
2. Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
3. Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида / Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин // – СПб.: Плавин, 1999. – 91 с.
4. Мосунова, М.Д. Гидрореабилитация ребенка с эпилепсией (Учебно-методическое пособие) / М.Д. Мосунова, А.А.Литвинов // СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, СПб., 2007. - 74 с. По решению Редсовета НГУ им. П.Ф. Лесгафта.
5. Погребной, А.И. Двигательная и психическая реабилитация глухих и слабослышащих детей средствами плавания : Методическое пособие / А.И. Погребной, С.А. Мясищев. – Краснодар: КГУФКСТ, 2005. – 84 с.
6. Шпак, С.Л. Гидрореабилитация ребенка с последствиями церебрального паралича : учебно-методическое пособие / С.Л. Шпак, Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев / Под ред. Проф. Д.Ф. Мосунова Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб. : [б.и.], 2007. – 142 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Нормативно-методический документ ООН» (от 20 декабря 1993, резолюция 48/96).
2. «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека» (от 19 октября 2005 г., 33-я сессия ЮНЕСКО).
3. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) /Д.Ф. Мосунов // – СПб.: Плавин, 1996. – 176 с.
4. Патрашев, А.Н. Прикладная гидромеханика / А.Н. Патрашев, Л.А. Кивако, С.И. Гожий // М. : Военное издательство МО СССР, 1970. - С. 648- 677.
5. Пермяков, В.Е. Использование средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей 9-11 лет с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук / В.Е. Пермяков. – Краснодар, 2004. – 207 с.
6. Першин, С.В. Основы гидробионики. – Л., Судостроение, 1988. – 264 с.
7. Петрухин, А.С. Эпилептология детского возраста : руководство для врачей / А.С. Петрухин ; под ред. А.С. Петрухина. – М. : Медицина, 2000. – 624 с.
8. Пригожин, И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. Пер. с англ. / Под ред., с предислов. и послесл. Ю.Л. Климентовича. – Изд. 2-е, доп. – М.: Евдиториал УРСС, 2002. - 288с.
9. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов // Элементы мысли. – СПб. : Питер, 2001. – С. 404.
10. Павленко, Т.П. Педагогические основы социальной адаптации подростков с отклонениями в развитии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 19 с.
11. Семенова, С.А. Коррекция режимов двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях экологического загрязнения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 26 с.
12. Станкин, М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 222 с.
13. Степановский, В.И. Психологическая саморегуляция деятельности: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 1991. - 46.
14. Фирсов, З.П. Плавать раньше, чем ходить. : Физкультура и спорт, 1980. - 143 с.
ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ
Таблица3
Субъективная оценка окружающей среды «на суше» (const=24°C) и
«на воде».
Суша | Вода | Среда | Toводы | Вода | Суша | |
Жарко | вода | Жарко | ||||
Холодно | Суша у | Холодно | ||||
Тепло | вода | Норма | ||||
Прохладно | Суша | Прохладно | ||||
Хорошо | вода | Хорошо | ||||
Прохладно | Суша | Прохладно | ||||
Тепло | вода | Прохладно | ||||
Прохладно | Суша | Норма | ||||
Тепло | вода | Холодно | ||||
Тепло | Суша | Норма | ||||
Норма | вода | Озноб | ||||
Холодно | Суша | Норма | ||||
Сильный озноб | вода | Сильный озноб | ||||
Норма | Суша | Тепло | ||||
Результаты проведенного эксперимента позволяют прийти к заключению, что выполнение двигательных действий, представляющих стандартную нагрузку (положение лежа, вертикальная стойка) могут быть доступными для детей-инвалидов с определенными последствиями заболеваний, использоваться для контроля за физическим и функциональным развитием. Но, требуют проведения дальнейших исследований.
Для испытаний с детьми-инвалидами выделены основные «элементарные» двигательные действия:
лежание в положение на спине «на суше» и «на воде»;
подъем в положение стоя;
принятие положения «лежа» из положения «стоя».
Комплекса Polar S610
Двигательная деятельность человека является определяющим фактором его нормального развития, особенно в детском возрасте. Отсутствие или задержка активных движений приводит ребенка к нарушению в развитии. Наряду с медицинскими средствами и методами восстановления организма, а также лечебной физической культурой, физическая культура и спорт, в частности, плавание и другая двигательная деятельность в условиях водной среды активно способствуют формированию, совершенствованию и развитию физических, интеллектуальных, психических и духовных качеств человека, совершенствованию сердечно-сосудистых, вегетативных, соматических и других проявлений (Д.Ф. Мосунов, 1996, 1999). При этом для выбора стратегии и тактики формирования нагрузки на организм остаются актуальными вопросы оперативных средств контроля и управления за состоянием человека при изменении им среды взаимоотношений как «на суше», так и «на воде».
При изучении двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды нами использовалась видеомагнитная съемка синхронно с мониторингом сердечного ритма по методике Polar. Непрерывная регистрация частоты сердечных сокращений осуществлялась при выполнении малой нагрузки путем последовательного принятия положений «лежа» и «стоя» в условиях воздушной и водной среды, синхронно с видеозаписью этих двигательных действий. Данная программа «орто-гидро-орто проба», разработанная С.Л. Шпак (S.L. Shpak, 2000), выявила характерные особенности фазного характера состояний ребенка при выполнении стандартной нагрузки.
Тест программа «орто-гидро-орто проба», рассчитанная на 8 минут, включала:
Выполнение положения тела, лежа на спине в условиях «суши» – 2 мин.
Подъем в положении стоя и его фиксация –0,5 мин.
Выполнение положения тела, лежа на спине в условиях «воды» - 2 мин.
Подъем в положении стоя и его фиксация –0,5 мин.
Переход из ванны к гимнастическому ковру на «суше» – 0,5 мин.
Выполнение положения тела, лежа на спине в условиях «суши» - 2 мин.
Подъем в положении стоя и его фиксация –0,5 мин.
В случаях невозможности самостоятельно стоять ребенок поддерживался в вертикальном положении родителем или тренером.
Полученные данные соотносились с контрольным тестом, полученным на здоровом спортсмене.
Педагогическая оценка полученных материалов заключалась:
в изучении нагрузки на организм ребенка по ЧСС при выполнении наблюдаемых упражнений или иной двигательной активности «на суше» и «на воде»;
в определении (совместно с лечащим врачом) соответствия частоты сердечных сокращений нормативным возрастным параметрам ребенка;
выбор рекомендации (совместно с лечащим врачом): продолжать занятия в воде, снизить нагрузку, временно прекратить занятия с ребенком до консультаций с кардиологом.
Демонстрируется, в качестве примера, результат тестовой программы «орто-гидро-орто проба», участником эксперимента Т., с левосторонним гемипарезом, 16 лет (рис. 2).
На горизонтальной оси, - отложено время выполнения программы, на вертикальной, - показатели частоты сердечных сокращений, фиксированные с интервалом 5 секунд монитором сердечного ритма «Polar». Обозначено: а1 – а6 снижение (-) и увеличение (+) ускорения частоты сердечных сокращений (уд/мин2). Температура воды 360, воздуха 240.
У испытуемого Т. выявлены общие характерные тенденции изменения ЧСС при выполнении тест программы «орто-гидро-орто проба» в условиях водной и воздушной среды.
Резкие пики ЧСС в процессе принятия «на суше» положения «стоя» из положения «лежа», происходят при активизации деятельности симпатического отдела вегетативной нервной системы. Плавное снижение ЧСС при выполнении гидро пробы; при активизации деятельности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.
Time, min |
а2=21,634 |
а3= -15,362 |
а4=0 |
а5=18,077 |
а6=63,363 |
HRх10 |
а1=65,999 |
Рис. 2. ЧСС при выполнении испытуемым Т. (16 лет)
тестовой программы «орто-гидро-орто проба»
Выделяются фазы медленного (до 125 секунд), снижения ускорения ЧСС (а3 = -15,362 уд/мин2), при существенном усилении деятельности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, а также наступление фаз устойчивого состояния ЧСС (а4= 0), начиная от подъема головы из позиции «уши под водой, рот над поверхностью» до принятия положения «стоя в воде», в результате установившегося режима взаимоотношений симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы в конце пребывания в состоянии относительного покоя в условиях частичной опоры о дно ванны.
Выявленные отличительные особенности изменения ЧСС у испытуемого при выполнении тест программы «орто-гидро-орто проба» в условиях водной среды с различной температурой, характеризуются:
- качественными и количественными значениями фазного характера ЧСС: с одной стороны, резкое от 10 до 20 секунд увеличение непостоянства (а1= 65,999 уд/мин2 и а6 = 63,636 уд/мин2), отражающее «на суше» усиление действия симпатического отдела вегетативной нервной системы; с другой стороны, напротив, плавное «на воде», продолжительностью более 25 секунд (а2 = 21,634 уд/мин2 , а5 = 18,077 уд/мин2).
Изучение особенностей взаимоотношений человека при выполнении тест программы «орто-гидро-орто проба», в условиях перехода от гравитации к гидроневесомости и обратно, показало, что выявленный эффект наступления фазы устойчивого состояния ЧСС, проявляющийся в период подъема человека из воды в положение «стоя», в результате установившегося режима взаимоотношений симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы человека, происходит после пребывания в состоянии относительного покоя в положении на спине в условиях частичной опоры о дно ванны в позиции «уши под водой, рот над поверхностью воды». Полученные результаты показывают пути для дальнейших исследований и возможной разработки новой методики улучшения физической подготовленности.
Выявленные при компьютерном анализе по программе «Polar», у всех 14 испытуемых, общие характерные признаки: фазы подъема ЧСС, фазы медленного снижения ЧСС, наступления устойчивого состояния ЧСС; практически одинаковые оценки испытуемыми своих температурных ощущений водной среды в диапазоне изменений от 24 до 42 градусов, подобно оценкам «тепла-холода», использовались нами для эффективной организации работы по обучению плаванию и водной реабилитации детей-инвалидов, и, возможно, могут служить основой для разработки нового метода тренировки, путем изменения температурного режима окружающей среды.
Характерное изменение частоты сердечных сокращений при выполнении 13 периодических циклов тест программы в условиях последовательного увеличения температуры воды от 24 до 42 градусов и обратно от 42 до 24.
Обнаружены общие для всех температурных режимов воды характерные пики подъема частоты сердечных сокращений при активизации деятельности симпатического отдела вегетативной нервной системы, а также снижение частоты сердечных сокращений при активизации деятельности парасимпатического отдела.
Наибольший подъем ЧСС – 108 - 120 уд/мин отмечался в первом цикле эксперимента с температурой воды в ванне 24 градуса. Наименьшее значение ЧСС – 55 - 63 уд/мин отмечено в предпоследнем цикле испытаний при температуре воды в ванне 27 градусов.
Реакция организма на изменение температурного режима в ванне по характеру последовательных циклов частоты сердечных сокращений остается в принципе одинаковым и характеризуется двумя основными пиками подъема ЧСС и двумя падениями.
Первый пик от начала цикла отражает подъем спортсмена из положения «лежа на спине, на суше» в положение «основная стойка», затем следует первое снижение ЧСС, которое сопровождается нахождением погруженного тела в водную среду ванны.
Второй характерный пик подъема частоты сердечных сокращений отражает подъем испытуемого из положения «лежа на спине, в воде» в положение «основная стойка, ноги в воде», затем следует продолжительное западение ЧСС, которое отражает последовательный выход из ванны и принятие положения «лежа на спине, на гимнастическом коврике».
Отмечается одна особенность изменения частоты сердечных сокращений заключающаяся в том, что первый характерный общий подъем, кривой ЧСС имеет два выраженных пика. Причем второй пик выше первого и формируется после незначительного западения. Эта особенность проявляется от начала эксперимента с температурой воды 24 градуса, включительно воду в 41 градус, до второй температуры ванны в 39 градусов.
В заключение эксперимента и в результате анализа записи частоты сердечных сокращений в последовательных циклах выполненных орто проб «на суше» и «на воде» можно сделать вывод, что данные изменения параметров показывают характерные особенности, выраженные в двух снижениях и подъемах кривой изменения величин ЧСС. Эти изменения носят четко выраженные характер, фик<