Преподаватель: В.В. Кондратьев
Тема:Фольклорное интонирование в коллективе. Импровизация
Цель:формирование знаний основ фольклорного интонирования и импровизации и умений применять полученные навыки в практической деятельности
Задачи:
- обеспечить условия усвоения понятий: строй, ансамбль, цепное дыхание, виды импровизации
- способствовать формированию умений владения навыками импровизации; развитию компетенций самосовершенствования
- способствовать воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию
Тип урока:урок сообщения новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент
-проветривание, влажная уборка, проверка внешнего вида студентов
II.Сообщение темы, цели и задач урока. Слово преподавателя. На предыдущем уроке вы узнали о строе, ансамбле, цепном дыхании. Сегодня мы должны с вами освоить понятие «импровизация», узнать о видах импровизации и применить полученные знания в практической деятельности
III. Мотивация учебной деятельности студентов
Слово преподавателя. Народная песня — это не «напев со словами», а часть жизни человека и момент ее исполнения очень ответствен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений. Народные песни разучиваются «с голоса», без сопровождения, включая элементы игры, ее инсценировки. Только почувствовав себя сопричастным к процессу создания и озвучивания песни, инструментального наигрыша, сочиняя собственные варианты мелодии, подголоски к ней, «составляя» композицию, исполнительский план песни, можно проникнуться мыслью и передать слушателям то, что творчество неизвестных композиторов и исполнителей народных образцов музыкального фольклора неразрывно в своем единстве. Таким образом, важнейшее качество бытования лучших образцов фольклора - импровизационность.
IV. Ознакомление и восприятие нового учебного материала
Cлово преподавателя. Импровизация - это такой вид творчества, при котором и «замысел» произведения и его «претворение» совершаются одновременно, внезапно и быстро. Это сочинение в процессе исполнения, но в рамках определенной традиции. Для фольклора характерны два вида импровизации: мелодическая и текстовая
Исполнение песни с элементами импровизации «Как со нашей со сторонки»
IV. Осмысление и первичное закрепление учебного материала
1. Что такое импровизация? Виды импровизации
2. Для чего необходимо уметь импровизировать
3. использовали ли вы при исполнении песни элементы импровизации. Как вы думаете, что получилось? Что не получилось, почему?
V.Подведение итогов урока
-коррекция допущенных студентами ошибок
- выставление оценок, их комментирование
VI. Задание на дом
Прослушать песню «Как со нашей со сторонки». Определить виды импровизации.
План урока
по дисциплине «Фольклорный ансамбль» студентов
Первого года обучения специализации «Этнохудожественное творчество»
____________________________________________________________________
Преподаватель: В.В. Кондратьев
Тема:Фольклорное интонирование в коллективе. Цепное дыхание
Цель:формирование знаний основ фольклорного интонирования и умений применять навыки фольклорного интонирования в практической деятельности
Задачи:
- обеспечить условия усвоения понятий: строй, ансамбль, цепное дыхание
- способствовать формированию умений владения унисоном, строем, цепным дыханием; развитию компетенций самосовершенствования
- способствовать воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию
Тип урока:урок формирования умений
Ход урока
I. Организационный момент
-проветривание, влажная уборка, проверка внешнего вида студентов,
II.Сообщение темы, цели и задач урока.Тема сегодняшнего урока: фольклорное интонирование в коллективе. Цель: научиться фольклорному интонированию
III. Мотивация учебной деятельности студентов
Слово преподавателя. Как вы думаете, зачем нам необходимо правильно использовать цепное дыхание, знать виды импровизации? (Это необходимо для того, чтобы добиться качественного ансамблевого звучания)
IV. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний студентов
Слово преподавателя. На предыдущем уроке вы узнали о строе, ансамбле, цепном дыхании. Сегодня мы должны с вами полученные знания применить в практической деятельности.
V.Выполнение практических заданий и упражнений
Слово преподавателя. Одним из преимуществ коллективного пения перед сольным является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (на примере фольклорной лирической песни "Соловей"). Это песня, которая от начала до конца исполняется непрерывно и плавно. Для нее характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы ансамбля берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке. Использование приёма цепного дыхания требует особого внимания. Это - коллективный навык, который базируется на воспитании чувства ансамбля у певцов.
Упражнения
1.пропеть несколько раз в разных тональностях в пределах рабочего диапазона с называнием звуков или на какие-либо слоги: лю-, на-, ма, ю- и т.д. Необходимо следить за тем, чтобы исполнители брали дыхание не на стыке ступеней и не одновременно, а поочерёдно, внутри длинных нот.
2.пропеть с закрытым ртом либо на какой-то слог длинные по протяжённости звуки, пользуясь цепным дыханием так, чтобы момент возобновления дыхания не был слышен. С указанием места, где можно возобновлять дыхание, следить чтобы исполнители не брали дыхание одновременно с соседом.
3.исполнение произведения на непрерывном дыхании ("Ой, соловей ты наш маленький")
V.Проверка выполнения самостоятельных работ
1. Исполнение детьми песни «Соловей» с соблюдением цепного дыхания
2. Анализ педагогом исполненной детьми песни «Соловей» с соблюдением цепного дыхания
Вопросы анализа
- Что такое цепное дыхание?
- Для чего необходимо знать особенности цепного дыхания
- Соблюдали ли вы при исполнении песни принцип «цепного дыхания»?
- Где были допущены ошибки?
VI. Подведение итогов урока
-коррекция допущенных студентами ошибок
- выставление оценок, их комментирование
VII. Задание на дом
- Прослушать аудиозапись песни «Соловей».
План урока
по дисциплине «Русский танец» учащихся