Беседа с учащимися с целью выявления сплочённости творческого коллектива
1. В каких общественно-полезных делах принимает участие ваш коллектив?
2. Какое участие принимаешь ты?
3. С кем из участников ты дружишь? Почему?
4. Как ты относишься к другим участникам коллектива?
5. Есть ли в вашем коллективе ребята, с которыми ты не общаешься? Почему?
6. Бывают ли в вашем творческом коллективе ссоры? Из-за чего они возникают? Расскажи об одной из них.
7. Как ты относишься к успехам и неудачам участников своего коллектива?
8. Как ты будешь реагировать, если твои друзья в творческом коллективе будут тебя критиковать за какой-либо поступок?
9. Можешь ли ты высказывать критику в адрес участников своего коллектива? Как они будут реагировать? Приведи примеры такого факта.
10. Как ты занимаешься? Если у тебя возникают затруднения в занятиях , обращаешься ли ты за помощью к другим участникам? Как они реагируют на просьбу о помощи?
11. Что тебе интересно обсуждать со участниками своего творческого коллектива? Прислушиваются ли твои собеседники к твоему мнению?
Методика диагностики коллектива по А.Н. Лутошкину
Инструкция: следует прочесть сначала предложение слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
При этом надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 – свойство, указанное слева, появляется в коллективе всегда;
+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 – свойство появляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойство не проявляется достаточно ясно или то и другое проявляется в одинаковой степени;
–1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
–2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
–3 – свойство проявляется всегда.
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | –1 | –2 | –3 | Отрицательные особенности | |
1. Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | 1. Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон | |||||||
2. Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии | 2. Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
3. В отношениях между группами внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание | 3. Группировки конфликтуют между собой | |||||||
4. Членам коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | 4. Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
5. Успех или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива | 5. Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |||||||
6. Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями | 6. Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |||||||
7. Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга | 7. В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |||||||
8. В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу «один за всех и все за одного» | 8. В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |||||||
9. Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные | 9. Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | |||||||
10.Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться | 10. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |||||||
11. Коллектив активен, полон энергии | 11. Коллектив пассивен, инертен | |||||||
12. Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело | 12. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | |||||||
13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту | 13. Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | |||||||
14. У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители | 14. К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |